- Преподавателю
- Начальные классы
- Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Максименкова Т.В. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников В развитии познавательной активности младших школьников особое место занимают дидактические игры. Это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности, а когда речь идет о математике, - расширяют представления о количественных и пространственных отношениях, приобретают навыки сравнения, анализа, синтеза. Особенно важно включать дидактические игры в процесс обучения детей 6 - 7 лет, т.к. насколько учитель сумеет заинтересовать предметом с первых дней обучения, зависят успехи в овладении программным материалом. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний. Игровой прием включаю в разные этапы урока и отвожу на игру всего несколько минут - от 5 до 10. Ценность дидактической игры определяю не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, продумываю следующие вопросы: - Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
- Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
- Посильна ли она для учащихся моего класса?
- Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Игра «Арифметический лабиринт» заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме 10 (9, 8 и т.д.) Каждую из названных игр применяю при закреплении состава чисел первого десятка. В теме «Нумерация чисел первой сотни» при усвоении порядка следования чисел при счете, порядковых и количественных отношений между смежными числами использую игры: «Считай дальше с любого числа», «Назови соседей числа», «Кто быстрее сосчитает?». Первая игра помогает избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглые десятки: 67, 68, 69, 79. Вторая игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числами. Игра «Кто быстрее сосчитает?» развивает зоркость, внимание. Для сознательного и прочного усвоения таблиц сложения и умножения использую дидактические игры: «Кто быстрее?», «Кто больше?», «Лото», «Не собьюсь». В игре «Не собьюсь» учащиеся в прямом порядке ведут счет от 1 до 60 (во внетабличном делении и дальше) и вместо чисел, делящихся на 6, говорят: «Не собьюсь». При проведении игры «Кто больше?» на плакатах или на доске нарисованы две связки воздушных шаров. Под каждой связкой пишется число - ответ. Учитель вызывает представителей двух команд и предлагает с данными ответами составить примеры на деление и умножение. Побеждает та команда, которая больше подберет примеров. Игры аналогичного содержания провожу и по табличному сложению. Игровая форма управления иногда выражается в привлечении рисунков любимых героев - Незнайки, Буратино, Карлсона и т.д. К этой группе относится игра «Проверь Незнайку». К доске прикрепляется рисунок Незнайки, и тут же записывается несколько примеров с решениями. Некоторые из них (один - два) решены с ошибками. Учитель показывает на какой - либо пример, учащиеся проверяют. Если решение правильное - в классе полная тишина. Если решение неправильное - дети хлопают в ладоши. Прочному усвоению таблицы умножения способствует игра с сорбонками. Сорбонки - это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, например, 7×8, на другой - 56 (ответ). Имея набор таких листочков, ученик играет: угадал, не угадал? 5×6=30. Угадал, карточка ложиться в одну сторону. 7×6… Забыл. Карточка 33 откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки только с неусвоенными элементами таблицы. С ними- то ученик и тренируется по 3 -5 мин несколько раз в день. Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами: - концентрация внимания ученика только на тех элементах таблицы, которые им не усвоены; - увеличение частоты тренировок; - раскрепощение памяти в процессе игры, что обеспечивает легкое запоминание. Использование дидактических игр на уроках математики способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, Воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.