Рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по окружающему миру и авторской программ «Окружающий мир. 1 - 4 классы» Н.В. Виноградова, Г.С. Калинова ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». - 3 - е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области « Окружающий мир». Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Новизна программы заключается в том, что в неё включены знания, которые способствуют познанию самого себя ( своего «Я» ), расширяют представления о психической природе человека. Программа предназначена для учащихся 1класса МОУ «СОШ с. Вязовка». В классе 15 учащихся, 6 девочек, 9 мальчиков. Все дети на момент поступления в школу достигли возраста 6,5 лет. У 6 учащихся неполные семьи. Детей воспитывают мамы. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса «Окружающий мир» и не требует корректировки в содержании. Структура документа Рабочая программа включает разделы:

  1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; особенности класса, особенности реализации программы в классе, основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу; список литературы.
  2. Матрицу содержания программы
  3. Тематическое планирование.
Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач предметные - способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира; метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений: выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений); способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования; личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально - положительного взгляда на мир, чувств. В основе построения курса лежат следующие принципы: 1. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во - первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника - целостность восприятия мира, а во - вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи. 2. Педоцентрический принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. 3. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям. 4. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде. 5. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. 6. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала. В программе 1 класса представлены следующие ведущие содержательные линии. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. В 1 классе это содержание представлено темами: «Ты - первоклассник», «Твоё здоровье». Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты - первоклассник», «Мы и вещи». Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родину, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна». В основе программы лежит линейно - концентрический принцип изучения учебного материала. С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и практические работы, доступные детям в этом возрасте. Целесообразно проведение уроков обобщения. Их цель - оживить знания школьника, систематизировать и обобщить полученные представления. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса ( в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.) Окружающий мир как учебный предмет В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования: • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении; • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Место предмета в базисном учебном плане Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: I класс - 66. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности: • умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран; • формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; • формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; • развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья. Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий: • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; • формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде); • формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. тесно связан с предметом «Технология», который является его деятельностным компонентом. Планируемые результаты обучения учащихся 1 класса по данной программе содержат три компонента: называть - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; различать (сопоставлять) - владение конкретными умениями и навыками; решать задачи в учебных и бытовых ситуациях - группа умений и навыков, которыми ученик может пользоваться в учебной и во внеучебной деятельности.

Учебно-тематический план


п./п.

Тематический блок

Количество

часов (в год)

1

Природа и человек.

35

2

Человек и общество.

17

3

Ты и твоё здоровье.

7

4

Ты первоклассник.

4

5

Семья.

3

Всего

66



Календарно- тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов по разделу

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Введение

1

Нас окружает удивительный мир.

1

3сен

2

Ты - первоклассник.

3

Давай познакомимся.

1

5сен

3


Мы - школьники. Экскурсия по школе.

1

10сен

4


О правилах поведения.

1

12сен

5

Природа и человек.

2

Сентябрь - первый месяц осени.

Что нам осень подарила?

1

17сен

6


Грибная пора. ИКТ

1

19сен

7

Семья.

3

О маме, о бабушке. Любимые занятия.

1

24сен

8


Воскресный день.

1

26сен

9


Домашние животные.

1

1 ок.

10-11

Природа и человек.

4

« Октябрь уж наступил…»

2

3,8ок.

12-13


Явления природы.

2

10,15ок.

14

Человек и общество.

2

Где ты живёшь?

1

17ок.

15


Правила поведения на дорогах.

1

22ок.

16

Ты и твоё здоровье.

4

Что такое здоровье? Правила гигиены.

О режиме дня.

1

24ок

17


Твои помощники - органы чувств.

1

29ок.

18


Правила гигиены.

Урок в спортзале.

1

31ок.

19


Будем закалятся.

1

12ноя.

20

Природа и человек.

8

Ноябрь - зиме родной брат.

1

14нояб.


21-22


Звери - млекопитающие. ИКТ

2

19,21нояб

23-24


Что мы знаем о птицах.

2

26,28ноя


25


Родной край.

1

3дек.

26


В декабре, в декабре все деревья в серебре.

1

5дек.

27


Какая бывает вода.

1

10дек

28

Человек и общество.

4

О дружбе.

1

12дек

29-30


Идём в гости.

2

17,19, дек

31


Повторяем пройденное.

1

24дек.

32

Природа и человек.

4

Январь - году начало, зиме - середина.

1

26дек.

33


Хвойные деревья.

1

14янв

34-35


Жизнь птиц.

2

16,21 янв

36

Человек и общество.

1

Наша страна - Россия.

1

23янв

37

Природа и человек.

3

Богата природа России. ИКТ

1

28янв

38


Леса Росси.

1

30янв

39


Луга Росси.

1

4фев

40

Человек и общество.

1

Мы - россияне.


6фев

41

Природа и человек.

6

Февраль - месяц метелей и вьюг.

1

18фев

42


Звери - млекопитающие.

1

20фев

43


Чем питаются звери.

1

25фев

44


Наш уголок природы.

1

27фев

45


Комнатные растения.

1

4март

46-47

Человек и общество

3

Мы - граждане России. День защитника Отечества.

8 Марта.

2

6,11март

48


О правилах поведения.

1

13март

49

Природа и человек.

3

Март - капельник.

3

18,20, март..1апр

50

Ты и твоё здоровье.

3

Если хочешь быть здоров!

1

3апр

51


Здоровая пища.

1

8апр

52


Настроение.

1

10апр

53

Природа и человек.

3

Апрель - водолей.

1

15апр

54


Весенние работы.

1

17апр

55


Кто работает на транспорте.

1

22апр

56

Человек и общество

1

День космонавтики. ИКТ

1

24апр

57

Природа и человек.

5

Май весну завершает - лето начинает

1

29апр

58


Жизнь земноводных весной.

1

6мая

59


Животное - живое существо.

1

8май

60-61


Живая природа.

2

13май

62-63

Человек и общество

4

Ты - пешеход.

2

15,20

май

64-66


Скоро лето.

2

22,

25май

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

  • своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;

  • основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

  • основные правила здорового образа жизни;

  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);

  • основные условия благополучной жизни растений и животных;

  • профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5 - 6 профессий);

  • улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

  • основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать (сопоставлять):


  • знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

  • основные нравственно - этические понятия ( сочувствие - равнодушие; трудолюбие - леность; послушание - непослушание);

  • различных представителей растительного мира ( по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);

  • времена года;

  • животных, объединять их в группы ( звери, птицы, насекомые);

  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:


  • выполнять режим своего дня;

  • определять время по часам с точностью до часа;

  • подготавливать своё учебное место к работе;

  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

  • выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;

  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

Оценка достижений учащихся. Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала; Источники информации для оценивания:
  • деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);

  • статистические данные;

  • работы учащихся;

  • результаты тестирования.

Методы оценивания:

  • наблюдение,

  • открытый ответ,

  • краткий ответ,

  • выбор ответа ,

  • самооценка.

Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).

Учебно - методическое обеспечение

Литература:

Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2011.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2011.

Окружающий мир. Методика обучения. 1 - 4 кл.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2009.

Цифровые образовательные ресурсы:

Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».

Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )

Оборудование:


  • Учебные столы.

  • Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

  • Мультимедийный проектор.

  • Компьютер.

  • Экран.

Дидактические материалы:


  • Таблицы ( «Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).

  • Модель часов.

  • Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».

  • Фотографии и иллюстрации.


© 2010-2022