Рабочая программа по внеурочной деятельности Умники и умницы (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 3 класса составлена на основе Образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Евсеевской средней общеобразовательной школы, авторской программы О.А.Холодовой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Курс «Умники и умницы» разработан как дополнение к курсу «РПС» (развитие познавательных способностей) для начальной школы.

Цели и задачи курса Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Место «Занимательный русский язык» в учебном плане На изучение курса «Занимательный русский язык» в учебном плане МОУ Евсеевской СОШ в 3 классе отводится 1 час в неделю (35 учебных недель), всего 35 часов.

Основное содержание учебного предмета

Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.

Требования к уровню подготовки учащихся

Календарно-тематическое планирование


урока

Наименование тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плано

вые сроки прохождения

Скоррек

тирован

ные сроки прохожде

ния

1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия. Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Давать несложные определения понятиям. Излагать свои мысли ясно и последовательно.


































































































































































































02.09.14-28.10.14









2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности решать нестандартные задания.

3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности решать нестандартные задания.

4 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности решать нестандартные задания.

5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности решать нестандартные задания.

6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие способности решать нестандартные задания.

7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности решать нестандартные задания.

9 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности решать нестандартные задания.

10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности решать нестандартные задания.

11.11.14-23.12.14

11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности решать нестандартные задания.

12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности решать нестандартные задания.

13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

16 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

17 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

13.01.15-17.03.15



18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

20 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

23 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

24 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

25 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

26 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

27 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

07.04.15-26.05.15







28 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

29 Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

30 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

31 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

32 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

33 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

34 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

35 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Программа курса РПС ( развитие познавательных способностей), О.Холодова. 2. О.А.Холодова «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ». Методическое пособие для 3 класса. 3. О.А.Холодова «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ». Рабочие тетради в 2-х частях. 4.Е.В.Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс». Учебное пособие. 5.Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. Пособие для учителя. 6. А.О.Орг, Н.Г.Белицкая «Олимпиады по математике. 3 класс». 7. Н.К.Винокурова «Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания».

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 1.Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик. 2.Материалы: бумага (писчая).

Технические средства 1.Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Персональный компьютер. 3. DVD-проигрыватель. 4. Телевизор с диагональю не менее 72 см.

Оборудование класса 1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 2.Стол учительский с тумбой. 3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. 4.Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.


© 2010-2022