- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Томтосова Н.А. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Тема: Проектная и исследовательская деятельность
учащихся как средство
гражданско-патриотического воспитания
младших школьников.
КПК: «Организация образовательного процесса в начальной, основной и средней школе в контексте ФГОС»
Выполнила: Томтосова Надежда Афанасьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Хандыгская средняя общеобразовательная школа
Томпонского района РС(Я)
2015
Содержание.
- Введение………………………………………………………………2
- Теоретическая часть.
- Педагогические основы гражданско-патриотического воспитания
-
- Метод проектов…………………………………………………….3
- Этапы реализации проекта. Формирование УУД через проектную деятельность………………………………………………………..6
- Проектные задачи в начальной школе……………………………8
- Практическая часть…………………………………………………….9
- Заключение…………………………………………………………….15
- Литература……………………………………………………………..16
- Введение.
- Педагогические основы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении.
- Метод проектов.
- Развивать у школьников:
- Научить:
- Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
- по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой, прикладной);
- по комплексности или предметно-содержательной области (монопроект/межпредметный);
- по характеру контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, республиканские);
- по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, коллективный);
- по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
- альманах,
- сборник иллюстраций,
- сборники собственных творческих работ,
- стенгазета,
- видео, -диа- или слайд - фильм,
- комментарий к тексту художественного произведения,
- публикация,
- буклет,
- презентация,
- веб-сайт,
- доклад,
- альбом.
- Этапы реализации проекта. Формирование УУД через проектную деятельность
- Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
- Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
- Распределение задач по группам, поиск информации.
- Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
- Промежуточные обсуждения полученных данных.
- Презентация (защита) проекта, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, выводы.
Метод проектов в начальной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации: - он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся; - деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль; - на всех этапах учитель выступает как консультант и помощник. Работа с применением метода проекта должна строиться по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы следует заложить следующие положения: - постепенное увеличение объёма знаний и навыков; - постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем; - от недолговременных однопредметных проектов к долговременным, от личных проектов к групповым. Каждый проект реализуется поэтапно. 1 этап - погружение в проект. Обучающиеся на данном этапе обсуждают тему проекта, присваивают проблему, формулируют цели, задачи проекта, что получают возможность для формирования личностных действий. Развитию учебных и познавательных мотивов способствует создание проблемных ситуаций на данном этапе. Организацию проектной деятельности обеспечивают такие регулятивные действия, как умение определять границы знания и незнания, замечать проблему, определять цель. 2 этап - организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта. Регулятивные действия - планирование и прогнозирование. Познавательные действия - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные действия - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3 этап - осуществление деятельности по решению проблемы. В ходе индивидуальной или групповой самостоятельной работы обучающиеся получают возможность для формирования личностных действий (следовать в поведении моральным нормам и этическими требованиям, учитывать позиции партнёров); регулятивных (адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации проекта, следовать составленному плану действий); познавательных (осуществлять расширенный поиск информации, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательство и др.) и коммуникативные (находить компромиссное решение практической задачи в спорных обстоятельствах, сохранять доброжелательные отношения в ходе работы, принимать и понимать позицию другого и др.). 4 этап - оформление результатов. Обучающиеся оформляют проект, анализируют его, оценивают свою роль, выясняют причину успехов, неудач, анализируют достижение цели, что способствует формированию личностных действий, регулятивных умений (находить и исправлять ошибки, вносить необходимые дополнения и коррективы); познавательных (создавать знаковую модель в совместной деятельности) и коммуникативные (стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и др.). 5 этап - презентация результатов. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите. Обучающиеся получают возможность для формирования таких коммуникативных действий, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 6 этап - оценка результатов и процесса проектной деятельности обучающихся в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. На данном этапе успешно формируются регулятивные действия (выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения), познавательные (рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов проектной деятельности). Безусловно, для учащихся начальной школы проект, как и любой вид творческой деятельности, очень сложен. Можно отметить, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное, индивидуальное развитие) возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие: - недостаточное развитие аналитического мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного; - коммуникативные затруднения; - эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям. 2.4. Поэтому в 1-2 классах мы решаем с детьми проектные задачи. Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных. Педагогический эффект проектной задачи: - Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи. - Учит способу проектирования через специально разработанные задания. - Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию. Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное); - целеполагать (ставить и удерживать цели); - планировать (составлять план своей деятельности; - моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все главное, существенное); -проявлять инициативу при поиске способа решения проектной задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свои позиции, принимать или отклонять точки зрения других). Практическая часть. Проект «Моя семья» - долгосрочный, рассчитанный на 4 года. В каждом классе решалаются отдельные задачи.
Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с раннего детства, имеют огромное значение на протяжении всей жизни и составляют основу гражданского поведения человека.
Цель проекта: формирование ценностного отношения к истории семьи, дому, семейным традициям, взаимоотношениям в семье.
1 класс - «Наша дружная семья»
Рисунки «Наша дружная семья»
Подбор пословиц о семье.
Устный рассказ о своей семье.
