Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра – сырмақ из бумаги»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра - сырмақ из бумаги» Егорова Татьяна Владимировна учитель начальных классов с.Благовещенка, Жамбылский район Северо-Казахстанская область Цель: формирование у учащихся понятий «сырмак», «текемет», «тускииз»; обобщение знаний об орнаменте и его видах; закрепление известных способов создания орнамента. Образовательные задачи: Обучающая: познакомить учащихся с видами казахских национальных ковров, с их значением. Отработать навыки вырезания орнамента из листа, сложенного в один раз, втрое; навыки создания симметричной композиции. Развивающая: Развивать мыслительные операции (анализировать, сравнивать, классифицировать); моторные навыки (точность движений, их скорость), образное и наглядно-действенное мышление, художественный вкус. Воспитательная: Воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям; воспитывать коллективизм, дисциплинированность. Привитие интереса к изготовлению казахских национальных изделий и орнаментов. Тип урока: комбинированный. Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая. Оборудование и наглядность: презентация, видео «Желаем успеха», раздаточный материал - кроссворд, шаблоны орнаментов, демонстрационный образец - объект труда - ковер сырмак из бумаги и картона; Материал для учащихся: листы цветного картона, белая бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш.

Ход урока 1.Организационный момент - Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу удачи.

Просмотр видеоролика «Желаем удачи»

- Ребята, настроились на урок! Я вам желаю удачных работ и правильность их выполнения. - Свой урок мы проведём под девизом: (слайд 1) «Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи». - Как вы понимаете это выражение? - В чем его смысл?
2.Фаза интереса к уроку - Для того, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать ключевое слово. Сделать это можно, разгадав кроссворд.


(Класс делится на группы, и каждая группа получает лист бумаги с кроссвордом): 1.Брюки, юбка, рубашка одним словом это … 2.Застежка для верхней женской казахской национальной одежды. 3.Два конца, два кольца, посередине гвоздик. 4.Мужская и женская казахская национальная одежда без рукавов, сшитая в талию (вид плечевого изделия).
5.Профессия, связанная с созданием моделей одежды. 6.Казахский национальный головной убор невесты. 7.Прямой широкий халат с длинными рукавами у казахов. 8.Легкая матерчатая шапочка круглой или квадратной формы у народов Средней Азии. - Выполнив задание, вы подаете сигнал о готовности вашей группы (взявшись за руки и подняв их вверх)






1

О

р

н

а

м

е

н

т

2

к

а

п

с

ы

Р

м

а











3

Н

о

ж

н

и

ц

ы






4

к

А

м

з

о

л









5

М

о

д

е

л

ь

е

р


6

с

а

у

к

Е

л

е







7

ш

а

п

а

Н









8

т

ю

б

е

Т

е

й

к

а














- А теперь проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд (слайд 2) - Прочитайте выделенное слово, которое у вас получилось. рнамент) - Итак, ключевое слово нашего урока - орнамент - Что такое орнамент? (Орнамент - это узор, основанный на повторении и чередовании его элементов)

