Внеклассное занятие «Птицы - наши друзья»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

СТ. НОВОНИКОЛАЕВСКОЙ

Внеклассное занятие.

« Птицы -наши друзья »

Внеклассное занятие «Птицы - наши друзья»



Подготовила

учитель начальных классов

Санникова Людмила Ивановна

Тема: «Птицы-наши друзья».

Цель: познакомить с народными традициями встречи весны;

закрепление знаний о пользе птиц, которую они приносят

человеку;

формирование бережного, заботливого отношения к птицам;

воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко

всему живому.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, плакат

«Птицы-наши друзья», рисунки учащихся.

Презентация.

Звучит песня А. Журбина , Б. Заходера «Кто же такие птички».

Ученики: 1 Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

2 Ну когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна?

3 Что скворечник ждет их новый,

Что проснулись луг и сад…

Всех гостей встречать готовы.

Что же гости не летят?

4 А сегодня поглядели-

На ольхе сидит скворец!

Прилетели…

Прилетели…

Прилетели наконец!

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, гости!

Сегодня мы с вами отмечаем праздник, посвященный прилету птиц! Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, все равно отступает и уходит. Приходит весна, а с ней - яркое теплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы - перелетные птицы. Они в хорошую погоду за 1 день пролетают по 100 км - так они спешат. В пути приходится очень трудно, нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные.

Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны. Ученик 1: Грачи в народе всегда были символами весны. Они расхаживают важно, ковыряют землю крепкими клювами. Чаще всего грани прилетают к нам 17 - 19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим - грачевник. Есть поговорки, связанные с этим днем: «Грач весну расклевал», «Увидел грача - весну встречай». Ученик 2: Ещё один праздник 22 марта - Сороки. День равен ночи. На Русь 40 пичуг пробивается. Вот какие новости предсказывают их прилет. (Ученики называют приметы). - Жаворонок является первым - к теплу, зяблик - к холоду. - Журавль прилетел и тепло принес. - Грач на проталину, скворец - на проталину. - Увидел скворца - знай, - весна у крыльца. Ученик: На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы - жаворонка. Деревенская детвора бегала, привязывала самодельных птиц к шесту, раскачивая ими, распевали заклички весны. (Дети поют.) Жаворонки, жаворонки Прилетите к нам. Принесите нам Весну - красну, Зима надоела, Хлеб весь поела. Ученик: Чтение стихотворения В. Жуковского. На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: «Весна пришла к нам молодая», Я здесь пою приход весны… Ведущий: И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Игра «Прилетели птицы». - Сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем. - Прилетели птицы: - Голуби , синицы, - Мухи и стрижи… - Дети хлопают. - Учитель: Что неправильно? - Мухи! - А мухи - это кто? - Насекомые. - Вы правы. Ну что же, продолжим: - Прилетели птицы: - Голуби, синицы. - Аисты, вороны, - Галки, макароны! - Дети хлопают. Начинаем снова: - Прилетели птицы: - Голуби, куницы! Если дети не обращают внимания на куниц, учитель объясняет, что куницы - вовсе не птицы… Попробуем ещё разочек: - Прилетели птицы: - Голуби, синицы, - Галки и стрижи, - Чибисы, чижи, - Аисты, кукушки, - Даже совы - сплюшки, - Лебеди, скворцы… - Все мы молодцы! - С прилетом птиц становится шумно и весело… (Прослушивание пения птиц в записи.) Ученик: Здравствуй, здравствуй, красавица - весна! Птичий домик у нашего окна В этом доме сегодня веселье, У крылатых жильцов новоселье! Ведущий: А сейчас послушаем, где селятся птицы и какие у них бывают гнезда. Ученик: Гнезда у птиц очень разнообразны. У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбель, в которой выкармливаются беспомощные птенцы. У иволги вот такой гамачок. (Показ). Ученик: А жаворонок найдет где-нибудь ямку в поле, поросшим реденькой травкой, - вот и его гнездо. Такие же гнезда - ямки у перепелки среди лугов, у серой куропатки в полях. Ученик: Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Так же просто устраивают свои гнезда ближайшие родственники грача - вороны и галки. Ученик: Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют. Например ласточки - береговушки. Иногда на крутом берегу реки нор бывает так много, что целый ласточкин городок получается. Ученик: Скворец может поселиться в дупле дерева или в скворечнике. Он должен быть без щелей. Птицы не любят сквозняков. Леток - это отверстии в птичьем домике. Если отверстие большое, то птицам опасно вить гнездо в домике - кошки и вороны туда легко проникнут и перетаскают птенцов. Ученик: Мы должны помнить о том ,что нельзя смотреть как птичка вьет гнездо. Она может напугаться и улететь навсегда, не достроив гнезда. Ученик: Нельзя смотреть как птичка высиживает птенцов. Она может испугаться и улететь, а птенцы не вылупятся, погибнут. Ученик: Нельзя трогать птенцов. Они могут испугаться и выпрыгнуть из гнезда раньше срока. Я, ребята, птиц люблю, Никогда их не ловлю. Ни в ловушки, ни в сети, Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону. Ни сороки, ни вороны, Ни скворца, ни воробья Обижать не стану я. Песня «У дороги чибис». Ведущий: А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку? Ученик: Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Ведущий: Послушайте, ребята, небольшой рассказ Г. Скребицкого. __ « Скворцы заняли домик на березе. Устроили в нем свое гнездо. Я спросил у отца: «Сколько гусениц и разных жуков скворцы за день птенцам перетаскивают?» Отец ничего не ответил, а принес лист бумаги и карандаш. «Вот, - говорит, - посиди под березой до обеда, понаблюдай за скворцами. Когда они с кормом подлетят, ставь на листе карандашом черточку. А потом подсчитаем». Уселся я под березой и стал за скворцами следить. И что же? До обеда весь лист исчертил. Больше сотни палочек наставил. Даже рука устала.» __ Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток. Ученик: Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Ученик: Семья ласточек уничтожает около 1 000 000 различных вредных насекомых. Ученик: Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей. Ученик: Овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей. Ученик: Многие птицы - санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Ученик: А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Ведущий: С появлением потомства у птиц прибавляется хлопот. А как называются маленькие птенцы, мы сейчас узнаем. Проведем игру. Игра «Как зовут вас, детки?» Я называю птицу, а вы хором должны ответить, как зовутся птенцы. (смотрим на экран) Сова - … Ласточка - Грач - … Голубь - Скворец - … Кукушка - Песня «Кукушка» Т. Шапиро - Л. Вихарева. .Ведущий: С прилетом птиц оживают звуки…Со всех концов слышится щебет, крик, посвистывание птиц. Послушайте, о чем птицы говорят между собой. Сценка «Разговор птиц». (Звуки птиц в лесу) Зяблик: уж больно бережешь ты, дятел, свой нос, все о сучки чистишь. Дятел: Мне, зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь, носом стучи. Короеда несчастного выбить - и того носом. Голова кругом. А весной еще и на барабане носом играй. Стучи во всю мочь по сушине. Греми на весь лес, иначе дятлихи и слушать не хотят. Зяблик: Ох, дятел, и стукатливая у тебя жизнь. Все носом , да носом - того и гляди без носа останешься. - Почему дятел не улетает на зиму? - Почему дятла называют санитаром леса? Ведущий: А сейчас проведем соревнования, посвященные птицам, между ребятами 4-х классов. На сцену приглашаются команды. Команда 4 «А» класса-«Мудрая сова». Команда 4 «Б» класса-«Каркуша». Жюри … За правильный ответ команда получает 5 баллов. 1. Начинаем. Наш первый конкурс «Разминка». Вопросы командам. 1.Какие птицы прилетают с юга первыми? 1.Какую птицу называют лесным доктором? 2.Какая птица любит воровать блестящие предметы? 2.Какая птица выше всех летает? Молодцы, ребята. Вы неплохо справились с первым заданием. Ваши правильные ответы помогут вам сегодня построить скворечник. Победителем станет та команда, кто первым сможет построить скворечник. 2.Второй конкурс. (Стук в дверь) Ведущий: Кто там? Почт. Печкин: Это я, почтальон Печкин. Зашел к вам по делу. Четвертый класс? - На ваш адрес пришли два письма… - Угадайте, кто их написал? (Чтение писем командам). Письмо 1. «У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко - желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» (Ответ: синица). Письмо 2. «Все слышали мое пение, но немногим приходилось меня видеть, так как живу я в чаще леса, в роще. Размером я меньше голубя. Голова, спина, верх зоба пепельно-серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Гнездо я не вью, а откладываю свои яйца в гнезда других птиц. Кто же я?» (кукушка) Почтальон Печкин: Молодцы, ребята, знаете своих друзей. Ждите их в гости! Но мне пора, еще много писем и газет в моей сумке. Ведущий: Правильно ответившие на вопросы команды получают детали скворечника. А мы двигаемся дальше. 3. Следующий наш конкурс «Начинающий поэт». Вы получите листок со словами и напротив вы записываете рифму, но ваше слово обязательно должно означать птицу. Например, майка-чайка, строфа-дрофа и так далее. (Листы с заданиями.) __ А пока команды готовятся, ребята, посмотрите на экран. __Знаете ли, вы, что существуют птичьи рекорды?