2 класс - «Семейные традиции»
3 класс - «Моя родословная»
4 класс - «Вместе с мамой можем все»
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной - это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок - это только почка на ветвях большого дерева. Родители - это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева.
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Цель работы: лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Задачи:
1) составить генеалогическое древо семьи
Объектом работы является родословная.
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Исследования.
Чтобы выяснить, историю своего рода, дети проводят поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных.
«Тайна имени и фамилии» - каждый ребенок самостоятельно занимался исследованием значения своего имени и фамилии, а некоторые дети нашли историю имени всей своей семьи.
Над проектами «Семейные традиции» и «Вместе с мамой можем все» дети работали совместно с родителями.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
В 3-4 классах учащиеся начинают работать над групповыми проектами.
Один из таких больших проектов - проект «Моя Якутия»
Проект «Моя Якутия» - 3 класс
1 этап: распределение ролей в группе, выбор индивидуальных тем исследования учащихся. Сформулированы цели и задачи исследовательской деятельности. Составлен план реализации задач проектно-исследовательской деятельности. Выбрана форма и способы презентации результатов деятельности.
Этап сбора информации:
На этом этапе роль учителя - это «наблюдатель». Ребята все делали сами. Собирали информацию, анализировали, выбирали главное, собирали материал для портфолио проекта. Учитель контролировал, как идет ход деятельности, по необходимости вносил корректировки.
Этап создания продукта:
На этом этапе учащиеся готовили презентацию результатов деятельности. На этом этапе необходима помощь и учителя и родителей, этот этап очень важен для дальнейшей презентации проекта и от того как сработает сообщество: ученик - учитель - родитель, зависит результат деятельности.
Заключительный этап. Презентация
Это один из самых важнейших этапов проектно-исследовательской деятельности. Он необходим для завершения работы. Именно этот этап в работе является решающим элементом гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Исследовательская работа по изучению истории нашей республики через исторические события, поиск интересных мест останется в душе ребенка на долгие годы.
Этап "рефлексия"
Этап самоанализа и самооценки проделанной работы.
Проект «Моя Якутия» был представлен на школьный конкурс ко Дню Республики и завоевал 1-ое место и сейчас выставлен в школьной библиотеке.
Проект «Сохраним подснежники» к году Арктики.
Ребята приняли участие в Республиканском творческом конкурсе «Сохраним подснежники» в рамках VIII Республиканской экологической акции «Природа и мы», посвященной Году культуры в РФ и Году Арктики в РС(Я).
Цель проекта: формировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», прививать детям экологическую и моральную ответственность. Результатом работы над проектом стал сборник, куда вошли собранный учащимися материал о подснежниках, рассказы и стихи собственного сочинения, фотографии и рисунки детей. Вот одно из стихотворений.
Подснежник
Когда тепла еще так мало,
Среди снегов цветет упрямо
Подснежник - первый наш цветок.
Ты береги его!
Он защитит от всех напастей,
Надежду дарит нам на счастье,
Что будет мир, весна.
Ты помоги ему!
В суровый год спасал народ,
Детей кормил в войну и в голод,
Солдат лечил от ран.
А ты спаси его!
Не губите вы смелый цветок!
Столько нежности в нем и терпенья,
Он родной земли украшенье.
Ты защити его! Пускай цветет подснежник каждую весну, Как символ верности и дружбы. Его цветенья так недолог миг. Ты охраняй его! (Голиков Денис) В преддверии 70-летия Великой Победы родилась идея создания проекта «Мои родственники в годы войны», который включил в себя поисковую работу по сбору информации о своих предках - прабабушках и прадедушках, участниках войны или тружениках тыла, проведение Урока Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто», поход к памятникам боевой славы. План реализации проекта.
1.
Классный час «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?»
октябрь
2.
Сбор информации учащимися о героическом прошлом своих близких.
Ноябрь-декабрь
3.
Чтение книг о Великой Отечественной войне. Презентация прочитанной книги.
Январь-февраль
4
Участие в поселковом конкурсе рисунков на тему «Великая Отечественная война 1941-45гг»
февраль
5.
Участие в конкурсе инсценированной песни
февраль
6.
Библиотечный час «Дети - участники войны»
март
7.
Оформление музейного уголка и «Листовок Памяти» в классе.
апрель
8.
Урок Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто!»
май
9.
1. Митинг. «Салют Победа!»
2. Экскурсия площадь Победы.
май
Презентация коллективного проекта прошла на районном семинаре по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и получила высокую оценку. Также шесть работ учащихся были представлены на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и все работы заняли призовые места.
Заключение. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России, высокий уровень общей воспитанности учащихся. Использование методов проектов показало свою эффективность. Наши учащиеся занимают первые и призовые места в школьных и районных научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах мультимедийных презентаций, сочинений, чтецов. Подводя итог, хочу отметить, что в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты организация проектной деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно - нравственное воспитание.
Список использованной литературы.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград, 2010 с.50.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.
- Проблемно - исследовательские технологии преподавания литературы. Мин-во образования РС(Я), ИПКРО. Якутск, 2003.
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». Самара : Издательский дом «Федоров»,2011
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2002
20