Урок русского языка в 3 классе по теме “Образование слов с помощью суффиксов“ (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Р-н М. Жумабаева

Надеждинская средняя школа

Русский язык 3 класс


Урок русского языка в 3 классе по теме “Образование слов с помощью суффиксов“ (3 класс)

Учитель:

Рябова Т. А.


Тема II. Состав слова. Словообразование.

Урок № 14 (28) Образование слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов -ик-, -ек-.


Цель: продолжить формирование знаний о словообразовательных функциях суффикса. Задачи: 1.Познакомить учащихся с правильным написанием суффиксов -ек-, -ик-. 2. Развивать умения делать графический разбор слова; изменять слова при помощи суффиксов. 3. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся. Тип урока: комбинированный. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод стимулирования познавательной деятельности. Формы обучения: коллективные, индивидуальные Оборудование: предметные картинки, схемы слов, листочки с заданием, картины художников изображавших осень.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
Будем отвечать активно, Хорошо себя вести. Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти. - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Словообразование», познакомимся со словообразовательной функцией суффикса, но урок у нас необычный, мы отправляемся на прогулку в осенний лес, мы будем с вами наблюдать жизнь природы, будем учиться писать слова с суффиксами -ек-, -ик-.
  1. Повторение пройденного материала.
- Входя в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я думаю, что вы знаете эти правила. 1) Не ломать веток. 2) Не разорять гнёзда. 3) Не разрушать муравейники. 4) Не разводить костры. Чтение учителем орфографической сказки

Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
В стране слов Словарик
Жил да был один старик. Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.
И вот однажды проходил мимо суффикс -ок. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про свое житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денек-другой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс -ок к корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да -ок, лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.
А тем временем мимо проходила приставка под-. Идет, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонек. А лес да -ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроем: приставка под-, корень лес и суффикс -ок - подлесок. Хорошо им втроем живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.
Но в одно солнечное утро появился, у границ страны Словарик суффикс -ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: "Что это? Почему в моем доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я - ближний родственник старику-корню?" Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лесник. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. "Как же тебе не стыдно, - сказал, он суффиксу -ник. - Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы - слова лесок, подлесок, лесник - родственники. И называетесь одним словом - "однокоренные". Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним еще много других приставок и суффиксов в гости заходило. - Ребята, скажите, что такое словообразование? (Это образование новых слов с помощью приставок и суффиксов) -А как образовались новые слова в нашей сказке? (суффикс Ок, приставка Под-, суффикс -Ник) - А как напишем приставку Под-? (Дети рассказывают правило о единообразном написании приставок). -Поощрение за правильные ответы.
III. Минута чистописания. 1)- Мы с вами отправляемся в путь. Подберите синонимы к слову путь. (дорога). - Посмотрите, как у вас в тетрадях в показе написано это слово. С какой буквы оно начинается? (с буквы «д») -Какая она, заглавная или строчная? Какой звук обозначает? Давайте напишем в соединении заглавную и строчную буквы Дд, а потом напишем слово дорога. 2) Оформление тетради - В дороге нам пригодиться дневник путешественника. В нём мы будем записывать свои наблюдения. Запишем дату нашей прогулки.
IV. Работа по теме урока. А слово дорога нам дано не зря, потому что мы с вами отправляемся на прогулку по осеннему лесу 1) Разбор слова по составу Устно разберём слово дорога по составу. (Вспомнить порядок разбора слов по составу). 2) Словарная работа -Ребята, Фея Осени - так ждала вас в гости к себе в осенний лес, что не заметила коварства злого колдуна. Он превратил её в цветок. И помочь ей можете только вы. Но сначала нужно помочь её подружке Берёзке. Злой колдун напустил на нё полчища вредных насекомых, которые испортили кору дерева. Сирень, берёза, капуста, ромашка, ягода, дорога, горох. Догадайтесь, какие это слова? (словарные) Возьмите ручку и постарайтесь правильно написать слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Пишите красиво и правильно, чтобы помочь Берёзке. (проверка написанного) 3) Изучение нового материала -Молодцы, вылечили дерево! Ребята, а какое из этих слов обозначает дерево, а какое кустарник? -Назовите отличие между деревом и кустарником. -А как ласково назвать берёзу? (берёзка, берёзонька) -Назовите суффиксы, которые были использованы.(-к, -оньк) 4)Чтение орфографической сказки Жили в небольшой деревеньке за корнем суффиксы Ок, Ек, Ик, Очк, Еньк, Ушк, Юшк, Ышк. Были они такие же работящие, как и все другие суффиксы страны русского языка. Но эти суффиксы были очень добрыми и тепло отзывались обо всём, что их окружало. Как к маленьким, относились они к окружающим их предметам. «Ах, какой колосок!» - восторгался Ок. «Смотрите, снежок выпал!» - говорит Ок зимой. «Мне нужны ключик, гвоздик, кирпичик!» - требует Ик. Веточка сломалась». «Листочки желтеют», - сообщает друзьям Очк. «Ноченька ушла, зоренька появилась», - радуется Еньк. «Полюшко, моё полюшко», - напевает Юшк. «Хлебушка хочу!» - заявляет Ушк. «Солнышко на небе! Ура! Перышко летит! Зёрнышко нашёл!» - смеётся Ышк. Эти суффиксы особенные. Уменьшительно-ласкательные. 5)Работа по учебнику -с.44 чтение правила У.172 (Выборочное списывание слов, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов) -Назовите эти суффиксы, как они называются? ( Уменьшительно-ласкательные) - Поощрение за правильные ответы. -Посмотрите, даже солнышко нам заулыбалось, так хорошо вы знаете суффиксы. 6) Изучение нового материала - Ну, солнышко, спасибо, пойдём дальше по дорожке. - Ой. Кто это там шипит? Кто это там копошится? Ой, ёжики! Посмотрите, ребята, по-моему, они ссорятся, давайте послушаем, о чём? «Слово «ЁЖИК» пишется с -ик-. -Нет, с -ек-. -А я говорю, с -ик-. -А я говорю, с -ек-. -Это всё проделки злого колдуна, он даже близких друзей ёжиков пытается поссорить. - Помните, что в начале экскурсии я вам говорила, что мы будем не только наблюдать за природой, но и учиться писать слова с -ек- и -ик-. - Вспомните, из-за каких слов спорили ёжики? -Давайте вспомним, какую же букву нужно писать в суффиксе? Я вам помогу. Е - Давайте изменим форму слова: ЛИСТОЧ К листочка, листочку, листочком. И -Ребята, посмотрите, между буквами Ч и К пропала гласная буква. В этом случае, оказывается, надо писать -ек-. И ЁЖ К ёжика, ёжику, ёжиком. Е - А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. 7)Работа над правилом. - самостоятельное ознакомление; - чтение вслух. Вывод: (Если гласный выпадает, то надо писать -Е; если не выпадает, то надо писать -И. Физминутка 8) Работа в тетрадях. - Ребята, давайте вернёмся к нашим дневникам путешественников и запишем наши наблюдения. А поможет нам у.177.(с комментированием) у.179 (самостоятельно, в соответствии с заданием учебника). V. Обобщение. Итог -Мы сегодня с вами совершили прогулку по осеннему лесу, набрали листочков, а на этих листочках задание. Возьмите листочки и выполните последнее волшебное задание. VI. Домашнее задание У.181, правило с.45




© 2010-2022