Урок внеклассного чтения. Творчество Л. Н. Толстого

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Тема: Внеклассное чтение.Творчество Л.Н.Толстого.

Цели и задачи:

1) Образовательная. Обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого. Научить определять жанры произведений, сравнивать их, выделять их особенности; делить текст на части; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки ,рассказа. Обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль.

2) Воспитательная. Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение анализировать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев.

3) Развивающая. Развивать речь, память, логическое мышление.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

2.Актуализация знаний

Речевая разминка скороговорка сл.1

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Прочитать слова в которых перепутаны слоги

Калга босака

Логубь рестзако

Сицали двемедь

Румавей ровако

Мокар шалодь

Указать причину ,почему это происходит. Сл.2

Галка стала бросать камушки.. Мальчик упал и претворился мёртвым.

Ваня покраснел как рак.

Прочитать текст в котором нет окончаний слов. сл.3

Стар… саж… ябло….

Ему сказа….:

- Заче.. тебе эти ябло…? Долго жда… с этих ябло… плод… , и ты не съешь с них яблоч….

Стари.. сказ…:

- Я не съем, други.. съед…, мне спаси… скаж…..

Ребята, когда я шла утром в школу, мне встретился необычный старичок- Дед Мороз и попросил передать вам это послание( послание от Деда Мороза красочно оформлено).

- Вам интересно, что в нём написано? Давайте прочтём.( послание зачитывается 1 уч-ся):

Дорогие ребята! Приближается всеми нами любимый праздник- Новый год. Ребята, говорят, что этот праздник нужно встречать с чистой душой, с добрым сердцем.

Вот и сейчас я хочу, чтобы вы прислушались к голосу своего сердца. Взгляните на себя со стороны. Все ли вы делаете так, как подсказывает вам ваша совесть? Так ли вы поступаете, как хотели бы, чтобы поступали с вами? Много ли вы дарите душевного тепла и внимания своим близким, родным, окружающим вас людям?

- Да, трудную задачу поставил перед нами Дед Мороз. Ведь оценить себя, быть честным с самим собой очень нелегко! Но разобраться в этом нам поможет наш урок.

-А главную проблему урока я сформулировала …

"Чуткому сердцу откроются тайны"..

- Кому принадлежат эти слова?

(Великому русскому писателю Л.Н.Толстому)(слайд4)

Портрет писателя

Как вы думаете ,чем мы будем занимать на уроке?

мы с вами будем думать , слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения,отгадывать,сравнивать.

Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

-Как вы понимаете это выражение?

Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.а какое оно -чуткое сердце?

(Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)

-Читая и анализируя его произведения, мы еще раз в этом убедимся сегодня.

-Что известно современным читателям о писателе? сл.5-6,7,8

1.Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Левушке было 1,5 года. У Толстого было 3 брата - , и младшая сестра . Воспитывала детей тетя - женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году - почти 200 лет назад. А умер в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений - 90 томов!

Он говорил: « Если бы я знал, что то ,что я пишу будут читать дети через 20 лет я писал бы и днём и ночью. Без устали,не это ли истинная награда.»

ЛН Толстой умел писать не только для всех, но и про всё. - Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово « великий». -На какие группы их можно разделить?

Басни: «Белка и волк»

Сказки: «Два брата», «Работник Емельян и пустой барабан», «Ореховая ветка»

Художественные рассказы: «Лебеди», «Лев и собачка», «Прыжок»

Были :Филипок Баба и курица

Былины: «Как боролся русский богатырь»

-Чем отличаются жанры произведений?

-Продолжите: «Басня - это…», и т.д.


Басня - короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Содержит нравоучение - мораль.

Сказка - произведение с фантастическим вымыслом. Бывают бытовые, волшебные. о животных.

Рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Бывают художественные и научно-познавательные.

