- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова Т.С. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по окружающему миру и авторской программ «Окружающий мир. 1 - 4 классы» Н.В. Виноградова, Г.С. Калинова ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». - 3 - е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области « Окружающий мир». Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Новизна программы заключается в том, что в неё включены знания, которые способствуют познанию самого себя ( своего «Я» ), расширяют представления о психической природе человека. Программа предназначена для учащихся 1класса МОУ «СОШ с. Вязовка». В классе 15 учащихся, 6 девочек, 9 мальчиков. Все дети на момент поступления в школу достигли возраста 6,5 лет. У 6 учащихся неполные семьи. Детей воспитывают мамы. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса «Окружающий мир» и не требует корректировки в содержании. Структура документа Рабочая программа включает разделы:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; особенности класса, особенности реализации программы в классе, основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу; список литературы.
- Матрицу содержания программы
- Тематическое планирование.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Место предмета в базисном учебном плане Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: I класс - 66. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности: • умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран; • формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; • формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; • развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья. Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий: • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; • формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде); • формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. тесно связан с предметом «Технология», который является его деятельностным компонентом. Планируемые результаты обучения учащихся 1 класса по данной программе содержат три компонента: называть - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; различать (сопоставлять) - владение конкретными умениями и навыками; решать задачи в учебных и бытовых ситуациях - группа умений и навыков, которыми ученик может пользоваться в учебной и во внеучебной деятельности.
Учебно-тематический план
№
п./п.
Тематический блок
Количество
часов (в год)
1
Природа и человек.
35
2
Человек и общество.
17
3
Ты и твоё здоровье.
7
4
Ты первоклассник.
4
5
Семья.
3
Всего
66
Календарно- тематический план
№
п/п
Наименование раздела
Количество часов по разделу
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечание
план
факт
1
Введение
1
Нас окружает удивительный мир.
1
3сен
2
Ты - первоклассник.
3
Давай познакомимся.
1
5сен
3
Мы - школьники. Экскурсия по школе.
1
10сен
4
О правилах поведения.
1
12сен
5
Природа и человек.
2
Сентябрь - первый месяц осени.
Что нам осень подарила?
1
17сен
6
Грибная пора. ИКТ
1
19сен
7
Семья.
3
О маме, о бабушке. Любимые занятия.
1
24сен
8
Воскресный день.
1
26сен
9
Домашние животные.
1
1 ок.
10-11
Природа и человек.
4
« Октябрь уж наступил…»
2
3,8ок.
12-13
Явления природы.
2
10,15ок.
14
Человек и общество.
2
Где ты живёшь?
1
17ок.
15
Правила поведения на дорогах.
1
22ок.
16
Ты и твоё здоровье.
4
Что такое здоровье? Правила гигиены.
О режиме дня.
1
24ок
17
Твои помощники - органы чувств.
1
29ок.
18
Правила гигиены.
Урок в спортзале.
1
31ок.
19
Будем закалятся.
1
12ноя.
20
Природа и человек.
8
Ноябрь - зиме родной брат.
1
14нояб.
21-22
Звери - млекопитающие. ИКТ
2
19,21нояб
23-24
Что мы знаем о птицах.
2
26,28ноя
25
Родной край.
1
3дек.
26
В декабре, в декабре все деревья в серебре.
1
5дек.
27
Какая бывает вода.
1
10дек
28
Человек и общество.
4
О дружбе.
1
12дек
29-30
Идём в гости.
2
17,19, дек
31
Повторяем пройденное.
1
24дек.
32
Природа и человек.
4
Январь - году начало, зиме - середина.
1
26дек.
33
Хвойные деревья.
1
14янв
34-35
Жизнь птиц.
2
16,21 янв
36
Человек и общество.
1
Наша страна - Россия.
1
23янв
37
Природа и человек.
3
Богата природа России. ИКТ
1
28янв
38
Леса Росси.
1
30янв
39
Луга Росси.
1
4фев
40
Человек и общество.
1
Мы - россияне.
6фев
41
Природа и человек.
6
Февраль - месяц метелей и вьюг.
1
18фев
42
Звери - млекопитающие.
1
20фев
43
Чем питаются звери.
1
25фев
44
Наш уголок природы.
1
27фев
45
Комнатные растения.
1
4март
46-47
Человек и общество
3
Мы - граждане России. День защитника Отечества.
8 Марта.
2
6,11март
48
О правилах поведения.
1
13март
49
Природа и человек.
3
Март - капельник.
3
18,20, март..1апр
50
Ты и твоё здоровье.
3
Если хочешь быть здоров!
1
3апр
51
Здоровая пища.
1
8апр
52
Настроение.
1
10апр
53
Природа и человек.
3
Апрель - водолей.
1
15апр
54
Весенние работы.
1
17апр
55
Кто работает на транспорте.
1
22апр
56
Человек и общество
1
День космонавтики. ИКТ
1
24апр
57
Природа и человек.
5
Май весну завершает - лето начинает
1
29апр
58
Жизнь земноводных весной.
1
6мая
59
Животное - живое существо.
1
8май
60-61
Живая природа.
2
13май
62-63
Человек и общество
4
Ты - пешеход.
2
15,20
май
64-66
Скоро лето.
2
22,
25май
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть:
-
своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
-
основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
-
основные правила здорового образа жизни;
-
основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
-
основные условия благополучной жизни растений и животных;
-
профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5 - 6 профессий);
-
улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
-
основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
-
знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
-
основные нравственно - этические понятия ( сочувствие - равнодушие; трудолюбие - леность; послушание - непослушание);
-
различных представителей растительного мира ( по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
-
времена года;
-
животных, объединять их в группы ( звери, птицы, насекомые);
-
произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-
выполнять режим своего дня;
-
определять время по часам с точностью до часа;
-
подготавливать своё учебное место к работе;
-
оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
-
выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
-
ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
-
выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
-
составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
-
деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
-
статистические данные;
-
работы учащихся;
-
результаты тестирования.
Методы оценивания:
-
наблюдение,
-
открытый ответ,
-
краткий ответ,
-
выбор ответа ,
-
самооценка.
Учебно - методическое обеспечение
Литература:
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2011.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2011.
Окружающий мир. Методика обучения. 1 - 4 кл.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».
Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
Оборудование:
-
Учебные столы.
-
Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
-
Мультимедийный проектор.
-
Компьютер.
-
Экран.
Дидактические материалы:
-
Таблицы ( «Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).
-
Модель часов.
-
Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».
-
Фотографии и иллюстрации.