Урок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 47 Тема: Иван Третий 1.


Цели урока: сформировать представление учащихся о Москве времен Ивана Третьего, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского; познавательные - осознать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций, коммуникативные - соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; регулятивные - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные - строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, видеопроектор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, рабочие тетради учащихся, текст для работы в группах, учебник «Природоведение 4» А.А.Плешакова

Ход урока

1.Организационный момент. (Слайд 1)

Начинается урок,
Он пойдет нам впрок,
Постараемся все понять,
Будем тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»! - Когда человек сможет обладать знаниями? - Каким образом? - Вы готовы добывать знания?

2.Актуализация опорных знаний. (Слайд 2-3)

- С чего начнём работу? (С повторения прошлого материала.)

- По какой теме мы проверим свои знания? (битва на Куликовом поле)

1. Работа в тетрадях-тестах (стр. 81-82 -3мин)

1. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой в Куликовом сражении?

Карточка 2

В чем значение победы русского войска на Куликовом поле?

2.Блицопрос (один отвечает, остальные веером сигналят + да, - нет)

  1. Кто бросил открытый вызов Орде? (князь Дмитрий Иванович)

  2. В чем выражался этот вызов? (он перестал платить дань)

  3. Когда Мамай пошел с войском на Русь? (летом 1380г.)

  4. С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли? (собирать войско для помощи)

  5. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича для борьбы с врагами? (Сергий Радонежский)

  6. На какой реке встретились войска? (река Дон)

  7. Когда произошло сражение? (8 сентября 1380г)

  8. Как называется поле? (Куликово)

  9. С чего началась битва? (поединок богатырей Пересвета и Челубея)

  10. Чем закончилось сражение? (победа русских войск)

  11. Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после этой битвы? (Донской)

3.Самоопределение к деятельности (Слайд 4) - Что вы повторили? (знания по теме «битва на Куликовом поле»)

  • ПУрок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс)Урок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс)очему я выбрала именно это?
2.

-Урок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс)Урок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс) Какое теперь задание вас ждёт? (Задание, в котором будет что-то новое.)

-Урок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс)Урок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс) Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)

Пробовать!

- Обрели ли русские полную независимость земли после разгрома войска Мамая? (нет, враг силен, набеги продолжались, платили дань)

- Когда же Русь перестала зависеть от монгольских ханов? (не знаем)

- Какой князь избавил Русь от ордынцев?

- Вы сможете объяснить свой ответ? (Мы не можем обосновать.) Почему? (затруднение)

- Что же нужно делать? (остановить и подумать) В чем возникло затруднение? - Почему возникло затруднение?

- Что же мы должно перед собой поставить? (цель) (ответы детей)

-Какая цель урока может быть поставлена? (Узнать обрели ли русские полную независимость земли после разгрома войска Мамая? Когда же Русь перестала зависеть от монгольских ханов? Какой князь избавил Русь от ордынцев?)

- Сверим свои цели, с целями учебника на стр. 74

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам может помочь в открытии нового? (Работа в группах.)

- Вспомните правила работы в группе.

Правила работы в группах

Урок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс)Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, и каждый за общий результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.

- Какие же вопросы вы будете решать по теме «Иван Третий»? На доске (Слайд 5)

4.Открытие нового знания. (Слайд 6)

1. - Прочитайте текст и сформулируйте 3 вопроса. Чей вопрос интереснее? (текст на листочках)

Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество расширилось, присоединив к себе большинство русских земель. Князь Иван Третий присоединив к Московскому государству даже Новгород, отказался платить дань хану, укрепил русское войско пушками, пищалами (главные силы - кованная рать - вооруженная конница, судовая рать- пешее войско на лодках) и через 2 года повел его навстречу хану Ахмату. Русское войско в количестве 180 тыс. человек заняли броды к реке Угра. Так русские и монгольские войска встали друг против друга, и это продолжалось до октября. Князь Иван решил отвести войско на зимние квартиры к Боровску, а враги, испугавшись, побежали. 11 ноября 1480 г - это день освобождения Руси от ордынской зависимости.

2. Работа в группах (Слайд 7)

1гр.- Узнают и расскажут о Иване Третьем; (уч. стр. 75 и на листочке)

2гр. - О едином Российском многонациональном государстве; (уч. стр. 75 и 78, 81)

3гр. - Об изменениях в Москве при Иване Третьем. (уч. стр.76-78)

План рассказа для 1группы: узнать и рассказать о Иване Третьем; (уч. стр. 75 и на листочке)

  1. Годы правления Ивана Третьего.

