Рабочая программа по русскому языку. 3 класс (УМК

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 78



Рассмотрено на заседании ШМО учителей ______________________

________________ Ф.И.О.

№ протокола ______

«___»____________ 2014г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Фомичева Е.П.

«___» ________________ 2014г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

________________ Прошин В.П.

«___»______________ 2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

Русский язык

Учебный год

2014/15

Класс

3 «А»

Количество часов в год

170

Количество часов в неделю

5

Учитель: Батанова О. А.


Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по русскому языку для средней общеобразовательной школы 3 класса составлена на основе: 1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; 2. Программы по русскому языку для получения основного (общего) (среднего (полного) общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263); 3. Учебного плана МБОУ СОШ № 78. 5. Программы «Гармония», русский язык, 3 класс, авторы: М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, издательство: Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013

Распределение учебного времени в течение учебного года

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Контрольные мероприятия

списывания

диктанты

изложения

I четверть

9

5

46

2

1

2


II четверть

7

5

32

2


2


III четверть

10

5

53

2

1

2


IV четверть

8

5

39

3


2

1

Итого в год

34


170

9

2

6

1

Учебно-методический комплект

Программа, автор

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год

издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания
«Гармония», М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

3 Русский язык. К тайнам нашего языка. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.- Издательство: Смоленск: Ассоциация XXI век,2012 Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические ре-комендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. - Издательство: Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 3 кл. В 3 ч.- Издательство: Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е., Са- медова А. И. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. - 2010 и послед. Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. - Издательство: Смоленск: Ассоциация XXI век,2012. Корешкова Т. В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 3 класса. В 2 ч. - 2012. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Оценка достижения планируемых результатов. Итоговые проверочные работы по русскому языку.3 класс. - 2013.
Цели курса русского языка, реализованного в комплекте «К тайнам нашего языка»: - создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи; - заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации; - сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся; - формирование психологических новообразований ученика, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, формирование учебной самостоятельности; - обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции. Важнейшей особенностью курса является системно-деятельностный подход к организации обучения. Данный подход к организации лингвистического образования учащихся проявляется в том, что освоение языковых и речевых понятий, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты. Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. Так, реализуя системно-деятельностный подход к организации обучения, учебник каждого класса создаёт реальные возможности для личностного развития детей и становления у них, наряду с предметными, комплекса универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные учебные действия (способность осознанно направлять, самостоятельно регулировать и контролировать выполняемые операции) формируются у учащихся всем ходом обучения, логикой развёртывания их деятельности при освоении любой темы, при формировании всех предусмотренных программой предметных умений. Одним из направлений формирования познавательных учебных действий является обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней. Формирование коммуникативных универсальных действий обеспечено его коммуникативной направленностью, с которой связана вторая важнейшая особенность курса русского языка, представленного в учебнике. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Курс русского языка каждого класса в учебном комплекте «К тайнам нашего языка» представлен следующими содержательными предметными линиями: - формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний; - формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний; - формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации, а также базовых знаний и умений из области фонетики, словообразования (морфемики) и грамматики. Планируемые предметные результаты освоения программы 3-го класса В области речевой деятельности - пользоваться словарями учебника для решения различных практических вопросов; - соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов; - понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли; осознавать и раскрывать тему в создаваемом тексте, проводить в нём главную мысль; - озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план; - письменно подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера, создавать речевые произведения освоенных жанров, небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки; - участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения, нормы употребления и произношения слов; - под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач; участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах; - строить и использовать в речи, различные по цели и интонации предложения; - понимать в тексте тему и основную мысль, отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии. В области фонетики и графики - различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении; - понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять учебные задания с использованием моделей; - анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков; - правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями; - пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством - абзацным отступом («красной строкой»). В области лексики - различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое); - выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; - в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи; - стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов. В области словообразования (морфемики) - выделять в слове основу и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс; - отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова; - сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения; - соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей; - различать изменяемые и неизменяемые слова. В области морфологии - выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного); - различать формы слова и однокоренные слова; - ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы; - определять морфологические признаки слова, выполнять для этого необходимые способы действия; - находить в предложенном материале слова по указанным морфологическим признакам, заданные формы слов; - сравнивать, классифицировать, преобразовывать предложенные слова по указанным признакам; - под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте; - пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях. В области синтаксиса и пунктуации - различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения; - устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; - отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; - проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов. В области орфографии - осознавать сущность понятия «орфограмма»; определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами; - разграничивать орфограммы на изученные правила и не- изученные; - применять изученные орфографические правила; - пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм; - списывать и писать под диктовку; - проверять написанное и вносить коррективы.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2014 - 2015 учебный год


урока



Дата




Тема урока


Формы контроля


Содержание урока,

ЗУН, изучаемые на уроке

(УУД, развиваемые на уроке)


План


Факт

I четверть (46 ч.)

Знаем - повторим, не знаем - узнаем (20 ч.)

1-2.






3.





4.



5.


6-7.





8.





9.






10.






11-12.




13.




14.





15-16.





17.





18.





19-20.









Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»)




Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи

Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания. Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу.

Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»)


Формирование орфографи­ческой зоркости. Использование орфографического словаря

Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне.

