Рабочая программа элективного курса по окружающему миру Моя малая Родина

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по окружающему миру «Моя малая Родина» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы С.В.Рождественская, в соответствии с Основной образовательной программой Муниципального образовательного учреждения Нововасильевская основная общеобразовательная школа. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2-х классов и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312», от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373», от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год".
  • Устав МБОУ «Нововасильевская основная общеобразовательная школа» с. Нововасильевка.
  • Образовательная программа МБОУ «Нововасильевская основная общеобразовательная школа» с. Нововасильевка.
  • Положение МБОУ «Нововасильевская основная общеобразовательная школа» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования».
  • Учебный план МБОУ «Нововасильевская основная общеобразовательная школа» с. Нововасильевка на 2014- 2015 учебный год.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина - место, где мы родились, Отечество - Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина - Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу - значит охранять Родину…». Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тульской области, воспитанию любви к природе, истории и культуре родного края.

Задачи:

  • Обучающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
  • Воспитательные задачи: создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
  • содействие гармоничному развитию личности школьника;
  • совершенствование духовных и физических потребностей;

  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

  • гуманное отношение к окружающей среде;

  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;

  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

  • Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.


Общая характеристика курса.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презенации
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.
Курс рассчитан на 4 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Изучение элективного курса «Моя малая Родина» способствует
  • формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.


Описание места элективного курса в учебном плане Элективный курс по окружающему миру «Моя малая Родина» рассчитан на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (во 2 классе). Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-х классов.

Содержание программы.

2 класс.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Планируемые результаты изучения учебного курса.


Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  1. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;
10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; 11) любовь к родной школе, своему городу, селу, народу, России; 12) уважение к защитникам Родины;
  1. умение отвечать за свои поступки;

Календарно-тематическое планирование 2 класс 34 часа

Тема урока

Количество часов

Дата

I четверть

1

История села

Аппликация на тему: «Мое село»

1

2

Моя семья

Конкурс рисунков, поделок. «Моя семья»

1

3

Мои друзья

Рисование портрета друга. Разучивание подвижных игр

1

4

Домашние животные. Забота о домашних животных

Тестирование

1

5

Растения нашего края

Гербарий «Растения нашего края»

1

6

Охрана растений

Гербарий «Растения нашего края»

1

7

Экскурсия в музей «Вот моя деревня, вот мой край родной»

Экскурсия по селу: «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

1

8

Жизнь людей нашего края раньше и теперь

викторина

1

9

Мужчины нашего села- участники ВОВ

«Мужчины нашего села-участники ВО войны»-экскурсия в музей

1

II четверть

10

Экскурсия по селу «Улицы нашего села»

1

11

Экскурсия в парк: «Удивительное рядом»

1

12

Представление о далеком прошлом родного края

викторина

1

13

мамонты удивительные животные

Конкурс поделок из природного материала: «Динозавры и мамонты»

1

14

Первооткрыватели нашего края

Викторина

1

15

Поверхность и водоемы нашего края

1

16

Климатические условия нашего края

Ведение записей о погоде в дневниках.

1

III четверть

17

Сезонные изменения в природе

Ведение записей о погоде в дневниках.

1

18

Быт русских людей

Экскурсия в музей

1

19

Декоративно-прикладное искусство народов нашего края

Викторина

1

20

Народные приметы, игры, песни, праздники

Разучивание народных песен, игр, народных примет.

1

21

Профессии взрослых

1

22

Кем ты хочешь стать

1

23

зависит ли окружающий мир от тебя в будущем

Дидактическая игра «Вот я какой!»

1

24

Моя родословная

Конкурс рисунков, стихотворений о своей семье

1

25

Моя родословная

Конкурс рисунков, стихотворений о своей семье

1

IV четверть

26

Мой город.

1

27

Заочное путешествие по городу Оренбургу.

1

28

В гости к весне. Экскурсия.

1

29

Как природа залечивает раны.

1

30

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

Конкурс чтецов

1

31

Береги природу - наш дом»

Конкурс листовок и плакатов: «Береги родную природу

1

32

Знай и люби свой край

викторина

1

33

Контрольная работа

Подготовка проекта: «Моя малая Родина»

1

34

Итоговое занятие

Защита проекта по теме «Моя малая Родина»

1



Учебно- методическое материально-техническое

обеспечение образовательного процесса 1.В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г. 2.Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительтсва РФ от 05.10.2010 No 795 // Вестник образования. -2011. No 1. 3.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -2-е изд. -М.: Просвещение, 2011г. 4.Примерные программы научно-познавательного направления //Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. -2-е изд. -М., 2011 г. 5.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 2013. 6.Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 2012г. 7.Б.Болховитинов Твое свободное время.- М, 2006. 8.Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,-М.,2007. 9.В.Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999. 10.Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 2013. 11.Большая детская энциклопедия http//all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
Материально-технические: Документ-камера. Проектор. Интерактивная доска. Ноутбуки. Акустическая система.















Итоговая контрольная работа по элективному курсу «Моя малая Родина»

«Я знаю и люблю свою малую родину»

  • Назови дату образования Тюльганского района?

  • Что изображено на гербе Тюльганского района? Что изображено на гербе Оренбургской области?

  • Какие народы проживают на территории Тюльганского района?

  • Какие полезные ископаемые добывают в Тюльганского района?

  • Назови несколько растений и животных Тюльганского района. Какие из них занесены в Красную книгу?

  • Какие промышленные предприятия есть в Тюльганском районе?

  • Можешь ли ты прославить свой край и чем?

На день рождения принято дарить подарки. Твои подарки - добрые дела, которые ты совершил, чтобы жизнь в крае стала лучше?

© 2010-2022