Урок познания мира на тему: Путешествие в мир прав. (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познание мира.

Тема: Путешествие в мир прав.

Цели:

1. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
2. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
3. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, вспомните своих близких и друзей. Я смотрю, у многих появилась на лице улыбка. Откройте глаза, если в классе есть ваши друзья, улыбнитесь им.

2. Определение целей урока.
Ассоциации «Конституция»

3. Чтение стихотворения учителем
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!

4. Работа по учебнику .Самостоятельное чтение текста с пометками.
Заполнение листов ЗХУ. Обсуждение в парах .

Рассказ об основных документах по правам детей.

-А кто же в государстве обязан защищать права детей?
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. Первый документ называется "Декларация прав человека".Слово "декларация" означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали "Конвенцию о правах ребенка" в 1990 году.

Обыгрывание ситуаций Определение ошибок в поведении.

1 ситуация.

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Внук : Бабуля, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

2 ситуация
Учительница: Вова, ты уже который понедельник не готов к уроку математики.
Ученик: Татьяна Ивановна, вчера было воскресенье и я имею право на отдых.

3 ситуация
Дежурный; Саша, я только что вымыл доску, а ты взял и разрисовал её.
Саша; я имею право развивать свои творческие способности.

4 ситуация
Мама; Витя, меня срочно вызвали на работу, убери со стола и помой посуду
Сын; не имеешь право мама, эксплуатировать мой труд. Я тороплюсь на тренировку.

III. Игра "Разрешается - запрещается"
1. Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3. С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить -
Это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается).
6. Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Обсуждение ситуаций.
Давайте обсудим ситуации, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны рассказать, какие права были нарушены?
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше)
3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (нарушается статья о тайне корреспонденции)
4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Также нарушается Стаья о том, что дети должны жить со своими родителями)
5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка? (Жизни, здоровья.)
6. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Чего лишила Кая Снежная королева? (Его родных, его семьи.)
7. Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса?
(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества).
- Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.)- Значит, у Буратино есть еще одно право - право на образование.

Обыгрывание ситуаций Определение ошибки в поведении
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа чинит стул. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка, и вообще, у меня завтра контрольная!

Работа по карточкам Пьедестал
Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.
Права ребёнка
право на жизнь
право свободно выражать свои взгляды и мнения
право на образование
право жить с родителями
право на защиту от насилия
Обязанности ребёнка
хорошо учиться
помогать по дому
заботиться о старших
стараться самому обслуживать себя
заботиться о младших
не обсуждать поступки родителей с посторонними

Обобщение
Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Право на образование.
Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка.

Итог.
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

Домашнее задание: записать в тетрадь права и обязанности в семье

© 2010-2022