Знакомство с сочетаниями -оро- - -ра-, -оло- - -ла-,- ере- - -ре-

Правописание суффиксов -ек и -ик-

(«Открываем ещё два секрета письма»)



Правописание ударных и безударных сочетаний

-цы- - -ци- (общее знакомство)

Общее знакомство со сложными словами

Бывает ли в слове два корня?») Подробное изложение по опорным словам «Мурка и ежата»

Разбор слова по соста­ву. Соединительные гласные в сложных словах.


Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении.
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение».


Формирование орфографи­ческой зоркости. Разные спо­собы выбора написания в за­висимости от места орфограм­мы в слове.



текущий

фронтальный опрос





текущий

фронтальный опрос

текущий

фронтальный опрос

текущий

фронтальный опрос

текущий

фронтальный опрос




С.р. №1 (написание корневых орфограмм)


текущий

фронтальный опрос





текущий

фронтальный опрос





текущий

фронтальный опрос




текущий

фронтальный опрос



Изл. № 1





Сл. д. № 1,

текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос




К. д. №1





текущий

фронтальный опрос

С.р. №2 (написание суффиксов)

Текст. Тема. Главная мысль. План. Абзац. Правописание гласных и согласных в корнях, слов с непроверяемыми гласными и согласными, удвоенных согласных, разделительных ь и ъ. Фонетический анализ слова. Знать изученные орфограммы и пунктограммы. Уметь: - анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; - различать произношение и написание слов;

- находить способ проверки написания слова. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения, комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя, способность задавать вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного. Планировать свои действия для решения задач. Устанавливать наличие в сло­вах изученных орфограмм. Обос­новывать написание слов. Находить в чужой и собствен­ной работе орфографические ошибки, объяснять их причины. Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы

Понятие основа слова, значение основы и значение окончания. Разбор слов по составу. Знать: понятие «основа слова», значение окончания, основы, признаки родственных слов Уметь: разбирать слова по составу. Характеризовать алгоритм разбо­ра слова по составу, использовать его Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. Осуществлять взаимоконтроль

Правописание основных корневых орфограмм и способы решения известных орфографических задач Знать изученные орфограммы. Уметь: видеть «опасные места» в слове; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми напи­саниями в корне; находить способ проверки на­писания слова (в том числе по сло­варю) Группировать слова по месту и типу орфограммы. Оценивать соответствие написа­ния слов орфографическим нор­мам, находить допущенные в текс­те ошибки
Знать способы выбора более точного проверочного слова. Уметь: выбирать более точное проверочное слово; правильно писать слова на изу­ченные орфограммы. Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправиль­но записанные слова и исправлять ошибки
Знакомство со словами, в которых встречаются сочетания -оро -, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре-. Уметь распознавать слова, которые нужно проверять, обосновывать написание проверяемой орфограммы. Группировка слов по тематическому признаку. Прог­нозировать наличие определен­ных орфограмм в слове. Контролировать правильность записи текста, находить неправиль­но записанные слова и исправлять ошибки

Познакомить с правописанием суффиксов -ик, -ек. Знать о правописании суффиксов -ик, -ек . Уметь: подбирать более точное проверочное слово; правильно писать слова на изу­ченные орфограммы. Группировка слов по тематическому признаку. Планировать свои действия для решения задач. Моделировать алгоритмы при­менения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Оценивать правиль­ность примененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора бук­вы на месте орфограммы

Познакомить с обозначением ударных и безударных гласных в сочетании -цы, -ци. Знать о написании сочетаний -цы и -ци. Уметь предупреждать ошибки в написании таких слов. Группировка слов по тематическому признаку. Моделировать алгоритмы при­менения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Прогнозировать необходимость использования дополнительных ис­точников информации уточнять написания слов по орфографичес­кому словарю.
Ознакомление со сложными словами и правилами их написания. Знать о правописании сложных слов.. Уметь выделять корни и буквы соединительных гласных Моделировать алгоритмы при­менения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Характеризовать алгоритм разбо­ра слова по составу, использовать его
Создание повествовательного текста изложения (55 - 65 слов). Уметь: создавать несложные моноло­гические тексты в форме повест­вования; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Составлять рассказ по теме индивидуально. Воспроизводить текст в соответ­ствии с заданием: подробно. Оценивать пра­вильность выполнения учеб­ной задачи.
Создание сложных слов. Написание буквы соединительных гласных. Разбор слов по составу. Знать о правописании сложных слов. Уметь выделять корни и писать буквы соединительных гласных. Устанавливать наличие в сло­вах изученных орфограмм. Обос­новывать написание слов. Находить в чужой и собствен­ной работе орфографические ошибки, объяснять их причины. Моделировать слова заданного состава.

Пользование приёмом письма с «окошками», словарём для решения задач. Списывание и письмо под диктовку. Соотносить имеющиеся знания и умения с новыми, коллективно систематизировать их. Выполнять различные способы действия, оценивать их выполнение другими. Анализировать и классифицировать слова, выбирать задания для выполнения, определять свои трудности и достижения.
Знать изученные орфограммы. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправиль­но записанные слова и исправлять ошибки
Знать изученные орфограммы. Уметь: видеть «опасные места» в слове; решать орфографические задачи. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения, комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя, способность задавать вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного. Классифицировать слова, напи­сание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивать правиль­ность примененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора бук­вы на месте орфограммы. Выби­рать нужный способ проверки.