3.Сообщение темы урока. Постановка цели урока - С чем мы сегодня познакомимся? - Тема нашего урока «Образцы ковров. Виды орнаментов. Изготовление ковра-сырмак из бумаги» (слайд 3) - Как вы думаете, какова цель нашего урока? - Цель нашего урока: закрепить полученные знания о видах орнамента, познакомиться с названием казахских национальных ковровых изделий. - Какую практическую работу мы будем делать? - Цель практической части урока: Изготовление и оформление ковра-сырмак из цветной бумаги (аппликация) - Где применяют орнамент, узоры? (декоративно-прикладном искусстве) - Для чего в повседневной жизни нам нужны узоры и орнаменты? (Орнамент применяется в декоративно-прикладном искусстве. Им украшаются предметы быта, одежда, ювелирные изделия, юрту и ее внутреннее убранство) (слайд 4, 5, 6, 7)
4.Беседа Истоки возникновения орнамента исходят из далекой древности. Он имеет длинную и интересную историю. Еще пару сотен лет назад люди относились к природе совсем иначе, чем теперь. Она была их матерью, которая кормила, одевала, лечила, но могла и наказать за непочтительность. Люди верили, что Луна и Солнце, море и пустыня, ветры и скалы, животные и растения могут думать и чувствовать, разговаривать, помогать человеку или мстить. С самых древнейших времен люди изображали на предметах домашней утвари и на убранстве жилищ знаки небесных светил, согревающего огня, воды, зеленых побегов и спелых колосьев, тучных стад как символ здоровья детей и плодородия земли, богатства и процветания дома и его хозяев. Охотники и воины украшали свои тела, доспехи и оружие узорами с фигурами хищных зверей, чтобы стать такими же храбрыми и непобедимыми, как они. Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной природе и интерес к окружающему миру. Известно около 200 видов казахского орнамента. Каждый орнамент может рассказать свою историю, где основой для него являются переработанные формы животного и растительного мира. - Весь орнамент, по изображенным на нем мотивам, делится на несколько видов. Вспомните и назовите их. (Животный, растительный, космогонический, зооморфные) (слайд 8) - Какие узоры вы знаете. Давайте вспомним. (слайд 9, 10, 11, 12) - Какой узор чаще всего встречается в украшении национальных изделий? («қошкар мүйіз» - «бараньи рога») (слайд 13)
4.Новый материал

Показ слайда 14, где изображены казахские национальные ковры - А как вы думаете что это? (Это казахские национальные ковры) Ковер - это художественное текстильное изделие из шерсти, войлока, хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной. Казахские ковры можно разделить на несколько групп. Я покажу вам несколько из них: Текемет - ковер войлочный постилочный с цветным узором. - Что такое войлок? (войлок - плотный нетканый тестильный материал из валяной шерсти) Текемет делается: на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями, потом - процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета. Сырмақ - ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента из войлока белого цвета. Узор накладывается на войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора. Сырмак - один из главных предметов убранства казахского народного жилища - юрты. Сырмак и текемет - это постилочные войлочные казахские ковры. Настенный же войлочный казахский ковер называется "тускииз". Тускииз - ковер настенный войлочный или на тканевой основе, украшенный аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой. На войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, шелковой и хлопчатобумажной ткани.
5.Практическая работа
- Сейчас мы попробуем изготовить ковер-сырмак из бумаги. - Посмотрите внимательно на готовое изделие. - С каким материалом будем работать? (С бумагой) - В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация) - Что такое аппликация? (Аппликация - это способ прикладывания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов) - Давайте решим, что нам будет необходимо для работы? Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (цветной картон, белая бумага, карандаш, ножницы, клей) - Работать вы будете в группах. Вы должны договориться друг с другом, что будет выполнять каждый из вас. В каждой группе выберите руководителя группы, который будет контролировать процесс работы. - Но сначала вы должны договориться о единой композиции - как будет выглядеть ваш ковер, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели. - Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия. -При выполнении любой аппликации нужен план работы. Попробуем его составить. 1.Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на белой бумаге. 2.Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации. - Помните правила ТБ при работе с ножницами. (Вспомнить ТБ при работе с ножницами) 3.Распределите детали аппликации на листе картона. 4.Приклейте детали к основе. - Начинайте работу.
6.Самостоятельная работа Наблюдение за самостоятельной работой учащихся


7.Итог урока

Анализ выполненных работ. Каждая группа вывешивает орнамент на доску, руководитель группы представляет работу. - Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы? - Что не совсем получилось? Почему не получилось? 8.Рефлексия - Оцени работу своей группы. - Какое чувство вы испытываете после выполнения работы? - Наш урок мы завершаем! Чтобы узнать ваше мнение о том, как для вас прошел урок, нужно каждой группе выбрать смайлик: (Слайд 15) Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра – сырмақ из бумаги»Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра – сырмақ из бумаги»Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра – сырмақ из бумаги»



принес пользу вызвал интерес показался трудным Выставление оценок.



© 2010-2022