Быль - произведение, рассказывающее о реальном событии. А для кого он писал? Сл.9,10


2.В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой и мы их с удовольствием читаем. Рассказы о детях, кто подготовил?(дети презентуют свои книжки) Какие поучительные басни писал Л.Н.Толстой.Кто выступал в них ,чаще всего, героями? Я предлагаю поработать в группах. 1 группа-нужно соотнести картинку и произведение Л.Н.Толстого. 2 группа-нужно собрать из предложений одну из басен писателя. А остальные ребята пока познакомятся с ещё не прочитанными баснями. 1гр.- Ворон и лисица. Лев и мышь. Мудрый старик. Косточка. Волк и коза. Собака и тень. Два товарища. 2гр.- Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.
Со всеми вместе читаем басню «Муравей и голубка» Чему учит эта басня? У кого тоже есть басни, с похожим смыслом. ФИЗМИНУТКА. Проверка работы групп. Выступления ребят с презентацией басни. Постановка басен. «Страшный зверь» и «Ворон и лисица» Отгадайте к каким произведениям можно подобрать такие слова.

  1. Искать большого счастья - малое потерять

  1. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

  1. Волков бояться, в лес не ходить.

  1. Под лежачий камень вода не потечет.

  2. Басня «Два товарища» (Плохие люди те, кто в опасности человека бросают)

  3. Басня «Ястреб и голуби» (не хитри,не обманывай)

  4. Басня «Лев и мышь» (дал слово-держи)

  5. Рассказ «Отец и сыновья» (дружба, взаимопомощь)

  6. Басня «Страшный зверь»( у страха глаза велики)


Ребята, а вы помните для кого писал эти произведения Лев Николаевич? Для своих учеников.Тогда не было ни телевидения, ни радио, даже книг для детей не было.Чтобы как-то объяснить детям явления в природе Л.Н.Толстой писал рассказы-рассуждения.Вот такой рассказ я вам предлагаю прочитать. А вы знаете куда девается вода из моря? (чтение рассказа) «Бюро находок» сл.11

  • ружье («Акула»);
  • сливу («Косточка»);
  • мясо («Ворон и лисица», «Собака и тень», «Медведь, лев и лисица»)
  • шапку - ушанку (Филлипок»)
- веник (Отец и сыновья) - верёвка (лев и мышь)

По всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев. Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых.сл.12

Он говорил: « Если бы я знал, что то ,что я пишу будут читать дети через 20 лет я писал бы и днём и ночью. Без устали,не это ли истинная награда.»

Вам было интересно читать произведения Л.Н.Толстого?

А как вы думаете, а ваши дети будут читать его произведения?

Значит не пропадут труды великого писателя?
- Имея большую семью, потомки великого писателя живут в наши дни по всему миру, некоторые достигли определённой известности, есть даже продолжатели его дела. Это Татьяна Толстая - писательница, Пётр Толстой - ведущий первого канала, журналист, Фёкла (Анна) Толстая - ведущая телевидения (Слайд ). Потомки писателя гордятся принадлежностью к роду Толстых. Они следят за памятниками и музейными комплексами. В день рождения Льва Николаевича родственники изо всех уголков мира приезжают в Ясную поляну, таким образом, многие годы, почитая талант своего великого предка.

7.Итог урока. Как вы думаете мы достигли того ,ч то планировали в начале урока?

Что мы делали?

8.Рефлексия. -А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне хочется, чтобы вы проанализировали свои собственные мысли и поступки Стали мудрее, терпеливее, добрее.и тогда наши желания под Новый год обязательно исполнятся.

-Я надеюсь, что герои прочитанных произведений научили нас доброте, состраданию, уважению. И на память об этом уроке я хочу подарить вам эти сердечки .А рядышком с ними есть смайлики.отметьте свою работу на уроке.Выберете то, что соответствует вашему настроению.Покажите мне.

9.Домашнее задание . Читать и узнавать новых авторов и новые произведения.

Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!


























7


© 2010-2022