- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему: Главные и второстепенные члены предложения (3 КЛАСС)
Конспект урока по русскому языку на тему: Главные и второстепенные члены предложения (3 КЛАСС)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соломникова М.В. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: Русский язык
Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Цели:
1. Дать понятие о главных и второстепенных членов предложений;
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Учебник Р.Н.Бунеев «Русский язык» 2 часть, 3 класс, Презентация.
Этап урока
Ход урока
Примечания
1.Оргмомент
2.Каллиграфическая минутка
3.Словарная работа
4. Сообщение темы и цели урока
5. Изучение нового материала
6. Закрепление изученного материала
7. Домашнее задание
8.Итог урока
- Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
- Ребята откройте тетради, выполните то, что у вас дано в тетради.
- Ребята, мы проведем словарную работу. Два человека будут работать с обратной стороны доски, а остальные ребята в своих тетрадях. Подчеркивайте орфограммы. Стрекоза, дельфин, алмаз, сирень, горох, смородина, осина, малина, природа. - Давайте проверим. - Посмотрите на данные слова, на какие группы вы бы их разделили? (Живые и неживые). - Ребята, какое слово среди данных, объединяет все эти слова? (Природа) - Кто-нибудь знает пословицы о природе? - Послушайте пословицу. Весна красна цветами, а осень - снопами. - Какие слова вам непонятны? - Как вы думаете, что обозначает эта пословица?
- Прочитайте. Веселые снежинки танцевали в воздухе. - Ребята, что это такое: группа слов, словосочетание или предложение? (Предложение). - Почему это предложение? - Какое оно по цели высказывания и интонации?(Повествовательное, невосклицательное). - Сколько слов в предложении? (4). Есть ли среди них главные, т.е. такие, без которых в предложении не обойтись? - Попробуйте прочитать предложения без первого слова (веселые); без второго; без третьего; без четвертого. - Какой вывод можно сделать? (В предложении есть главные члены) - Сегодня мы будем знакомиться с главными и второстепенными членами предложения. - Ребята, откройте учебник на стр. 125. Упр.397. - Прочитайте про себя задание. - Прочитай предложения. - Предложения ли это? (да, т.к. наличие законченной мысли, связь слов, в конце стоит точка). - Почему? - Какие они по цели высказывания и интонации? (Повествовательные, невосклицательные). - Прочитай первое предложение. О чем или о ком говорится в предложении? Что именно говорится? - Ребята, достаточно ли этих двух слов, чтобы понять смысл предложения?(да, т.к одно из слов в каждом предложении - сущ. или местоимение, другое глагол. Они называют предмет или лицо и их действия или указывают на лицо (я) и называют его действие.
- Переходим к упр. 398. - Прочитайте задание про себя. - Прочитай предложения в слух. - Давайте сравним их с предложениями упр.397. Что изменилось? (Добавили слова). - Как изменился смысл предложения? (Оно стало более точным, полным). - Прочитай первое предложение. О чем или о ком говорится в предложении? Что именно говорится?
- Давайте сравним два рисунка в учебнике. Чем отличается первый рисунок от второго? (На втором рисунке художник внес уточнения и получился зимний пейзаж). - Как называются выделенные слова? Ответ вы найдете в конце учебника. - Как вы думаете, почему грамматическую основу называют именно основой? (Потому что, это основа предложения, его фундамент). - Сколько слов входит в основу предложения? - Что они обозначают и на какие вопросы отвечают? Физминутка: Руки подняли и помахали - Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем - Крылья мы сложим назад.
- Итак, ребята, давайте прочитаем первое определение в рамке. - Что происходит со словами разных частей речи? ( Они становятся главными членами предложения). - Что же такое грамматическая основа предложения? - Может ли предложение состоять из одной грамматической основы? - Приведите примеры. (Грачи прилетели. Наступила весна. И т.д.)
- Прочитайте самостоятельно второе правило в рамке. - Что такое подлежащее? На какие вопросы отвечает? - Что такое сказуемое? На какие вопросы отвечает? - Верно.
- Переходим к упражнению 400. - Прочитай задание. -Образец рассуждения вам понятен? - Первое предложение у нас уже сделано, начинаем записывать со второго. - Песню пролаял охотничий пес. В этом предложении говорится о псе. Кто? Пес - это подлежащее выражено сущ., подчеркиваем одной чертой. Что говорится о псе? Пес что сделал? Пролаял - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами. (Далее разбирать по образцу).
- Переходим к упражнению 401. - Прочитай задание. - Прочитай предложения. - Сколько здесь предложений? - Спишите. Найдите и подчеркните грамматическую основу.
- К какому времени года относится это стихотворение? (Осень). - Какое сейчас время года?
- Ребята, вашим домашним заданием будет составить несколько предложений о весне.
- Итак, ребята, что же такое грамматическая основа? - Какие члены предложения входят в грамматическую основу?
Учащиеся выполняют работу в тетрадях.
Учитель диктует слова, дети записывают, а 2 человека работают с обратной стороны доски.
Ребята, работающие у доски, открывают доску.
Выставление оценок.
Ответы детей
Ответы детей
Предложение записано на слайде.
Беседа с детьми
Работа в учебнике
Работа с каждым предложением в упражнении, с каждым учеником.
Работа с каждым предложением в упражнении, с каждым учеником.
Ответы детей
Чтение определения на стр.125.
Ученик читает правило вслух.
Ответы детей
Чтение учениками правила самостоятельно.
Задание читает ученик.
Каждое предложение выполняют разные учащиеся у доски. Остальные ребята работают в тетрадях.
Над подл. и сказ. надписывают часть речи.
Задание читает ученик.
Первые 2 предл. Выполняет один ученик у доски, последующие два выполняет другой ученик. Остальные в тетрадях.