Урок. Тема: Качественная характеристика звуков: согласные и гласные, твёрдые и мягкие

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные». Время: 35 минут. Цель: Объяснить смыслоразличительную роль звуков речи (мак - рак, лук - люк). Развивать умение определять звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов. Воспитывать аккуратность. Материалы: Мультимедиа, классная доска, учебники, лента букв, плакат «Алфавит». Межпредметная связь с литературным чтением, изобразительным искусством, Кубановедением.

План урока. 1.Организация начала урока. 2.Повторение: «Звуковой состав слова». Работа в тетради. 3.Объяснение темы: «Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные». 4.Работа по учебнику. 5. Лента букв. Работа со звуковыми цветными карточками. 6. Работа в тетради. 7.Заключительная часть.

Ход урока. 1. Организация начала урока. Отметить отсутствующих. Назначить дежурных. Записать дату и тему на классной доске. 2. Повторение: «Звуковой состав слова». Работа в тетради. Задание 2. Стр.9. Нужно обвести нарисованные предметы, названия которых начинаются с гласного звука. Ответ: удочка, облако. Сообщить детям, что при произношении некоторых гласных звуков (а), (у), (о) можно определить по губам (для этого можно использовать зеркальце), что за звук произносится: Астра - (а) - рот широко открыт, Утка - (у) - губы вытянуты «трубочкой», Озеро - (о) - губы образуют овал. 3.Объяснение темы: «Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные». Мы уже знаем, что гласные образуются благодаря колебанию голосовых связок, когда струя воздуха проходит через гортань. В образовании согласных участвует шум, возникающий при преодолении воздушной струёй препятствий (трение о зубы, размыкание губ и т.д.). Голосовые связки могут участвовать в образовании согласных, а могут бездействовать. Чтобы громче произнести гласный, надо шире раскрыть рот, а если мы хотим, чтобы громче звучал согласный, необходимо максимально сблизить органы речи. Вот почему гласные называют ртораскрывателями, а согласные - ртосмыкателями. Сегодня мы научимся определять звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов. 4.Работа по учебнику. -Откроем букварь на странице 17 и прочитаем стихотворение «Кит и кот». Какие слова соответствуют данным цветовым схемам в клеточках? (кит и кот). Сравни цвет, которым обозначены первые звуки? Объясните почему цвета разные? (зелёный цвет обозначает мягкость буквы -к). 5. Лента букв. Работа со звуковыми цветными карточками. Обратим внимание на «Ленту букв». Здесь изображены все буквы русского алфавита: гласные и согласные. Тренируемся произносить пары согласных звуков по твёрдости - мягкости. Один звук может называть учитель, а другой - ученики: м - м*, р - р*. Теперь при составлении схемы слова необходимо учитывать не только количество звуков в слове, но и их характеристики (гласный - согласный). Сравним названия предметов: Мак - рак (различаются согласными звуками м и р), Рак - лак (различаются согласными звуками р и л), Лак - лук (различаются гласными звуками а и у), Лук - люк (различаются первыми согласными звуками л и мягким л*), Сравниваем схемы и объясняем в схеме появление зелёного квадрата. 6. Работа в тетради. Задание 3. Стр.9. Необходимо обозначить красным цветом гласные и фиолетовым цветом согласные звуки в схемах слов: лужа, гном, крыша. Задание 1. Стр.10. С одинакового мягкого согласного звука п* начинаются слова петух, пингвин, а слово павлин начинается с твёрдого согласного звука п. Задание 2. Стр. 10. Схемы слов пила и вилы составляем по вариантам 1 и 2 с последующим взаимоконтролем. Задание 3. Стр. 10. Необходимо соединить линией карандаша изображение предметов, в названиях которых согласные звуки одинаковые. Ответ: дым - дом, сыр - сом. 7.Заключительная часть. Мы научились определять звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов. Давайте закрепим знания и определим, есть ли в имени вашего соседа мягкие согласные звуки? Итог этой работы подводим следующим образом: -поднимут руку те ученики, чьи соседи в именах не имеют мягких согласных звуков. Эти "соседи" встанут и произнесут своё имя. Класс контролирует правильность выполненного задания. 8.Уборка рабочих мест.



© 2010-2022