Морфология

Каждое слово - часть речи (26 ч.)


1.






2.




3.


4.





5.




6.




7.


8.


9.




10-11.




12.





13.





14.




15.



16.





17.





18.





19.




20.





21.



22.



23.


24.

25-26.




Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?»)


Знакомство с названиями частей речи («Всему название дано!»)
Назовём слова-указатели.

Освоение личных местоимений


Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Первый снег»

Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Обучение употреблению и написанию служебных частей речи.

Раздельное написание предлогов с личными место­имениями.


Части речи: самостоятельные и служебные.

Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи.


Контрольное списывание № 1 «Части речи»


Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова.

Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного

Знакомство с начальной формой имени прилагательного
Изложение по коллективно составленному плану из вопросов «Живой мячик»

Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.
Контрольный диктант № 2 по итогам 1 четверти.


Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных

Изменение имён существительных и прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных

Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени

Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений.

Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа.

Освоение способа действия для определения падежей.
Систематизация сведений о существительных и прилагательных.Уточнение их общего признака: изменяться по падежам.

текущий

фронтальный опрос




текущий

фронтальный опрос


текущий

фронтальный опрос





Соч. №1




текущий

фронтальный опрос


текущий

фронтальный опрос


С.р. №3 (правописание служебных слов)


текущий

фронтальный опрос


текущий

фронтальный опрос


К. спис. № 1





текущий

фронтальный опрос


текущий

фронтальный опрос





Изл. № 2






Сл. д. № 2





К. д. № 2



текущий

фронтальный опрос





текущий

фронтальный опрос

текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос




текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос



Знакомство с частями речи. Формирование представлений о словах, объединённых в группы по определённым признакам. Знать понятие части речи. Уметь различать слова по вопросам, значению, по особенностям изменения Находить основание для классификации слов. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик. Принимать и сохранять учебную задачу.
Формирование представлений о словах, объединённых в группы по определённым признакам. Уметь различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол. Находить основание для классификации слов. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик
Личные местоимения, их значение и употребление. Знать, что такое местоимение. Уметь находить местоимение в тексте и заменять ими имя существительное Накопление опыта поиска информации в книгах, Интернете, у взрослых. Вступать в учебное сотрудничество. Наблюдать: определять на­личие в тексте личных место­имений. Осуществлять взаимоконтроль.
Сравнение между собой разных типов текста: описа­ние, повествование. Создание текста-описания (сочине­ния) по заданной теме (40 - 50 слов). Знать типы текстов. Уметь: правильно употреблять слова и строить предложения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Писать сочинение на заданную тему с опорой на данный план. Составлять устные моноло­гические высказывания: рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование). Оценивать пра­вильность выполнения учеб­ной задачи.

Разграничение частей речи на самостоятельные и служебные. Уметь распознавать части речи и правильно писать служебные слова. Планировать свои действия для решения задач. Находить основание для классификации слов. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик

Развитие умений распознавать служебные части речи в тексте. Уметь распознавать части речи и правильно писать служебные слова. Знать особенности написания местоимений 3 лица с предлогами. Оценивать соответствие написа­ния слов орфографическим нор­мам, находить допущенные в текс­те ошибки. Контролировать правильность записи слов, находить неправиль­но записанные слова и исправлять ошибки.


Распознавание частей речи в тексте, их отличительные особенности. Уметь распознавать части речи и правильно писать служебные слова. Находить основание для классификации слов. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик
Наблюдать за использованием слов разных частей речи и их назначением; правильно употреблять их в своей речи, в написании. Совершенствовать все орфографические умения. Находить основание для классификации слов. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик.

Списывание текста (до 55-65 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Знать изученные орфограммы. Уметь проверять написанное, находить и исправлять ошибки на изученные правила. Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой. Оценивать соответствие написа­ния слов орфографическим нор­мам, находить допущенные в текс­те ошибки.
Знакомство с понятиями «форма слова», «начальная форма». Иметь представление об отличии формы слова от родственных слов. Различать родственные слова и формы слова. Вступать в учебное сотрудничество.


Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного, имени прилагательного. Знать вопросы начальной формой глагола, имени существительного, имени прилагательного. Уметь определять их начальную форму. Планировать свои действия для решения задач. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик. Анализировать граммати­ческие признаки заданных слов


Тип текста - повествование. Составление плана. Уметь: составлять план; письменно пересказывать текст; -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Составлять рассказ по теме индивидуально. Создавать план текста. Анализировать последова­тельность собственных дейст­вий при работе над изложе­ниями.

Знакомство с родом имен существительных и зависимость от него рода имен прилагательных. Уметь определять род имён существительных и прилагательных Подбирать максимальное количество имён прилагатель­ных к заданному имени суще­ствительному. Принимать и сохранять учебную задачу.
Распознавание частей речи в тексте. Знать изученные орфограммы. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте. Контролировать правильность записи текста, находить неправиль­но записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Знакомство со способом определения родовых окончаний имен прилагательных. Знать способы определения родовых окончаний Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное +прилагательное».



Знакомство со словами не имеющими какого-либо числа. Различать изменяемые и неизменяемые слова Ставить слова в указанные формы. Вступать в учебное сотрудничество.


