Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Текст - что это такое?»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»











Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Текст - что это такое?»

Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Текст - что это такое?»

Тема урока: "Текст - что это такое?"

2 класс. (Система Л.В. Занкова)





Учитель: Харалдаева Доржиханда

Цыбенгылыковна



с. Ортуй

2013 г.

Тема урока: "Текст - что это такое?" 2 класс.

Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков

Задачи: 1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность. 3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.

Оборудование:
1. Набор слов: "Логическая цепочка"
2. Интерактивная доска с программой
3. Компьютер.
4. Раздаточный материал (текст "Никита - охотник").
5. Учебник по русскому языку А. В. Поляковой, II класс (1-4).


ХОД УРОКА

I. Вводно - мотивационный этап.

1. Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок? (Нет!)
- Только начался урок? (Да!)

- Хотите учиться? (Да!)
- Значит можно всем садиться!

Открываем тетради, записываем дату.(Двадцать шестое ноября. Классная работа)



  1. Учитель: Восстановите перепутанную логическую цепочку слов: предложение, звук, слово, слог. (звук - слог - слово - предложение) (карточки)

    Ученик: У доски ученик выстраивает цепочку:

звук →слог→слово→предложение.


Учитель: В этой цепочке не хватает одного слова.



  1. Чтобы узнать, нам надо выполнить следующее задание.Чистописание. Запись : (Слайд№1)

г д з т в

класс

дерево

а о у т е

м к л н р

- Из первой строки выпишите лишнюю букву (буква т - глухая согласная)

- В слове второй строки найдите орфограмму, выпишите эту букву (с)

- Из слова третьей строки выпишите безударную гласную в корне слова.(е)

- Из четвертой строки выписать лишнюю букву (т - согласная)

- Из пятой строки выпишите букву, обозначающую парный глухой согласный звук (к)

Подчеркните самую красивую букву, покажите друг другу. Если вам понравилась работа соседа, поставьте звездочку.

- Из полученных букв составьте цепочки, и должно получиться слово. (тсетк - текст)


Ученик: Текст.


Учитель: Приходилось ли вам слышать слово «текст?»

Ученик: Да

Учитель: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О тексте…)

Как можно назвать тему урока?

Ученик: Текст - что это такое? (Что такое текст?)

I I. Операционно - содержательный этап.

Учитель: Запишите тему урока.

3.Учитель: Прочитайте две записи и попробуйте определить, где текст.

Медведь - это животное. Мальчик любит свою собаку. Художник нарисовал зверя.

Медведь - это дикое животное. Живет в лесной зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мед и ягоды.

Как понимаете смысл слова «впадает»? - погружается в состояние спячки. Еще какие животные погружаются в спячку? (Еж, крот, черепаха, барсук и т.д.)

Почему? (Еж зимой не найдет насекомых, а медведь не найдет фруктов или маленьких млекопитающих.)

- Какая запись является текстом? Докажите.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу.

4. Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
- Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.
Никита-охотник.
Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
(По Е. Чарушину.)
- Легко ли было читать текст? (Не легко. Очень трудно. Ничего не понятно.)
- Почему? (Нет знаков препинания.Нет границ предложений.)
- Граница - линия раздела между территориями, в нашем случае между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. "Знаки препинания ставятся по силе разума!" - сказал он.
Представьте себе, что вы - корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо и спишите текст в тетрадь. (Самостоятельная работа учеников.)
- Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (Четыре предложения.)
- Прочитайте текст. Докажите, что это текст. ("Есть у Никиты деревянный тигр. Ещё есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет". Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.)
- Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определенной последовательности.)
- Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили? (Два ученика работают у доски.)
Ученики:

1.Одушевленные

Неодушевленные

тигр

кровать

крокодил

стол

Слон

2. Игрушки

Мебель

тигр

кровать

крокодил

слон

стол



5. Групповая работа с деформированным текстом.

Восстановите деформированный текст. (Дать группам разрезанные по предложениям текст)

Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Тогда она рассердилась разбросала весь горох.

-Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст).
Ученик читает.
- Можно ли назвать это текстом? Докажите. (Я ничего не понял. Нельзя понять основную мысль. Я думаю, что это нельзя назвать текстом.)
Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.

Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
***...

(Придумайте концовку к тексту)

III. Рефлексивно - оценочный этап.

Проверка усвоения темы.

6.Тест "Верные и неверные высказывания".

Учитель

Ученики

1. Текст состоит из предложений

2. К тексту нельзя придумать заглавие

-

3. Все предложения в тексте имеют границы

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

-

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

6. Текст можно разделить на части

7. Каждая часть текста записывается с красной строки

Резерв. Работа по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой, II класс (1-4).

- Рассмотрите задание № 191 на странице 83. О чем хотите спросить у меня или у детей? (Я хочу спросить у класса, является ли стихотворение, написанное здесь, текстом?)
- Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.
Гордился рыжий Львёнок,
Своей пушистой кисточкой
На кончике хвоста.
Наверно, я художник,
Конечно, я художник,
Раз у меня есть кисточка
На кончике хвоста.
(Г. Сапгир.)
7. Итог.
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?


Ответы детей:

- Я узнал, что каждое предложение имеет границы.
- Я запомнил признаки текста.
- Я обрадовался, когда меня попросили работать на интерактивной доске


8. Домашнее задание (по выбору): дописать концовку к тексту "Никита-охотник"; придумать и записать свой текст на любую тему.



© 2010-2022