Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»


Тема

«Парные согласные на конце слова»

Программа

«Школа 2100»

Цель урока

Познакомить учащихся с новой орфограммой «Парные согласные на конце слова»

дать понятие о правиле проверки парных согласных на конце слов

Тип урока

Форма проведения

Метод работы

Открытие новых знаний

Урок-суд (урок нестандартной формы)

Групповая

Умения

Предметные

Минимум: Ребята должны научиться распознавать новую орфограмму;

Максимум: Уметь объяснять правописание парных согласных на конце слов; уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

Универсальные учебные действия Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: Уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные

умение оценить свою работу и работу товарища; умение находить причину успеха работы.


Межпредметные связи Литературное чтение

Базовая технология

Проблемно-диалогическая технология

Ресурсы:

Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс», 2009

Дополнительные: слайды, раздаточный материал.

Инструментарий

оценки


Работа по карточкам Примечание

Учитель заранее распределяет сильным ученикам ролевые слова, стихи для совместного ведения урока.

Технологическая карта урока «Русский язык», 2 класс.

Этапы урока

Ход урока

Оборудование

ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок - урок-суд. Чтобы работа суда была плодотворной, надо всем участникам судебного процесса быть внимательными, активными, не мешать при показаниях. Итак, прошу всех встать! Суд идёт! Объявляю состав суда:

Судья - учитель,

Прокурор - 1 группа,4ученика,

Адвокат - 2 группа,4 ученика,

Подсудимые - 3 группа,4ученика,

Свидетели- все остальные ученики (рассажены тоже по группам)

Присяжные заседатели - гости нашего урока.

Приветствуют стоя

II.Актуализация знаний

Судья: Чтобы найти обвиняемых, вытащите из конвертов карточку №1. Разделите их попарно!

б

в

г

ж

з

п

к

ф

ш

с

д

т

Уважаемые свидетели, что вы можете рассказать суду об этих обвиняемых?

Это все буквы, обозначающие согласные звуки?

Итак, подсудимые сегодня - парные согласные.

б

в

ж

г

д

з

п

ф

ш

к

т

с

Свидетели рассказывают о согласных звуках

Непарные:

л м н р й- буквы звонких согл.звуков

х ц ч щ- буквы глухих согл. звуков



Таблица на слайде

Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»

III. Постановка учебной проблемы



Судья: запишем дату, классная работа. Списываем слова в столбик. Разберёмся в чем же дело?

- Давайте подытожим наш разговор:

Один и тот же звук обозначается на конце слова разными буквами. Почему так? Что мы должны разобрать на суде?

Уважаемый прокурор, в чём вы обвиняетепарные согласные?

- Адвокаты, вам слово!

Прокурор:

Сколько можно говорить о парных звонких и глухих согласных? Пусть все пишут так, как слышат. Замучили они детей: слышится глухой звук, но пишется либо буква звонкого согласного, либо буква глухого согласного-просто беда…Прошу посмотреть на концы слов и убедиться, после записать слова в тетрадь. (Раздаёт Карточку №2, записать в тетрадь слова)



Прокурор:Я обвиняю парные согласные в том, что при одинаковом звучании на конце слова они пишутся по-разному.

Адвокат:

Ничего странного тут нет, надо знать о чём говоришь и уметь проверять звонкие и глухие согласные на конце слов.



Карточка №2

Плот - [Т] - плод

Лук- [К] -луг

Карп - [П] -гриб

Шарф -[Ф]- лев

На доске:

Что?

Где?

Как?

Чем?

Надо проверить?

IV. Совместное открытие новых знаний

Судья:

-У свидетелей есть показания, давайте послушаем







Судья: Чтобы понять, о чём говорило Правило, проведём несколько следственных экспериментов. Прошу получить следственные материалы, ознакомиться с их содержанием и выполнить в группах.

(Задания раздаются группам)

Эксперимент №1

Посмотри на образец,подумай и поставь нужную букву

(как говорим, когда нет и когда много?)

Нет Много

Лёд - льда льды

Камы__ -

Зу____-

Воло__

Огоро__-

Эксперимент №2.