Знакомство со сходством имён прилагательных и глаголов прошедшего времени (изменение по родам, ими «командует» имя существительное) Уметь распознавать части речи. Сравнивать слова по указанным признакам. Осуществлять взаимоконтроль
Знакомство с падежами. Знать название падежей и их вопросы. Уметь изменять слова по вопросам. Изменять слова в соответствии с их морфологическими признаками. Изменение имён существительных по падежам (падежные вопросы). Тренировка в определении падежей. Уметь: распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных; работать по усвоению названий и вопросов падежей. Накопление опыта поиска информации в книгах, Интернете, у взрослых. Изменять слова в соответствии с их морфологическими признаками. Вступать в учебное сотрудничество
Определять морфологические признаки слов существительного и прилагательного. Сравнивать слова по освоенным признакам. Уметь: распознавать части речи, определять их род, число и падеж; усваивать названия и вопросы падежей. Изменять слова в соответствии с их морфологическими признаками. Вступать в учебное сотрудничество

II четверть (32 ч.)

Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол как часть речи (27 ч.).

1.





2.





3.


4.


5.




6-7.




8.





9.




10.




11.

12-13.

14.



15.





16.





17-18.


19.



20.




21-22.


23-24.


25.



26.





27.





Повторение изученного о частях речи.

Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий.

Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам.

Знакомство с системой времён глагола.

Подробное изложение по коллективно составленному плану по рассказу В. Бочарникова «Алёшина яблоня».

Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени. Закрепление изученного.

Определение принадлежности слова к той или иной части речи.

Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола». Способ нахождения неопределённой формы глагола.

Неопреде­лённая форма глагола. Закрепление.

Строение и написание глаголов в неопределённой форме

Право­писание глагольных суффиксов в начальной форме глагола



Контрольный диктант № 3 по теме «Части речи».
Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях. Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний.

Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием.
Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени.
Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению.

Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам.

Морфологический разбор глагола.

Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти.

текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос


текущий

фронтальный опрос


Изл. № 3




текущий

фронтальный опрос

С.р. № 4 (имя существительное и имя прилагательное)


текущий

фронтальный опрос


текущий

фронтальный опрос


текущий

фронтальный опрос

Сл. д. №3





К. д. № 3


текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос

текущий

фронтальный опрос

текущий

фронтальный опрос

текущий

фронтальный опрос




С.р. №5 (начальная форма и время глагола)


текущий

фронтальный опрос

Сл. д. № 4



К. д. № 4



Работа по развитию умения распознавать части речи. Уметь: распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных; работать по усвоению названий и вопросов падежей. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик. Анализировать граммати­ческие признаки заданных слов. Повторение изученного о глаголе. Значение и употребление в речи глаголов. Знать изученное о глаголе. Уметь: распознавать части речи, выделяя глагол; употреблять в своей речи глаголы Планировать свои действия для решения задач. Находить основание для классификации слов. Вступать в учебное сотрудничество.
Проведение наблюдений, повторение известного и постановка учебной задачи. Уметь: выделять глагол среди частей речи; следить за особенностями изменений глагола. Изменять слова в соответствии с их морфологическими признаками. Принимать и сохранять учебную задачу.
Знакомство с системой времён глагола. Уметь отличать одну временную форму от другой по вопросу. Группировать глаголы по временам.
Составление плана. Изложение повествовательного текста (55 - 65 слов). Уметь: составлять план; письменно пересказывать текст; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Составлять рассказ по теме индивидуально. Создавать план текста. Анализировать последова­тельность собственных дейст­вий при работе над изложением и соот­носить их с разработанным алгоритмом. Оценивать пра­вильность выполнения учеб­ной задачи.
Уточнение и обобщение сведений о времени глагола. Уметь отличать одну временную форму от другой по вопросу. Группировать глаголы по временам. Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы.

Уточнить комплекс признаков принадлежности слова к той или иной части речи. Расширить представление о значении глаголов. Знать комплекс признаков, руководствуясь которыми следует определять принадлежность слов к той или иной части речи. Накопление опыта поиска информации в книгах, Интернете, у взрослых. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик.
Понятие «неопределённая форма глагола», «начальная форма». Способы её нахождения. Знать способы действий для нахождения неопределённой формы от заданной. Ставить слова в указанные формы. Вступать в учебное сотрудничество.


Способ действия для нахождения неопределённой формы глагола. Образование временной форм от заданной неопределённой. Знать правила постановки вопросов. Уметь распознавать неопределённую форму глагола Ставить слова в указанные формы. Осуществлять взаимоконтроль
Суффиксы неопределённой формы глагола, правописание слов с ними. Уметь представление о временах глаголов и его грамматических, орфографических и речевых особенностях. Планировать свои действия для решения задач. Устанавливать наличие в сло­вах изученных орфограмм. Обос­новывать написание слов. Вступать в учебное сотрудничество Написание под диктовку текста (до 55-65 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Знать изученные орфограммы. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправиль­но записанные слова и исправлять ошибки.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание глагольных суффиксов. Уметь: - различать глаголы прошедшего времени; - правильно находить суффикс глаголов этой формы; - правильно писать глагольные суффиксы. Группировка слов по тематическому признаку. Устанавливать наличие в сло­вах изученных орфограмм. Обос­новывать написание слов. Осуществлять взаимоконтроль.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний. Уметь: различать глаголы прошедшего времени; правильно находить суффикс глаголов этой формы; правильно писать родовые окончания Устанавливать наличие в сло­вах изученных орфограмм. Принимать и сохранять учебную задачу Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой.
Изменение глаголов настоящего времени по лицам. Наблюдение за окончаниями глаголов настоящего времени, их особенность предавать значение числа и лица. Уметь: - отличать одну временную форму от другой по вопросу; - изменять глаголы настоящего времени по лицам и числам; - правильно писать окончание глаголов 2 лица единственного числа. Изменять слова в соответствии с их морфологическими признаками. Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы.





