Использование приема антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование приема антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе

Е. В.Толстогузова,

учитель начальных классов,

МБ НОУ «Гимназия № 70»,

г. Новокузнецк Цель современной системы образования - вырастить функционально грамотную личность, которая способна самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми. Для этого ребенку изначально нужно дать возможность стать активным участником процесса обучения в целом и процесса чтения в частности, так как умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам. Мало и плохо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, что называется, захлебываться в потоке информации. В то же время учащиеся начальной школы находятся в том возрасте, когда у них можно выработать оптимальную скорость чтения, тягу к чтению художественной, учебной, познавательной литературы. Необходимым условием успешности обучения чтению и литературного образования детей в современной начальной школе является обязательность собственной читательской деятельности ученика. Сформировать сознательного читателя-ребенка - совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. Вот на этом этапе и следует применить прием антиципации. С помощью антиципации (догадки, мысленного предвосхищения) читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается, по логике развития мысли автора, о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора. На современном уроке литературного чтения антиципация применяется во время речевых разминок, для формулирования темы урока на основе ориентировки в книгах, на этапе подготовки к восприятию литературного произведения или его части, в ходе первичного восприятия текста. Использование приема антиципации на различных этапах работы с текстом может быть реализовано следующим образом. Этап первый: работа с текстом до начала чтения. Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением - предопределение, предвосхищение учащимися содержания произведения по его названию, иллюстрации, фамилии автора и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.

Пример фрагмента урока: М.Зощенко «Глупая история» На доске ключевые слова - беда, рыдает, другие. -Человек попадает в своей жизни в разные ситуации: смешные, грустные, захватывающие, страшные и другие. Сейчас мы узнаем про историю, которая произошла с девочкой Томой. Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом, который называется "Вот беда". Вы уже можете предположить, какая история произошла с Томой? (Неприятная. Страшная. Грустная...) Почему вы так думаете? (Кто-то ее обидел. Она потеряла что-то важное. Мама ушла и оставила ее одну. Девочку испугала собака...) Используя прием антиципации на подготовительном этапе работы с произведением, осуществляется и словарная работа. Учащиеся формулируют лексическое значение новых слов, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция. Такой подход к проведению словарной работы на уроке литературного чтения делает ее более продуктивной, оживляет учебный процесс, усиливает развивающую направленность урока, повышает интерес детей к изучаемому предмету.

Этап второй: работа с текстом во время чтения. Задавая вопросы по ходу чтения, учитель вовлекает детей в процесс «вчитывания» в текст, учит вниманию к слову, показывает, что из себя представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте же). Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными. Продемонстрируем на примере анализа произведения В. Драгунского «Друг детства».

  • Вопросы на выяснение причинно-следственных и других связей. (Почему папа засмеялся? Для, чего Дениска усаживал мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа?)
  • Вопросы на обоснование, аргументацию, доказательство. (Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьез?)
  • Вопросы, формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста. (Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксером», а не «он решил стать боксером»? Как вы понимаете выражение «скрепился немного»?)
Этап третий: работа с текстом после его прочтения. Данный этап предполагает достижение понимания основной мысли, подтекста, чтения «между строк». Наряду с традиционными приемами работы с текстом на уроках используются творческие виды работ:
  • прием кодирования информации текста в той или иной форме, например, изображение чувств, состояний, позиций действующих лиц произведения с помощью цветовой гаммы;
  • подбор фразеологизмов к героям;
  • создание нового объекта в связи с прочитанным произведением, например, составление записи в предполагаемом дневнике героя; составление письма главному герою и др.
Развивать творческий подход, креативное мышление и самостоятельность школьников -задача каждого педагога. То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен сделать сам. Таким образом, использование приема антиципации на различных этапах урока литературного чтения способствует повышению активной и осознанной деятельности младших школьников, усилению их субъектной позиции в учебном процессе и формированию функционально-грамотной личности.


© 2010-2022