Имя существительное. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имён существительных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Имя существительное. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имён существительныхИмя существительное. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имён существительныхИмя существительное. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имён существительных


Тема

« Имя существительное. Постоянные

и непостоянные

морфологические признаки имён существительных».




Тема : Заседание учёного совета по теме «Имя существительное. Постоянные и непостоянные

морфологические признаки имени существительного».

Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном, активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;

воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.


Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
Организация урока: парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.





Ход урока.

I.Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.


II.Актуализация опорных знаний

Цель:

  • всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;

  • тренировать в нахождении имен существительных;

  • развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение


Вступление.
Итак, заседание начинается.

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.(имя существительное)

Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

«Имя существительное

- это хлеб языка»

( Лев Успенский).

Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

1)Вопросы учителя к эпиграфу

-Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

-Объясните значение слова "язык".

- Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание?

Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.

Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
-Что такое имя существительное? ( я считаю, я думаю)

- Ваше мнение?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Каким членом предложения является?

2)Выступление докладчика


Докладчик (Пархоменко Д.)

Имя существительное - древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов - имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи -имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки -всё было названо и имеет своё имя. И всё это - имя существительное.

А теперь предлагаю размять наши пальчики.

III. Гимнастика для пальчиков.

IV.Минутка чистописания.

- О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)

СсСс

Работа со словарём.

Выпишите из словаря все существительные на букву С. ( салют, свобода, секрет, солдат)

- Докажите что это существительные.

- Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

- Почему? Докажите.

Вывод:

Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)

- Что вы сейчас перечислили?

V. Сообщение темы, постановка цели урока.

Цель:

  • Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.

  • формировать навык самоконтроля.

-Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? ( морфологические признаки)

- На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
Имя существительное

? (постоянные) ?(непостоянные)

1. Собственное- нарицательное Число

2. Одушевленное -неодушевлённые Падеж

3. Род

4. Склонение

- Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.

( 2 группы признаков имён существительных) ( постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

- какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков ) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)

Изучение нового материала

У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Задание №1

(работа в группах), (собственные и нарицательные), ( разноуровневые карточки).

№1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

  • ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

  • УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

(собственные и нарицательные)

№2).Найди и исправь ошибки.

Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша.

Какое правило не знает Незнайка?

Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

- Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

№3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь .

Игра- Рига; лего- Олег; соло - Осло ( столица Нарвегии). (Со́ло (итал. Solo - один) - исполнение всего музыкального произведения или его ведущей тематической партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется солистом.)

Вывод:

Задание №2 ( работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

Одушевлённые неодушевлённые

Трубач тягач

Богач калач

Циркач плач

Ткач кума′ч

Силач меч

Врач кирпич

Лихач луч

Царевич обруч

Москвич ключ

Мяч

- Как вы понимаете, что такое кумач? (работа с толковым словарём)

Кумач - хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

- Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

Вывод:

Задание №3(род, склонение)


(Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. ( У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.

Сердце, юноша, желание, горе, олово.

Озеро, поломка, встреча, дружба, ходьба.

Вертолёт, стук, угощение, металлолом, музыкант.

Вывод:

Стрекоза, мужчина, басня, стекло, дядя.

Скорость, нефть, молодёжь, нота, рожь, метель.

Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.

Вывод:

- Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

-Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

- Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

- Как определить склонение?

-Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

- Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Вывод:

Обобщение

Непостоянные морфологические признаки имён существительных

- Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)

- как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?

- Докажите свою точку зрения . (3-4 примера устно)

- Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

Обобщение.

VI. Физминутка.

Цель:

  • избежать перегрузки и переутомления учащихся,

  • сохранить мотивацию учения.


Задание №4

Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

Обобщение

VII. Подведение итогов

Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.

Какие задачи мы ставили перед собой?

Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?

VIII. Рефлексия

Домашнее задание

  • Сообщить учащимся о домашнем задании,

  • разъяснить методику его выполнения

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

- Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

- Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.





6


© 2010-2022