Знакомство с двумя формами будущего времени глагола. Уметь: - отличать одну временную форму от другой по вопросу; - изменять глаголы будущего времени по лицам и числам; - правильно писать окончание глаголов 2 лица единственного числа. Ставить слова в указанные формы. Принимать и сохранять учебную задачу. Упражнение в правильном написании личных окончаний глаголов. Постановка глагола в начальную форму и образование глагольных форм времени. Повторение изученного о глаголе. Уметь: - ставить глагол в начальную форму и в указанные формы времени; - определять известные признаки глагола (время, число, лицо, род).
Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения, комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя, способность задавать вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного. Изменять слова в соответствии с их морфологическими признаками. Трансформировать текст, изменяя время глагола. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик. Определять морфологические признаки слова. Осуществлять взаимоконтроль.
Написание под диктовку текста (до 55-65 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Знать изученные орфограммы. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте. Контролировать правильность записи текста, находить неправиль­но записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.


Учимся рассказывать о действиях (5 ч.)

1.



2.




3.




4.



5.







Обучение пересказу с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица.

Изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии).

Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера.

Создание текста «Как я сделаю…».

Написание новогодних поздравлений.


текущий

фронтальный опрос




текущий

фронтальный опрос


Соч. № 2

текущий

фронтальный опрос


Обучение пересказу от первого лица. Уметь: - пересказывать от другого лица; - передавать содержание рассказа. Воспроизводить (пе­ресказывать) текст в соответ­ствии с заданием: от другого лица. Вступать в учебное сотрудничество.

Знакомство с особенностями текста-инструкции. Создание делового текста-инструкции. Уметь: - правильно составлять инструкции; - работать над текстами инструктивного характера. Групповая работа с толковым словарём, поиск в словаре нужного слова. Составлять рассказ по теме или по сюжетным картинкам индивидуально, в паре или группе. Накопление опыта поиска информации в книгах, Интернете, у взрослых.

Корректировать тексты, в ко­торых допущены смысловые ошибки. Создавать речевые произведения освоенных жанров (инструкция). Анализировать и коррек­тировать тексты с нарушен­ным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Анализировать письмен­ную речь по критериям: пра­вильность, богатство, вырази­тельность.


III четверть (53 ч.)

Что мы знаем о частях речи? (16 ч.)

1-2.





3.





4.


5.





6-7.




8.




9-10.






11.




12.




13.




14.



15.



16.




Повторение и систематизация изученного о частях речи.
Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных.

Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть.

Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени.

Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи . Анализ глагола как части речи.

Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме.

Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах.

Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах.

Способ решения орфографической задачи тся или ться.
Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени.
Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану «Зайчонок Яшка».

Создание рассказа по картинкам.


Сочинение по серии картинок «Хитрый кот»

Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям.

текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос


текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос

текущий

фронтальный опрос





текущий

фронтальный опрос

Сл. д. № 5


С.р. № 6 (написание -тся, -ться)



текущий

фронтальный опрос




Изл. № 4





текущий

фронтальный опрос

Соч. № 3


текущий

фронтальный опрос


Повторение изученного о частях речи. Уметь различать части речи. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения, комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя, способность задавать вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного. Планировать свои действия для решения задач. Находить основание для классификации слов. Род имён существительных и прилагательных, сходство и различия. Знать изученные орфограммы. Уметь различать имя существительное и имя прилагательное Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное +прилагательное».
Неопределённая форма глагола. Отличие глаголов, отвечающих на вопрос «что делать?» от «что сделать?». Уметь различать части речи. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик. Осуществлять взаимоконтроль.
Упражнение в изменении временных форм глагола. Определение лица глагола. Уметь: - определять время глагола и лицо. Ставить слова в указанные формы.
Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. Уметь: - производить морфологический разбор глагола; - определять время глагола и лицо. Определять морфологические признаки слова. Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы.

Применение освоенных правил письма, выполнение предписываемых ими действий. Систематизировать сведения о глаголе, анализировать, сравнивать, изменять глагольные формы. Выполнять различные вида анализа слов, решать разнообразные орфографические задачи, ориентироваться при этом на общий способ орфографического действия. Работать со словарями учебника.
Новая орфографическая трудность: слышим ца, а обозначать можем -ца или -тся, -ться. Знать о написании -тся или -ться в глаголах. Уметь: распознавать форму глагола; производить морфологический разбор глагола. Планировать свои действия для решения задач. Моделировать алгоритмы при­менения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам.
Новая орфографическая трудность: слышим ца, а обозначать можем -ца или -тся, -ться. Знать о написании -тся или -ться в глаголах. Уметь: распознавать форму глагола; производить морфологический разбор глагола. Обос­новывать написание слов. Осуществлять взаимоконтроль.
Обучение построению текста, пересказу текста от другого лица. Уметь пользоваться разными формами глагола Анализировать письмен­ную речь по критериям: пра­вильность, богатство, вырази­тельность.



