Исследовательский проект: «Экологическая безопасность»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Экологическая безопасность»

Содержание

  1. Автор проекта.

  2. Название проекта.

  3. Предмет, класс.

  4. Актуальность.

  5. Краткая аннотация проекта.

  6. Цели и задачи.

  7. Виды деятельности.

  8. Конечный продукт деятельности.

  9. Ожидаемые результаты обучения.

  10. Вопросы, направляющие проект.

-основополагающий вопрос;

-проблемные вопросы;

-учебные вопросы.

11. Описание проекта.

12. План проведения проекта. 13. Пример продукта проектной деятельности учащихся. 14. Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности. 15. Другие документы.

Автор проекта

Бохан Зинаида Александровна, учитель начальных классов МКОУ «ООШ п.Октябрьский»

Название проекта

«Экологическая безопасность»

Предмет, класс

1-4 класс, окружающий мир.

Продолжительность проекта 4 недели, 9 уроков. Проект будет реализован во внеурочной деятельности, на уроках окружающего мира, технологии и ИЗО.

Актуальность.

Главной проблемой экологов состоит в том, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к необходимости охранять и рационально использовать природу планеты, объединить усилия в деле сохранения ее экосистем и защиты особо ценных объектов природы. Я решила подчеркнуть важность этой проблемы.

Краткая аннотация проекта

Тема проекта «Экологическая безопасность» соответствует стандарту начального общего образования по окружающему миру, технологии и ИЗО. В результате реализации проекта ученики получат возможность совершенствовать и расширять круг умений, навыков, способ деятельности, необходимые человеку в 21 веке, что является условием развития и социализации школьников.

Данный проект помогает решать важнейшую задачу обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов в рамках современного экономического образования. Выполняя исследование по одной из тем: «Должен ли человек быть ответственным за окружающую среду», личность учащихся обогащается целым рядом нравственно-гуманистических установок:

-ответственность за все живое;

-построение новой картины мира, ориентированной на значимость всего живого;

-понимание ценности биологического разнообразия;

-осознания ценности жизни, добра и красоты.

Цели и задачи

Работа участников проекта направлена на достижение следующих целей:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Виды деятельности

В проекте предполагаются следующие виды деятельности. Учащиеся будут:

-осознавать проблему проекта (Должен ли человек быть ответственным за окружающую среду) как личную проблему;

-придумывать в сотрудничестве, какой продукт поможет им разрешить эту их проблему и как его создать;

-составлять план деятельности по решению проблемы;

-искать необходимую информацию в печатных источниках;

-выполнять наблюдения, фотографировать,

-проводить опыты;

- составлять памятки;

-выполнять итоговый тест по проекту;

-проводить плодотворные обсуждения;

-создавать материальный продукт - рисунки, плакаты на тему «Жалобная книга растений», «Есть ли специальные знаки, как правильно вести себя в природе», книжку загадок;

-создавать электронные продукты, под руководством учителя.

Конечный продукт деятельности

Результаты своих исследований учащиеся оформляют в виде:

-рефератов;

-создание плакатов «Жалобная книга растений», «Есть ли специальные знаки, как правильно вести себя в природе», книжку загадок;

- выставка рисунков;

-чтение стихов;

- презентация представления результатов исследовательской работы.

Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

-быть компетентны в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

-приобрести навыки самостоятельной работы;

-развить умения видеть проблему и наметить пути ее решения;

-формировать навыки публичного выступления;

-развить понимание экологической безопасности в природе;

- смогут работать в команде;

- оценивать свою работу и работу своих товарищей;

- искать информацию;

-создавать конечный продукт.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Должен ли человек быть ответственным за состояние окружающей среды?

Проблемные вопросы


  1. Почему мы часто слышим слово «экология»?

  2. Откуда в снежках грязь?

  3. Как природа лечит человека?

  4. Всегда ли правильно ведет себя человек в природе?

Учебные вопросы


  1. Что изучает наука «экология»?

  2. Дать определение понятию «экологическая безопасность»

  3. Что является источником загрязнения окружающей среды?

  4. На какие группы можно разделить все источники загрязнения окружающей среды?

  5. Дать определение понятий: «Красная книга», «атмосфера». «электромобиль».

  6. Какую пользу приносит ландыш?

  7. Какие загадки вы записали в книгу по экологии?

  8. Как надо вести себя в природе?

  9. Как ты думаешь, есть ли специальные знаки, показывающие, как вести себя в природе?

  10. Что бы вы написали в «Жалобную книгу» от имени растений?


Описание проекта. Перед запуском проекта учитель проводит предварительную оценку знаний учащихся, с целью выявления уже имеющихся знаний по теме. Дети должны уметь ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы. Знать: - правила здорового образа жизни; - элементарные знания об окружающем мире, о человеке и его месте в природе; - правила поведения в природе; - уметь владеть навыком поиска информации; - уметь работать со справочной литературой; Так же учитель проводит мозговой штурм на определение опорных вопросов проекта. Учитель разрабатывает с учащимися план работы над проектом, а так же знакомит их с критериями оценивания разных видов деятельности в ходе работы над проектом: - работы в группах; - создание буклета; - самооценка деятельности учащихся в ходе работы над проектом; Критерии имеют направляющий характер, позволяют на любом этапе провести самооценку и увидеть продвижение к цели. Использование самооценки позволяет помочь в развитии самостоятельности и самоуправления. Коллективное обсуждение результатов, изучение теоретических вопросов и индивидуальное исследование позволит формировать целостное восприятие и усвоение программного материала, получить обратную связь от сверстников, учителя, скорректировать материалы к защите. В ходе работы под проектом, учащиеся работают с источниками, отбирая необходимый теоретический материал, оформляют работу в соответствиями с критериями. Так же проводится текущий контроль результатов деятельности каждой группы учащихся в виде: - самостоятельных работ; - составление памятки « Правила экологической безопасности»; - текста; После завершения работы над проектом учащиеся представляют результаты исследовательской работы на итоговом уроке «Природа - наш общий дом» в классе. Проводится оценивание результатов работы каждой группы. Завершается работа над проектом экологическим праздником: «Путешествие в храм природы», на котором результаты работы демонстрируются не только родителям, но и учащихся других классов.
План проведения проекта.