  2. Черты характера и отношение к нему людей.

  3. Его важные дела для страны.

_________________________________________3.__________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План рассказа для 2 группы: о появлении единого Российского многонационального государства (уч. стр. 75 и 78, 81)

  1. Время объединения княжеств вокруг Москвы в единое независимое государство.

  2. Народы населявшие его.

  3. Правители единого Российского государства.

  4. Государственный герб России. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План рассказа для 3 группы: об изменениях в Москве при Иване Третьем? (уч. стр.76-78)

  1. Перестройка Кремля.

  2. Назначение кремлевских стен и башен.

  3. Достопримечательности Москвы.

  4. Авторитет среди иностранных посланцев. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какой вывод получили? - Какой следующий шаг на нашем уроке?

5. Первичное закрепление.

1. Сообщения учащихся.

- Выслушаем ответственных от каждой группы!

6. Физкультминутка (Слайд 8)

Поработали, ребятки!

А теперь - все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно! 7. Закрепление нового материала. - Что теперь надо сделать?

1.Просмотр презентации (Слайд 9- 20) - Вы можете сказать, что все запомнили? - А что для этого надо сделать, чтобы однозначно ответить на вопрос? (Выполнить самостоятельно задание, проверить по образцу оценить свои успехи)

8. Включение нового знания в систему знаний.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради. (Слайд 21-22) 4.

- Выполните самостоятельно задания №2 на стр. 27

- Найдите среди них печать Ивана Третьего. (2)

- Выполните самостоятельно задания №4 на стр. 27

- Найдите одно лишнее. Докажите. (Хан Батый, а остальные русские люди)

2. Викторина (взаимпроверка: один отвечает, остальные веером сигналят + да, - нет) (слайд 23)

  1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости? (100 лет)

  2. Кто правил тогда на Руси? (Иван Третий)

  3. Каким он был человеком? (дальновидным, умным, осторожным, расчетливым)

  4. Какие важные изменения произошли? (окрепла, расширилась Русь, Москва объединила вокруг себя русские земли, поднялся ее авторитет)

  5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь? (Иван Третий отказался платить дань)

  6. Где встретились русская рать и ордынское войско? (река Угра)

  7. Когда это произошло? (1480г)

  8. Что произошло на реке Угре? (русские обстреливали ордынцев из лука, пушек, не давая перейти, поэтому хан Ахмат увел войско)

  9. Какое значение это было для истории? (покончено с зависимостью Руси от Орды)

  10. О чем еще позаботился Иван Третий? (укреплении и украшении Москвы)

  11. Какие изменения произошли в облике Москвы? (перестроили Кремль, кирпичные стены, башни, храмы, соборы)

  12. Какие оборонительные сооружения имел Кремль? (разводные мосты, боевые площадки, рвы)

  13. Какие архитектурные сооружения были в Москве? (Главный храм Руси- Успенский собор Московского Кремля, Благовещенский, Архангельский соборы и Грановитая палата)

2.Творческая работа «Страничка для любознательных» (слайд 24-25)

- Прочитай текст на с. 79-81.

- О ком он? (Иван Четвертый - Грозный правил 50 лет)

- Что интересного узнали? (Иван Четвертый - первый царь на Руси, венчание на царство в 1547г., на Земском соборе бояре, дворяне, руководители церкви, присоединены Казанские и Астраханские ханства)

- Почему его прозвали Грозным? (лют да скор на расправу)

9. Подведение итогов уроков. (слайд 26)

- Какова была ваша цель? (кто такой Иван Третий)

- Достигли вы этой цели? (…)

10. Рефлексия

- Что у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать? (…)

- Где могут пригодиться в жизни новые знании?

- С каким настроением вы уходите с урока?


11. Аргументация оценок учащихся.

- Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь, особенно отметить.

- Оцените свою работу на уроке.

- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

12. Домашнее задание:(слайд 27)

1. Прочитать текст на с. 75-81

2.Выполнить задания учебника стр.79

3.Выполнить задания рабочей тетради на стр. 26-28 5.

Урок подготовил и провел учитель начальных классов: Демочкина С. М.









































Правила работы в группах

Урок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс)Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать.

В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, а каждый за общий результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам



Правила работы в группах

Урок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс)Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать.

В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, а каждый за общий результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.



Правила работы в группах

Урок по окружающему миру на тему Иван III (4 класс)Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать.

