Развитие творческой деятельности обучающихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность.

Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Из всего этого следует, что перед учителем начальной школы встает задача развития творческих способностей ребенка, воспитание творческой личности в целом.

Цель:

Теоретически обосновать, разработать и апробировать методику развития творческой деятельности и творческого мышления младших школьников в системе уроков литературного чтения с использованием технологии развития критического мышления и ИКТ.

Задачи

1.Изучить и проанализировать состояние проблемы развития творческого мышления обучающихся в педагогической теории и практике.

2. Разработать и апробировать систему творческих заданий, ориентированных на развитие творческого мышления и творческой деятельности младших школьников. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей школьников.

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов,

в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

В современной психологии и педагогики под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный домысел ребенка.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок . В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта,установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

Гибкость мышления. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.

Творческое воображение.

Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

  • принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);

  • поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);

  • требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;

  • признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.

Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: наличие позитивного образца творческого поведения;

  1. Способность рисковать.

  2. Дивергентное мышление.

  3. Гибкость в мышлении и действиях.

  4. Создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения;

  5. Социальное подкрепление творческого поведения.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

  1. проблемное изложение знаний;

  2. дискуссия;

  3. исследовательский метод;

  4. творческие работы учащихся;

  5. создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.

Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Технологии, развивающие творческую деятельность школьников:

  1. Системы развивающего обучения с направлением на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, .С.Альтшиллер, .П.Иванов)

  2. Игровые технологии(творческие игры, сюжетные, драматизация)

  3. Поисково-исследовательский метод

  4. Технология метода проектов.

Новизна работы:

Разработаны методы и приемы развития творческой деятельности и творческого мышления на уроках литературного чтения с использованием ТРКМ и ИКТ.

Ожидаемые результаты:

1.Развитие критического и творческого мышления.

2. Выпускник научится:

  • Творчески пересказывать текст

  • Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения

  • Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.

  • Использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий, составлять текст на основе плана

  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

  • Создавать свои творческие работы (сочинять загадки, сказки, рассказы, стихи).

Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

  • Среди современных задач обучения на первый план выступает формирование активного самостоятельного творческого мышления учащихся.Развивать творческое мышление важно на всех этапах обучения. Особое значение эта задача имеет в младшем школьном возрасте, так как именно в начальной школе закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия. Используются в работе технология развития критического мышления и ИКТ. ТРКМ развивает критическое мышление, а оно является отправной точкой для творческого мышления. Критическое и творческое мышление развиваются взаимообусловлено. А замена доскис мелом компьютерной презентацией с элементами анимации делает изложение любого материала более зрелищным, эффективным и наглядным.

Используются:

Личностно- ориентированный коммуникативно-деятельный принципы обучения, предусматривающие диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Организация урока. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина - В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

  • Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

  • Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

  • Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

  • Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

  • Диалог предполагает активный обмен информацией, является совместной творческой деятельностью, обладающей огромным познавательным, воспитательным и развивающим потенциалом.

  • Роль учителя - в основном координирующая.

Данные полученные за последние годы в области психологии мышления, показывают, что групповые виды работы стимулируют развитие мышления и в частности помогают генерированию творческих идей.


Уроки в технологии развивающего обучения проводились в 1Б классе с 15.09.09года. В первые две недели психологом школы Мясниковой И.Г. было проведено тестирование учащихся. В мае проводилось повторное тестирование.

Результаты тестирования показали, что у обучающихся:

  1. значительно вырос познавательный интерес к урокам литературного слушания, литературного чтения, урокам окружающего мира.
  2. Учащиеся научились формулировать простые (тонкие) вопросы к тексту и у некоторых из них появилась способность формулировать толстые вопросы.
  3. У детей развился навык работы в парах и группах.
  4. Отмечено развитие речи и самостоятельности мышления учащихся.
  5. Отмечено развитие логического мышления, воображения.

Начало года

Конец

воображение

логика

воображение

логика

Высокий уровень

2 чел

3чел.

7 человек

8 человек

Средний уровень

17 чел.

16 человек

17 человек

14человек

Низкий уровень

5человек

5 человек

2 чел.

Список литературы

  1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 1991. С.7.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.-М., 1980.,с.7-20.
  3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы.- Казань, 2006,.-499 с.
  4. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М: Наука 1977-184с.
  5. Библер В.С. Мышление как творчество. - М.: Наука, 1983.
  6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов/ Д., 1983.-173с.
  7. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.-М.: Знание, 1981.
  8. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей.-Самара, 1994, -315с.
  9. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983. 96с.
  10. Вахтомин Н.К. Практика. Мышление. Знание. -М.: Наука, 1978.
  11. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей.- М., 1999.
  12. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед.институтов./Под ред.А.В.Петровского. -М.: Просвещение, 1973.
  13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1999. - 534 с.
  14. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы.- М.: Вита-Пресс,2001.- 128с.
  15. Дж.Холт. Залог детских успехов. СПб: «Дельта», 1996.-480с.
  16. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка./ Пер. с англ.-М.:Аквариум, 1998.- 320с.
  17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368с.: Серия «Мастера психологии».

18. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя /

С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. - М. : Просвещение, 2004.

19. Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя / И. О. Загашев,

С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

20. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя /

И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.



© 2010-2022