Самостоятельное составление плана к тексту. Изложение повествовательного текста (55 - 65 слов) Знать понятие «план текста». Уметь воспроизводить и создавать повествовательные тексты. Составлять рассказ по теме индивидуально. Создавать план текста. Анализировать последова­тельность собственных дейст­вий при работе над изложением и соот­носить их с разработанным алгоритмом.

Создание собственных текстов по серии картинок (40 - 50 слов) Уметь: -составлять несложные моноло­гические тексты по заданной теме; -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Писать сочинение по сюжетным картинкам. Анализировать последова­тельность собственных дейст­вий при работе над сочинением и соот­носить их с разработанным алгоритмом. Оценивать пра­вильность выполнения учеб­ной задачи.

Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч.)

1.



2.



3.




4-5.





6-7.



8.





9.





10-11.




12-13.



14.






15.


16.

17.



Повторение изученного о предложении.



Знакомство с понятием «член предложения».
Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления.

Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом.

Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые.

Совершенствование грамматических и орфографических умений. Подготовка к контрольной работе.

Контрольный диктант № 5 по теме «Части речи».


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.



Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений.

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи.

Создание текстов изобразительного характера. Краткое изложение по рассказу Н.Носова «Дружок».

Создание текста-инструкции

Контрольное списывание № 3 по теме «Члены предложения».

текущий

фронтальный опрос




текущий

фронтальный опрос





текущий

фронтальный опрос




текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос




К. д. № 5






текущий

фронтальный опрос




текущий

фронтальный опрос


С. р. № 7 (члены предложения)



Изл. № 5



текущий

фронтальный опрос


К. спис. № 2 Предложение как целостная единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Уметь: правильно строить и последовательно употреблять предложения в тексте; правильно оформлять предложение на письме. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Вступать в учебное сотрудничество.
Понятие «член предложения». Отличие членов предложения от части речи Знать значение нового понятия «член предложения». Уметь отличать части речи от членов предложения. Различать понятия «части речи» и «члены предложения». Принимать и сохранять учебную задачу.

Знакомство с главными членами предложения. Нахождение в предложении главных членов. Знать значение понятий «подлежащее», «сказуемое». Уметь выделять главные члены предложения. Объяснять способ нахождения главных членов предложения. Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы.

Главные и второстепенные члены предложения. Их роль в предложении. Уметь правильно строить предложение, находить главные в них члены. Устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении. Осуществлять взаимоконтроль.


Совершенствование приобретённых знаний и умений, повторение, уточнение и систематизация пройденного; упражнение в синтаксическом разборе предложений, полном или частичном, в установлении связи слов, решение орфографических задач. Осуществлять взаимо- и самопроверку, взаимо- и самоконтроль; делать обобщения; работать со словарём.
Написание под диктовку текста (до 55-65 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Знать изученные орфограммы. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте. Контролировать правильность записи текста, находить неправиль­но записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Установление связи слов в предложении (по смыслу и форме). Памятка синтаксического анализа предложения. Уметь грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим, выделять в предложении главные и второстепенные члены; выделять пары второстепенных членов предложения. Планировать свои действия для решения задач. Устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении.

Проводить синтаксический анализ простого предложения. Вступать в учебное сотрудничество. Установление связи слов в предложении. Знакомство с предложениями, в которых нет подлежащего или сказуемого. Синтаксический анализа предложений. Уметь: выделять в предложении главные и второстепенные члены; характеризовать предложения. составлять предложения и находить в них главные и второстепенные члены предложения. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения, комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя, способность задавать вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного.

Устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении. Принимать и сохранять учебную задачу. Проводить синтаксический анализ простого предложения. Осуществлять взаимоконтроль. Соотносить предложение и его характеристики.
Изложение повествовательного текста (55 - 65 слов) Знать признаки текста. Уметь: составлять текст по плану и опорным словам; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Составлять рассказ по теме индивидуально. Воспроизводить (пе­ресказывать) текст в соответ­ствии с заданием: кратко. Оценивать пра­вильность выполнения учеб­ной задачи: соотносить собст­венный текст с исходным.
Работа над развитием умения употреблять официально-деловую лексику Знать особенности деловой речи. Уметь составлять устные и письменные рассказы. Сравнивать между собой разные типы текстов: описа­ние, повествование; осознавать особеннос­ти каждого типа. Списывание текста (до 55-65 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Знать изученные орфограммы. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой. Оценивать соответствие написа­ния слов орфографическим нор­мам, находить допущенные в текс­те ошибки.

И вновь о частях речи (20ч.)

1-2.




3.






4.


5.


6-7.





8.



9-11.








12-15.






16.




17-19.



20.




Повторение изученного о частях речи.


Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей».

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных.

О значении имён прилагательных.

Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных

Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи
Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение.





Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Закрепление изученного.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольный диктант № 6 по итогам 3 четверти.


Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей».
Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками»).

текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос





текущий

фронтальный опрос





текущий

фронтальный опрос



Сл. д. № 6





текущий

фронтальный опрос

С. р. № 8 (ь после ши­пящих на конце имён сущест­вительных)


текущий

фронтальный опрос





К. д. № 6






текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос


Сходство и различие слов разных частей речи. Работа по повторению и сопоставлению частей речи. Уметь находить в предложении слова разных частей речи, сопоставлять их. Находить основание для классификации слов. Принимать и сохранять учебную задачу. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматически­ми характеристиками.
Род имени существительного и зависимость от него рода подчинённого имени прилагательного. Словарь «Какого рода и числа слово?». Уметь: находить в предложении слова разных частей речи; составлять ряды родственных слов. Подбирать максимальное количество имён прилагатель­ных к заданному имени суще­ствительному.

Связь имен прилагательных с именами существительными. Выбор букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов Уметь правильно определять окончания имён прилагательных. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное +прилагательное».

Повторение падежей имён существительных, упражнение в изменении по падежам имен прилагательных и существительных. Уметь распознавать род и падеж имён существительных и имён прилагательных Ставить слова в указанные формы. Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы.
Анализировать имена существительные и имена прилагательные как часть речи. Знать план морфологического разбора имён существительных и прилагательных. Уметь анализировать их как часть речи. Определять морфологические признаки слов. Осуществлять взаимоконтроль



Работа по формированию умений грамотно писать слова с буквами шипящих на конце, активно использовать словарь трудностей Знать: три функции ь; правило правописания ь на конце имён существительных после шипящих. Уметь: распознавать существительные мужского и женского рода; писать ь на конце имён существительных (в начальной форме) после шипящих. Планировать свои действия для решения задач. Моделировать алгоритмы при­менения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Обос­новывать написание слов. Вступать в учебное сотрудничество. Оценивать правиль­ность примененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора бук­вы на месте орфограммы.
Работа над совершенствованием знаний о частях речи. Систематизация знаний о частях речи, об их грамматических признаках. Различение слов по значению, по строению. Знать: всё изученное о частях речи; освоенные виды разбора слов. Уметь: различать части речи; решать разные орфографические задачи. Находить основание для классификации слов Анализировать граммати­ческие признаки. Осуществлять взаимоконтроль.
Написание под диктовку текста (до 55-65 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Знать изученные орфограммы. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправиль­но записанные слова и исправлять ошибки.

Стараться соблюдать нормы литературного языка. Пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи. Осваивают слова «трудного» рода и числа, учатся правилам согласования с этими словами имён прилагательных, обнаруживают и исправляют грамматические и лексические ошибки; работают со словарём трудностей.

Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Уметь создавать словесные истории по картинкам, определять виды текстов. Составлять рассказ по теме или по сюжетным картинкам индивидуально, в паре или группе. Составлять устные моноло­гические высказывания: сло­весные зарисовки.




IV четверть (39 ч.)

Обо всём, что мы теперь знаем (17 ч.)

1.







2.







3.





4.






5.






6-7.




8-9.




10.

11.






12-14.



15.

16-17.



Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне…»)


Изложение № 6 с элементами сочинения на основе картины



Повторение различных видов разбора на материале словесной модели


Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь.

Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. Обучение пользованию словарями

Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения.


Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов.
Формирование умения рассказывать о словах. Контрольное изложение по коллективно составленному плану «Друг детства»


Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач.
Контрольный диктант № 7 по теме «Повторение».
Совершенствование орфографических и грамматических умений.


текущий

фронтальный опрос




Изл. № 6







текущий

фронтальный опрос


текущий

фронтальный опрос




С. р. № 9 (морфологический разбор частей речи)




текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос



К. изл. № 1







текущий

фронтальный опрос

Сл. д. № 7

К. д. № 7



текущий

фронтальный опрос


Систематизация знаний о частях речи, об их грамматических признаках. Различение слов по значению, по строению. Работа над совершенствованием знаний о членах предложения. Знать: всё изученное о членах предложения и частях речи. Уметь: различать главные и второстепенные члены предложения; решать разные орфографические задачи. Различать понятия «части речи» и «члены предложения». Объяснять способ нахождения главных членов предложения. Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы.
Изложение повествовательного текста (55 - 65 слов). Знать признаки текста. Уметь: составлять текст по плану и опорным словам; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Составлять рассказ по теме индивидуально. Составлять рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование). Оценивать пра­вильность выполнения учеб­ной задачи: соотносить собст­венный текст с исходным (для изложений).
Значение, назначение имён прилагательных и имён существительных. Связь слов с помощью вопросов, обозначение её с помощью окончаний Уметь: распознавать число, род, падеж имён существительных и имён прилагательных. Подбирать максимальное количество имён прилагатель­ных к заданному имени суще­ствительному. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное +прилагательное».
Систематизация знаний о частях речи, об их грамматических признаках. Уметь сопоставлять части речи, их грамматические признаки. Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматически­ми характеристиками. Определять морфологические признаки слова. Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы. Классифицировать слова по указанным признакам. Осуществлять взаимоконтроль.
Выделение главных и второстепенных членов предложения. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Уметь: различать главные и второстепенные члены предложения; решать разные орфографические задачи. Устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении и словосочетании. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.


