- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Части речи для 3 класса
Конспект урока русского языка на тему Части речи для 3 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сижажева М.А. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предметная область: русский язык Класс: 3 класс Автор УМК: Русский язык 3 класс («Перспектива»), автор: Климанова Л.Ф. Тип урока: урок обобщения и систематизаций Тема урока:«Повторение материала о частях речи. Обобщение знаний об имени существительном»
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Повторение материала о частях речи. Обобщение знаний об имени существительном» Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ): - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения; - использование проектной деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - формирование умения взаимодействовать в статичных парах, в группе.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы, разбирать слова по составу, находить основу предложения Средства (оборудование): 1)учебник по русскому языку (УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф.); 2) рабочие тетради 3) ручки разных цветов 4)словарики 5)проектор-компьютер 6)Тестовые задания 7) изображение торта, разрезанного на 6 равных частей 8) памятки про части речи
Ход урока
- Организационный момент.
Чтобы грамотным стать,
ВГрамотеево попасть.
Надо правильно, чисто,
Красиво писать. 2.Минутка чистописания. Учитель: Прочитайте отрывок из одного известного произведения про себя. Что вы заметили? В_тр на мор_гуля_т И кораблик подгоня_т; Он б_житс_б_ в волнах На раздутых парусах.
Ученик:В этом отрывке пропущена буква Е Учитель: А из какого произведения этот отрывок? Ученик:Этот отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Учитель: Правильно. Это произведение мы с вами изучали на уроках литературного чтения. А теперь вставьте пропущенную букву и прочтите правильно отрывок. Ученик: Ветер на море гуляет И кораблик подгонят; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
Учитель: А теперь возьмите свои тетради и напишите буквы.
- На что похожа получившаяся запись? ( на волны)
3.Актуализация знаний 4-5мин. - Но прежде чем начать наше путешествие , давайте определим правила поведения в самолёте. Эти правила похожи на правила поведения в общественном транспорте. Ученик:Нельзя громко разговаривать, нельзя мусорить, нельзя громко смеяться. Нельзя мешать остальным, нельзя играть в шумные игры. - Молодцы, Ну а теперь в путь!Полетели! (Дети встают, имитируют полёт самолёта и говорят четверостишие)
Ученики:
Мы летим, летим, летим!
И в окошечко глядим.
Приземлились, встали, сели
И на доску посмотрели. (Эти слова дети говорят всегда после слова учителя "полетели!") Учитель: Мы прилетели в город "СЛОВАРНЫЙ". Словарный диктант. (Дети записывают названия картинок, которые появляются на экране) Воробей, сорока, заяц, карандаш, капуста, корова, медведь. Проверка словарного диктанта. Учитель: Обменяйтесь тетрадками. Проверьте работу друг у друга. Оцените свою работу отметкой на полях тетради. Поднимите руку, кто получил оценку 5, 4 , 3. Какой совет мы могли бы дать одноклассникам, допустившим ошибки в словарном диктанте? Ученик:Написание словарных слов нужно запомнить или проверить по словарю. Учитель: Правильно. Мы свами уже давно пользуемся словарями. И у нас тоже есть словарик, которым мы пользуемся на уроках русского языка. Скажите, пожалуйста, а какие виды словарей вам знакомы Ученик:Орфографический словарь, толковый словарь, орфоэпический словарь, словари синонимов, антонимов. Учитель: Правильно. А теперь проверьте все свои работы. -Когда вы писали словарный диктант, вы написали название двух зимующих птиц. Назовите их воробей и сорока. А кто мне скажет, нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека? Ученик:Зимующим птицам трудно найти себе корм. Мы должны им помочь. Мы должны сделать для них кормушки. Засыпать туда птичкам зёрна, семена, хлебные крошки. Учитель: Спасибо. Всё верно. А кто мне скажет, как образовалось слово «кормушка». Ученик:Слово «кормушка» образовалось от слова корм. Учитель: А теперь вспомните алгоритм разбора слова по составу и разберите это слово. Ученик:Корм - это корень. А- это окончание. Ушк - это суффикс с уменьшительно-ласкательным значением. Кормушк- это основа слова. Учитель: Что ещё вы можете сказать про слово «кормушка»? Ученик:Кормушка - это существительное женского рода, стоит в единственном числе. Во множественном числе будет - кормушки. Учитель: Так что мы знаем про имя существительное? Ученик:Имя существительное имеет два числа: единственное и множественное. Учитель: Правильно. Начинаем собирать наш торт. Первый кусок - это число имени существительного. Ученик: Имя существительное имеет три рода: мужской, женский и средний. Учитель: Второй кусок - это род имени существительного. ПОЛЕТЕЛИ! Учитель: Наш самолёт прилетел в город "ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ".
На доске записано предложение:
В лесу живёт рыжая лиса. Задания: * выделить основу предложения * назвать части речи Учитель: Исследуйте это предложение. Потом возьмите в руки красный карандаш и подчеркните слово, которое являются одушевленным именем существительным, зеленым - неодушевленное имя существительное. На какой вопрос отвечают слова, обозначающие одушевленные имена существительные? Неодушевленные существительные? - Следующий кусок нашего торта - это то, что имя существительное бывает одушевлённым и неодушевлённым Учитель: ПОЛЕТЕЛИ! Мы прибыли в город "ГРАМОТЕЕВО". А сейчас мы с вами повторим, что же мы знаем о других частях речи. - Какие части речи вы знаете? - Какие слова мы называем глаголами? - Какие слова мы называем именами прилагательными? - С какой частью речи связано имя прилагательное? - Подтвердите. Дети читают стихи.