  1. Вводный урок (1 урок)

  1. Презентация учителя «Экологическая безопасность»
  2. «Мозговой штурм» и выделение проблемных вопросов.
  3. Деление на группы и получение задания.
  4. Знакомство с критериями, оценивание разных видов деятельности в проекте.

  1. Основной этап (исследовательский)
Работа проводится в группах и индивидуально. (5 уроков + дополнительная работа после уроков или дома) Участники проекта были поделены на 4 группы. Каждая группа исследователей получила свое название: «Корреспонденты», «Лаборанты», «Экологи», «Издатели». Из-за малого количества детей в начальных классах, каждая группа состоит из двух учеников, причем один из участников может участвовать одновременно сразу в двух группах. Затем каждая группа получает задание для исследования. На каждом этапе исследования ученики получают консультацию учителя, а так же помощь родителей и педагога в создании конечного результата.
1 группа - «Корреспонденты».
Они проводят опрос среди учащихся, родителей, педагогов по проблемному вопросу: «О чем думает человек, загрязняя окружающую среду?» Конечным продуктом деятельности станет отчет опроса: «О чем думает человек, загрязняя окружающую среду?», реферат на тему «Воздух которым мы дышим». А так же будет создана презентация: «Человек - друг или защитник природы» Этот электронный продукт объединит отчет по исследовательской работе двух групп - «Корреспонденты» и «Лаборанты».
2 группа - «Лаборанты».
Ребята этой группы проводят опыты по вопросу исследования «Как загрязняющие вещества движутся по кругу» - опыт № 1 « Что прячется в белых снежках?» - опыт № 2 «Как загрязняющие вещества движутся по кругу». Свое исследование ребята проведут по следующему плану:
  1. Проведут фотосессию по поселку: «Какого цвета снег?»
  2. Проведут опыт № 1 , показывающий, что прячется в белых снежках.
  3. Проведут опыт №2, показывающий, как в природе загрязняющие вещества движутся по кругу.
Конечным продуктом деятельности станут: - реферат по вопросу «Откуда в снежках берется грязь?»; - реферат на тему «Голубой цвет планеты»; 3 группа - « Экологи». Ученики этой группы напишут статьи по вопросу: «Как растения лечат человека, и с какой просьбой они к нам обращаются?» Конечным продуктом деятельности станут: - плакат « Жалобная книга растений»; - реферат на тему «Ландыш», «Это интересно»; 4 группа - «Издатели». Ребята этой группы составляют памятку по вопросу исследования « Есть ли специальные знаки показывающие, как вести себя в природе». Конечным продуктом деятельности станут: - буклет «Есть ли специальные знаки показывающие, как вести себя в природе»; - реферат « Красная книга России»; - рисунки; - книжка стихов и загадок о природе; На протяжении все исследовательской работы ведется фотосъемка.

3. Обобщающий урок (1 урок) Группы представляют продукты своего труда. Оформление материалов в единый электронный продукт - презентация «Человек друг и защитник природы», осуществляется с помощью учителя.

4.Рефлексия (1 урок)
Ребята делятся впечатлениями от проекта, полученными знаниями. Выясняют личные достижения.
5. Предоставление результатов проекта родителям и учащимся классов. Праздник « Путешествие в храм природы»
Пример продукта проектной деятельности учащихся.
  1. Отчет опроса « О чем думает человек, загрязняя природу. (Прилагается)
  2. Буклет «Есть ли специальные знаки, показывающие, как вести себя в природе?» (Прилагается)
  3. Плакат « Жалобная книга растений»
  4. Книжка стихов и загадок о природе.
  5. Рефераты: «Воздух, которым мы дышим», «Красная книга России», « Ландыш», «Это интересно», «Голубой цвет планеты», «Откуда в снежках берется грязь?» (Прилагается)

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности.
  1. Текущий контроль. (Прилагается)
  2. Самостоятельная работа . (Прилагается)
  3. Итоговый тест по проекту. (Прилагается)
  4. Урок окружающего мира «Природа - наш общий дом». (Прилагается)
  5. Презентация к уроку «Природа - наш общий дом». (Прилагается)
  6. Внеклассное мероприятие «Путешествие в храм природы». (Прилагается)
  7. Презентация «Путешествие в храм природы». (Прилагается)
  8. Стартовая презентация «Экологическая безопасность». (Прилагается)

Другие документы.
  1. Рисунки детей по проекту. (Прилагаются)
  2. Конечный электронный продукт проекта- презентация «Фоторепортаж по проекту экологическая безопасность» (Прилагается)






© 2010-2022