В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, а каждый за общий результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.






Задание на карточке

Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество расширилось, присоединив к себе большинство русских земель. Князь Иван Третий присоединив к Московскому государству даже Новгород, укрепил и русское войско пушками, пищалами ( главные силы - кованная рать - вооруженная конница, судовая рать- пешее войско на лодках) через 2 года и повел его навстречу хану Ахмату. Русское войско в количестве 180 тыс.человек заняли броды к реке Угра и не давали врагу перейти реку, стреляя из лука и пушек. Так русские и монгольские войска встали друг против друга, и это продолжалось до октября. Князь Иван решил отвести войско на зимние квартиры к Боровску, а враги, испугавшись, побежали. 11 ноября 1480 г - это день освобождения Руси от ордынской зависимости.



Задание на карточке

Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество расширилось, присоединив к себе большинство русских земель. Князь Иван Третий присоединив к Московскому государству даже Новгород, укрепил и русское войско пушками, пищалами ( главные силы - кованная рать - вооруженная конница, судовая рать- пешее войско на лодках) через 2 года и повел его навстречу хану Ахмату. Русское войско в количестве 180 тыс.человек заняли броды к реке Угра и не давали врагу перейти реку, стреляя из лука и пушек. Так русские и монгольские войска встали друг против друга, и это продолжалось до октября. Князь Иван решил отвести войско на зимние квартиры к Боровску, а враги, испугавшись, побежали. 11 ноября 1480 г - это день освобождения Руси от ордынской зависимости.

Задание на карточке

Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество расширилось, присоединив к себе большинство русских земель. Князь Иван Третий присоединив к Московскому государству даже Новгород, укрепил и русское войско пушками, пищалами ( главные силы - кованная рать - вооруженная конница, судовая рать- пешее войско на лодках) через 2 года и повел его навстречу хану Ахмату. Русское войско в количестве 180 тыс.человек заняли броды к реке Угра и не давали врагу перейти реку, стреляя из лука и пушек. Так русские и монгольские войска встали друг против друга, и это продолжалось до октября. Князь Иван решил отвести войско на зимние квартиры к Боровску, а враги, испугавшись, побежали. 11 ноября 1480 г - это день освобождения Руси от ордынской зависимости.







План рассказа для 1группы (уч. стр. 75 и на листочке)

  1. Годы правления Ивана Третьего.

  2. Черты характера и отношение к нему людей.

  3. Его важные дела для страны.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Возвышение Москвы произошло при московском князе Иване Третьем, правнуке Дмитрия Донского. Это был умный, дальновидный, целеустремленный и в тоже время осторожный человек, который принимая решение, всегда следовал пословице «Семь раз отмерь, один раз отмерь», но и не проявлял медлительность. Он заботился об украшении Москвы.











План рассказа для 2 группы (уч. стр. 75 и 78, 81)



  1. Время объединения княжеств вокруг Москвы в единое независимое государство.

  2. Народы населявшие его.

  3. Правители единого Российского государства.

  4. Государственный герб России. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







План рассказа для 3 группы (уч. стр.76-78 и на листочке)



  1. Перестройка Кремля.

  2. Назначение кремлевских стен и башен.

  3. Достопримечательности Москвы.

  4. Авторитет среди иностранных посланцев. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Первый Кремль - деревянный, был заложен Юрием Долгоруким в 1156г. В 1238г. москвичи не смогли сдержать монгольских полчищ, враги сожгли Кремль. Возвели люди стены и башни нового Кремля из белого камня. Прогнали ордынцев. Стало тесно, в конце 15 века построили новый Кремль из красного кирпича. В августе 1479 г. засиял новый Кремль изящным Успенским собором, где короновали царей, оглашали указы. Живописец Андрей Рублев создал иконы для Благовещенского собора. В 1491 г. итальянцы Солари и Марк Фразин возвели Грановитую палату, а в 16 веке Алевиз Фразин построил Архангельский собор, ставший усыпальницей московских великих князей и царей. Гордостью площади трех соборов стала колокольня «Иван Великий» высотой 80м, на ней было 34 колокола. Музейными ценностями Кремля выделяются Царь-пушка, отлитая русским мастером Андреем Чоховым, царь-колокол - Иваном Матюриным.




Начинается урок,
Он пойдет нам впрок,
Постараемся все понять,
Будем тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!



1. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой в Куликовом сражении?

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






1. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 2

В чем значение победы русского войска на Куликовом поле?

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2010-2022