Догадайся, какие слова с проверяемой согласной на конце надо написать. Напиши эти слова с однокоренными проверочными словами.

Мёд - проверочное слово: медовый

бе__-проверочное слово:

са__-проверочное слово:

ро__- проверочное слово:

перехо__- проверочное слово:

Судья:Суду пришло время отдохнуть. Прошу встать!

ФЗК игра «Покажи!».

Я называю вам слова с парными согласным на конце, а вы показываете их движениями, звуками:

Медведь, пароход, самолёт, рюкзак, кот, утюг, арбуз, глаз, сапог, обед, сапог,

Судья: Свидетели, какое мнение у вас сложилось о парных звонких и глухихсогласных на конце слов?



Судья: Подсудимые, так о чём вам рассказало ПРАВИЛО?

Разыгрывают диалог:

«В одном городе жили согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл спор.

Зв.согл.

- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука.

Гл. согл.

- Нет, не правда. Нужно писать глухую согласную.

Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки.

(гл. согл.)

- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую.

-Звонкие замолчали. Ведь они не знали самого главного - правила. И на помощь им пришёл сам король - всемогущее ПРАВИЛО. Только вот ПРАВИЛО это было глухонемое, поэтому никто ничего так и не понял. Так и разошлись»

Групповая работа





Проверка по образцу



Высказывают мнения

Свидетели:

Чтобы не путать звонких и глухих,

Прислушайтесь к звучанию согласных!

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

(читает наизусть)

Подсудимые рассказывают правило проверки парных согласных на конце слов.

ПРАВИЛО:

Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Например:

ДУБ - ДУБА, ДУБЫ

ОБЕД- ОБЕДА, ОБЕДЫ

МОРОЗ- МОРОЗА, МОРОЗЫ

ЗУБ- ЗУБА,ЗУБЫ













Слайд 2

Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»



Слайд 3

Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»

V. Первичное закрепление знаний

Судья:прошу открыть Книгу Правил(учебник) на стр.152 и сверить ответ.



Судья:

Найдите 245 упражнение

Судья:

Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: звонкие и глухие согласные оправдать и постоянно их проверять. Подсудимые, Вам последнее слово.

Прокурор: А может, в книге правил написано по-другому?

Ученики находят, читают самостоятельно

Прокурор:

Это ещё не доказательство того, что дети знают и умеют проверять слова с парными согласными на конце слов. Прошу усложнить задание и провести последний следственный эксперимент.

Выполняют упражнение. Объясняют, какие слова подобраны неправильно и почему. Работают в тетрадях, взаимопроверка по образцу

Адвокат: Следственные эксперименты показали, что ребята теперь знают, как проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слов.

Подсудимые

Если слышишь парный звук,

будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:
гласный рядом подставляй
следом за согласным,
и всё станет ясно

Зуб - на зубы, лёд - на льды

Будешь грамотным и ты.







Учебник «Русский язык» 2 класс

Слайд 4 Слайд 5

Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова» Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»

VI. Рефлексия

Судья:

-И так ребята, выполняя сегодня задания, суд убедил в том:

Надо проверить?Что?

где?

Как?

Чем?

Самые активные нашего заседания получают медальон «Заслуженный деятель судебного заседания»

Оценивание своей работы на шкале самооценки.

Ответы по опорной схеме.

Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»



Заслуженный деятель

Судебного заседания

Урок русского языка во втором классе проводится в виде урока - суда (нестандартная форма урока).

Урок: открытие новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с новой орфограммой «Парные согласные на конце слова»

дать понятие о правиле проверки парных согласных на конце слов

Задачи:

Познакомить с новой орфограммой «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»; научить подбирать проверочные слова, формируя умение сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемых слов.

Корректировать мыслительные процессы: внимание, память, наблюдательность. Развивать связанную речь.

Закреплять умение работать в коллективе, сотрудничая друг с другом.

На уроке главная роль отведена ведущим, которые ведут урок и определяют задания для выполнения:

Судья - учитель,

Прокурор - «сильный» ученик,

Адвокат - «сильный» ученик,

Подсудимые - «сильные» учащиеся.

Урок необычен тем, что к нему отдельные дети заранее должны быть подготовлены.



© 2010-2022