Конспект урока по русскому языку 1 класс, УМК «Перспектива»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку 1 класс, УМК «Перспектива».

Учитель: Шумейко Ирина Викторовна

Тема урока: Слова, противоположные по значению

Цели урока:

  1. углубить представления детей о словах, противоположных по значению;

  2. обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.

  3. учить различать и употреблять в речи слова, противоположные по значению.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные логические УУД: формировать умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, умение устанавливать аналогии на предметном материале; учить операции классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале.

  2. Познавательные общеучебные УУД: развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка.

  3. Регулятивные УУД: формировать умение выделять и сохранять цель, заданную в виде образца-продукта действия, развивать ориентацию на образец и правило выполнения действия, формировать умения контролировать, корректировать, оценивать.

  4. Коммуникативные УУД: формировать умения определять цели и функции участников учебного действия; формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы; выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее разрешения; контролировать, корректировать действия партнера; создавать устные и письменные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка

Осваиваемые понятия: слова, противоположные по значению, слова, близкие по значению

Научить определять слова, противоположные по значению; различать слова, близкие по значению, и слова, противоположные по значению, употреблять в речи слова, противоположные по значению.

Оборудование:

Компьютер, проектор, карточки со словами, линеечки успеха.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

Познавательные общеучебные УУД

Психологический настрой детей на урок, проверка технической готовности к уроку.











Минутка чистописания













Повторение изученного.



Работа в паре.











СЛАЙД №1



Познавательные логические и регулятивные УУД.

Ребята, сегодня нам предстоит вновь постигнуть секреты великого русского языка. Зачем нужно изучать русский язык?

ья, ьк. ье. Продолжить эту закономерность.

Пословица. Маленькое дело лучше большого безделья.

Как вы понимаете эту пословицу?

Работа над орфографией. Спишите эту пословицу.

Оцените свою работу шкалой.

Кто это?

О чём он рассказал нам на прошлом уроке?

Выпишите из предложения слово дело. Подберите к нему слова, близкие по значению.

Для чего в речи используются такие слова?

Поработайте в паре. Соедините слова, близкие по значению.

У кого возникли затруднения?

Ответы детей



Иван Иванович Самоваров. Великий учёный. Знаток русского языка.

В русском языке есть слова, близкие по значению.

Дело - работа-занятие.

Самостоятельная работа в паре.

Актуализация знаний

«Открытие» нового знания детьми.

Слайд№2

Познавательные логические и регулятивные УУД

Ребята, как много интересных слов в русском языке! Есть слова, которые звучат по-разному, но имеют близкие значения, А вот ещё о чём рассказывает Иван Иванович Самоваров

Что это за слова? На прошлом уроке мы говорили о словах, близких по значению, а сегодня о каких словах, как вы думаете? Как можно назвать такие слова? ( Если дети затрудняются, учитель называет - антонимы)

О словах, противоположных по значению

Антонимы

Первичное закрепление

Познавательные, общеучебные и регулятивные УУД



Слайд №3

Слайд №4

Да, есть в русском языке слова с противоположным значением - антонимы. Значит, чему вы должны сегодня научиться?

Вернёмся к пословице. Какие слова с противоположным значением встретились в этой пословице?

Попытайтесь отгадать загадки, найти в них такие слова и записать их через тире в тетрадь.

Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. (Дятел)

«Врач» для сосен и берёз, Крепче стали острый нос. Съест вредителей в коре и в мороз, и при жаре. ( Сова)

Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Какие слова с противоположным значением встретились?

Уметь подбирать слова с противоположным значением…

Большое - маленькое, дело-безделье

Индивидуальная работа в тетради с последующей коллективной проверкой

Учащиеся выписывают в тетрадь слова с противоположным значением.

День - ночь, мороз - жара

Белый - чёрный и т. д. Индивидуальная работа в тетради с последующей проверкой

Работа с учебником упр.62, стр. 32

Коммуникативные УУД

Ребята, а как вы думаете, кроме пословиц, где ещё могут быть использованы антонимы?
- С помощью антонимов можно охарактеризовать, например, животных.
Лев - заяц (по храбрости).
Муха - слон (по величине).
Лисица - ворона (по уму).
Стрекоза - муравей (по трудолюбию).

Ребята, как вы думаете, а в каких ещё жанрах литературных произведений

встречаются антонимы?

На экране слова: Подберите к данным словам антонимы. Составьте предложение на тему:«Каким я хочу быть». добрый -… жадный - … ленивый - … весёлый- …



Сказки, рассказы, стихи.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Слайд №5


Самостоятельная работа в тетрадях. Учащиеся подбирают слова, противоположные по смыслу, записывают их. Составляют предложения на тему: «Каким я хочу быть?»

Включение в систему знаний и повторения

Познавательные логические, коммуникативные и регулятивные УУД

1. Составьте сочетания со словами «дорогой-дешевый». Составьте примеры сравнения, используя слова «дороже-дешевле». 2. Составьте предложения о дне и ночи, используя антонимы. 3. Подбери как можно больше слов, описывающих твоего домашнего питомца, а затем постарайся подобрать к этим словам такие, которые будут противоположны по смыслу.

Работа в парах с последующим коллективным обсуждением

Рефлексия



Итог урока.

А теперь я прочту вам стихотворные строчки, а вы хором назовете недостающие слова.

Скажу тебе я слово Высоко, А ты ответишь?

* * * Скажу я слово Далеко, А ты ответишь: * * * Скажу тебе я слово Трус, Ответишь * ** Теперь начало Я скажу,- Ну, отвечай: * * * !

Что интересного вы сегодня узнали на уроке? Что такое антонимы? В чём их отличие от синонимов? Для чего используют такие слова в речи?

Возьмите свои «Линеечки успеха». (Есть у каждого ребёнка) Оцените свою работу. 1.Активность на уроке. 2. Аккуратность выполнения работы 3.Внимательность.

Учитель даёт словесную оценку, характеризует деятельность учащихся.

Коллективный обмен мнениями





Дети оценивают свою работу на «Линеечке успеха»














© 2010-2022