Грамматико-орфографическое повторение. Возникновение слов русского языка. Уметь выявлять в речи слова, значения которых требует уточнения, обращаться к толковому словарю. Групповая работа с толковым словарём, поиск в словаре нужного слова. Накопление опыта поиска информации в книгах, Интернете, у взрослых. Определять значение слова, пользуясь толковым словарём.



Изложение повествовательного текста (55 - 65 слов) Знать признаки текста. Уметь: составлять текст по плану и опорным словам; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Составлять рассказ по теме индивидуально. Составлять рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование). Оценивать пра­вильность выполнения учеб­ной задачи: соотносить собст­венный текст с исходным (для изложений).


Обнаруживать орфограммы, определять их разновидности, соотносить с правилами, применять изученные правила. Пользоваться орфографическим словарём. Разграничивать освоенные и неосвоенные орфограммы. Проверять написанное и вносить коррективы. Списывать и писать под диктовку. По предъявленным моделям определяют и повторяют изученные правила, систематизируют их. Списывают тексты, находят орфограммы, классифицируют их как освоенные и неосвоенные, выполняют требуемые орфографические действия. Составляют на основе словаря словарные диктанты, пишут их, выполняют все орфографические действия при письме под диктовку.





Продолжаем учиться хорошей речи (16 ч.)

1.





2-3.




4-5.





6.





7.


8-9.




10.





11-12.

13-15.







16.







Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки».

Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием.

Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста.


Сочинение № 4 по картинкам «Хитрая ворона».


Знакомство с особенностями словесных этюдов.

Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника

Итоговый контрольный диктант № 8


Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям.

Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем.

Сочинение № 5 с элементами рассуждения «Моё любимое занятие».

текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос



Соч. № 4





текущий

фронтальный опрос


Сл. д. № 8




К. д. № 8




текущий

фронтальный опрос



текущий

фронтальный опрос







Соч. № 5







Понимание роли предложений со значением оценки. Построение их в зависимости от расположения в тексте. Типы речи (повествование, описание предмета, оценка действительности) Знать типы речи. Уметь находить предложения со значением оценки, правильно их употреблять в тексте, строить текст-описание предмета и текст-повествование Накопление опыта поиска информации в книгах, Интернете, у взрослых Находить в тексте предложения с заданными характе­ристиками. Принимать и сохранять учебную задачу. Анализировать и коррек­тировать тексты с нарушен­ным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Сравнивать между собой разные типы текстов: описа­ние, повествование; осознавать особеннос­ти каждого типа.

Работа над развитием умений пользоваться различными типами речи. Создание текста-повествования (сочине­ния) по заданной теме (40 - 50 слов) Уметь создавать словесные истории по картинкам, определять типы текста. Писать сочинение по сюжетным картинкам. Составлять рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование). Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки.
Введение понятий «этюд-описание» и «этюд-повествование» Уметь правильно употреблять слова и строить предложения. Групповая работа с толковым словарём, поиск в словаре нужного слова. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения, комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя, способность задавать вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного. Сравнивать между собой разные типы текстов: описа­ние, повествование; осознавать особеннос­ти каждого типа.
Написание под диктовку текста (до 55- 65 слов) в соответствии с изученными нормами правописания Знать изученные орфограммы. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте. Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправиль­но записанные слова и исправлять ошибки.
Обучение составлению словесных зарисовок. Уметь составлять словесные этюды-описания и этюды-повествования. Составлять рассказ по теме индивидуально, в паре или группе. Составлять устные моноло­гические высказывания на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование).
Повторение всех ранее освоенных жанров: загадка, записка, телеграмма, поздравления, кулинарные, рецепты, инструкции, письма, воспоминания, этюд. Знать ранее освоенные жанры, их особенности. Уметь создавать текст загадки, телеграммы, описания, поздравления. Писать письма, поздравительные открытки. Приобретение опыта клавиатурного письма при использовании мобильного телефона (sms-сообщение). Создавать речевые произведения освоенных жанров. Корректировать тексты, в ко­торых допущены смысловые ошибки. Анализировать письмен­ную речь по критериям: пра­вильность, богатство, вырази­тельность. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки.
Создание небольшого текста-описания (сочине­ния) по заданной теме (40 - 50 слов) Знать признаки текста-описания. Уметь: составлять тексты-описания по плану; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Писать сочинение на заданную тему с опорой на план. Составлять рассказ на определенную тему с использова­нием разных типов речи (описа­ние). Анализировать и оценивать правильность выполнения и результат выполнения орфографической задачи.

Подводим итоги, строим планы (6 ч.)

1-6.



Перелистывая учебник… Повторение. Обобщение.

текущий

фронтальный опрос


викторины,

конкурсы

Систематизировать, проверять и оценивать приобретённые умения по различным разделам курса. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, пользоваться различными словарями и справочными материалами учебника. Анализируют оглавление учебника, содержание справочных страниц, вспоминают изученные вопросы, обсуждают и оценивают приобретённые знания и умения. Коллективно (в группах) разрабатывают викторины, конкурсы, формулируют вопросы, обдумывают ответы, обсуждают и планируют форму проведения, участвуют в осуществлении плана. Предполагают вопросы, которые должны изучаться в дальнейшем.


25


© 2010-2022