Существительное с прилагательным
Всегда дружат обязательно.
Лист - зелёный
Лес - густой
Заяц - белый
Дом - большой.
И глагол вам помогает
Действовать вас заставляет
Мальчик - пишет
Тигр - рычит
Ветер - воет
Снег - летит.
Вместе:
Вместе все мы - части речи.
Вечерком зажжём мы свечи.
Будем сказки сочинять
Ребятишек развлекать. 4.Гимнастика для глаз. Продолжение урока. Учитель: Раз речь зашла о сказке, я вам приготовила отрывок из одного очень известного произведения. Кто вспомнит, кто является автором этого произведения и как оно называется. ( А.С.Пушкина.Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб_______
_____цепь на дубе том.
И днём и ночью кот_____
Всё ходит по цепи кругом. Задание: Вставьте пропущенные слова. Какой частью речи являются эти слова. Докажите. Ученик: Все пропущенные слова являются прилагательными, они обозначают Учитель: признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? - Сегодня в ГРАМОТЕЕВЕ нас встречает Имя существительное. -Имя существительное.- Здравствуйте, дорогие путешественники. Я слышала, что вы уже успели побывать в разных городах нашей страны под названием «Грамотность». Я тоже рада вашему прилёту и приглашаю вас в гости в мой зимний лес. Я очень люблю там бывать, думаю, вам там понравиться.Но чтобы вам туда попасть, вы должны рассказать всё, что вы знаете обо мне. Учитель: Мы рады встрече с Вами. Наши дети очень многое знают про Вас. Она даже составляют мини-проект про Вас. Давайте ребята докажем госпоже Имени существительному, что мы её хорошо знаем
Ученик:Красавицу нашу знает весь свет.
Она называет всякий предмет. Обозначает предмет. Отвечает на вопросы кто? Что? Изменяется по числам и родам. ( собирание остальных кусочков торта) - И.С. - Спасибо, ребята. Вы на самом деле очень многое знаете обо мне. За это я приглашаю вас в гости в мой прекрасный зимний лес. Вам на пути встретятся лесные жители. А кого именно, вы узнаете чуть позже. А сейчас мне пора обратно вернуться во дворец и рассказать о ваших знаниях королеве Грамматике. Она будет рада тому, что вы такие умные. Я вам оставляю задание в конверте. По нему вы легко узнаете, кто живёт в моём лесу. Желаю удачи. До свидания. Учитель: Давайте войдём в лес. Как здесь красиво. Правда, ребята? Чтение задания из конверта: Попробуйте узнать животных по их признаку. Маленькая, рыженькая __________ Серый, голодный_________ Хитрая, рыжая__________ Учитель: Давайте запишем названия жителей этого леса. Что вы можете сказать про слова: белка, волк, лиса Ученик:Белка - сущ. женского рода, ед. числа, во множ. числе - белки; волк - сущ. муж. рода, единств. числа, во множ. числе - волки; лиса- сущ. женского рода, ед. числа, во множ. числе -лисы. Учитель: Молодцы, очень хорошо справились с заданием. А теперь возьмите учебники. 5.Работа по учебнику. Учитель: Открываем УЧЕБНИК. Стр.126, упр.223 (Самостоятельная работа) Работа с новыми словарными словами (яблоко, сирень) Детям заранее было дано задание: сделать проект, посвящённый новым словарным словам. Дети искали значение слов «сирень», «яблоко» в разных словарях. Приготовили буклеты и принесли на урок. Дети защищают свои работы. Учитель: Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку. 6.Физкультминутка. Ученики повторяют за учителем движения. Всё происходит под весёлую музыку. Продолжение урока. Учитель: Мы продолжаем наше путешествие по стране Грамотность. ПОЛЕТЕЛИ! Мы прилетели в город "ТВОРЧЕСКИЙ". Здесь нас ждёт творческое задание. Вам нужно составить небольшой рассказ по картине. Ученик:На картине изображено время года -зима. Везде лежит белый пушистый снег. Небо хмурое, солнце спряталось за облаками.Нигде не увидишьживотных.Но тем не менее, мы видим красивую природу. 7.Задание классу: Учитель: Составьте предложения. Запишите их в тетрадь.
Пришла, зима, холодная,
Снег, пушистый, выпал, белый.
Ярко, зимнее, светит, солнце. Задания: - Проверьте. - Разберите второе предложения, найдите главных членов. Нахождение гл. членов предложения. Определение частей речи. 8.Работа в группах.Тестирование. Учитель: Ребята, королева Грамматика прислала вам тестовое задание. Она хочет убедиться,что вы на самом деле всё знаете про имя существительное. Вы будете работать в группах по 4 человека. Давайте мы с вами вспомним правила работы в группе. Ученик:
- Работай дружно, по плану.
- Умей выслушивать другого.
- Уважай мнение других.
- Не согласен с мнением других-доказывай свою точку зрения.
- на уроке я узнал……………………… - на уроке я вспомнил………………… - на уроке я повторил………………….. - самым интересным для меня было………….. - самым не интересным для меня было……….. - на уроке я скучал, потому что…………………. - мне понравилось………………………. -мне не понравилось…………………… - я хочу вам сказать…………………….. - я буду помнить………………………….
Учитель: Спасибо всем за работу. Желаю в дальнейшем ещё больших успехов в учёбе.