Продолжительность жизни: Соловей - 25 лет Лебедь - 70 лет Сова - 60 лет Ворона - 120 лет.

Высота полета:

Скворец - 50 - 100 м Ворона - до 2500 м

Голубь - до 100 м Журавль - до 4500 м. __ Наши команды готовы. Слово предоставляется командам. (Ответы) __ Вот где скрываются юные поэтические дарования. Ребята неплохо справились с этим заданием. Скворечники наших команд постепенно строятся. 4.Следующий наш конкурс «Знаете ли вы птиц?» ( Дети из команд берут по 2 загадки и готовят ответы.) Маленький мальчишка На одной ноге стоит, В сером армячишке В воду пристально глядит По дворам шныряет Тычет клювом наугад - Крохи собирает. Ищет в речке лягушат (воробей) На носу повисла капля… Узнаете? Это… (Цапля). Мы построили вдвоем, В лесу, под щебет, звон и свист Для гостей весенний дом, Стучит лесной телеграфист: А верней сказать - дворец, «Здорово, дрозд - приятель!» Прилетай скорей… (Скворец). И ставит подпись… (Дятел).
Ведущий: Пока команды готовятся, задание залу-разгадать кроссворд о птицах. Трещала с самого утра «тр-р-ра!» В лесу кукует птица, «Тр-р-ра!» А что пора? Она назвать себя боится. Такая с ней морока, когда Ку-ку… ку-ку - не спит опушка. Трещит … (сорока). А птицу эту звать… (кукушка). Зимой на ветках - яблоки, В лесу, заметьте, дети, Скорей их собери. Есть ночные сторожа! И вдруг вспорхнули яблоки Сторожей боятся этих, Ведь это… (снегири). Мы прячемся дрожа! Очень уж суровы филин и … (сова). Я в любую непогоду Уважаю очень воду, Я от грязи берегусь Чистоплотный серый… (гусь) Ведущий: _ Молодцы, ребята. А теперь слушаем ответы команд. (Ответы) _ Команды справились с заданием. Строим скворечники… 5.Следующий наш конкурс «Домашнее задание». Команда «Мудрая сова»- инсценировка басни И.Крылова «Ворона и лисица» Команда «Каркуша» - «Кукушка и петух» (кукольный театр). Ведущий: Команды неплохо справились с домашним заданием. Получите детали скворечника. Жюри подводит итог. Песня «С нами друг» Теперь посмотрим скворечники наших команд. _ Для подведения итога соревнований мы приглашаем на сцену…. Вручение грамот. Ведущий: Ребята, мы сегодня много говорили о птицах, о пользе, которую они приносят человеку и не должны забывать о правилах поведения в природе. Правила поведения в природе: 1. Не ломай ветви деревьев и кустарников. 2. Не шуми в лесу, в парке. 3 . Не лови птиц и не уноси домой. 4. Зимой подкармливай птиц. 5. Не подходи близко к гнездам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.

  1. Не разоряй птичьи гнезда.

- Мы обращаемся всем людям, живущим на Земле с такими словами:

Ученик 1 Берегите эту землю, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ученик 2 Только вместе, только дружно

Помогать природе нужно!

Лишь тогда всем повезет -

Радуйся, лесной народ!

Ученик 3 Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Будем птицам помогать! (вместе)

Ведущий: Ученики нашего класса обращаются ко всем ребятам нашего района о соблюдении правил поведения в природе и на память нашим гостям вручат памятки.

- На этом наш праздник закончен.


© 2010-2022