Литературное чтение на тему: В. М. Гаршин Сказка о жабе и розе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по литературному чтению. УМК «Школа России» Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Учитель: Юрьева Н.А. Дата проведения: 17.11.2015 г. Класс: 4 «В» Цели:
  1. Создать условия для развития интереса к чтению; совершенствования навыков выразительного чтения; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей;
  2. Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев;
  3. Содействовать формированию понятий: «счастье», «смысл жизни», «способность к самоотдаче», «добро», «зло», «красота»;
  4. Создать условия для работы над развитием речи, воображения и наблюдательности.
Тип урока: Применение знаний и способов действий.
Планируемые результаты. Предметные:
  • достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
  • воспринимают художественное произведение на уровне главной мысли (идеи); сравнивают произведения одного автора;
  • определяют жанр и тему произведения; различают содержание и форму произведения;
  • выделяют точку зрения автора и выражают свою;
  • выделяют художественные детали, раскрывающие образы героев.
Личностные:
  • имеют представления о ценности жизни для других;
  • определяют личностный смысл учения - желания приобретать новые знания,
  • осознают свои трудности, стремятся к их преодолению.
Метапредметные УУД: Познавательные УУД:
  • владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от целей);
  • осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • обобщают и классифицируют учебный материал, формулируют несложные выводы.
Регулятивные УУД:
  • определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривают последовательность действий на уроке;
  • адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
Коммуникативные УУД:
  • осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • работают по плану, в парах, в группах.
Основные понятия: главная мысль (идея), жанр; содержание и форма; художественные детали; образы героев Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, окружающий мир. Ресурсы урока: Учебник по литературному чтению 4 класс М: Климанова - Граф, 2015 г., тетрадь №1 на печатной основе, компьютер, проектор, карточки, рисунки.
Ход урока. 1.Организационный момент. - Добрый день, друзья! - Поздороваемся с гостями. - Тихо сели, улыбнулись друг другу, настроились на работу. За грамотные и правильные ответы будут даваться жетоны. Кто наберёт 5 жетонов, получит оценку - пять. У кого будет меньше жетонов, смогут заработать свою пятёрку на следующем уроке литературного чтения. 2. Подготовка к основному этапу занятия. Внимание на экран. (Видео - распускается роза) - В каком произведении, прочитанном вами, свершилось такое же чудо? (В «Сказке о жабе и розе» В. Гаршина) А) Актуализация знаний. - Элбэк, какое задание дома вы должны были выполнить? (Прочитать «Сказку о жабе и розе» Гаршина, рисунки). (Памятка работы в парах и группах.) - Сегодня мы работаем в группах и парах. Обратите внимание на слайд и памятки у вас на столе. - Берём листы с надписью - проверка домашнего задания. У вас на работу - 2 минуты. Вопросы для пары. (По желанию детей) - Поменялось ли ваше настроение после прочтения сказки? Почему? -Объясните что, вы хотели показать своими рисунками. (Очень жалко мальчика, красота розы, безобразная внешность жабы) Вопросы группам: 1 группа - Какой жанр прочитанного дома произведения? Докажите? ( Сказка. Сказка - вымысел. Роза и жаба разговаривают) - Что мы знаем о сказках? А эта - какая? (Зачин - жили на свете… концовка. Сказки бывают: народные и авторские. Эта сказка - авторская, автор - Всеволод Михайлович Гаршин.) 2 группа - Перечислите главных героев произведения. (Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася) - Кто из героев вам понравился или не понравился и почему? ( Роза- красивая, помогла мальчику. Маша, она ухаживала за братом) (Жаба, она некрасивая , злая и хотела съесть розу?) 3 группа - Кто читал сказки во время каникул? - Выберите лучшие отзывы о сказах и прочитайте. Подведение итогов: 1 группа, 2 группа, 3 группа, пара. Кто выступал, жетоны. (По 2 минуты.) Паре - оценки 5 за оригинальность представления ответов. Б). Мотивация к деятельности. Продолжаем работу. Выходят 2 учащихся. Звучит мелодия «Фа-мажор» Антона Рубинштейна (Рассказывает 1 ученик) Однажды Гаршин был в гостях у своего друга - поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе. В) Постановка учебной задачи урока. (Читает - 2 ученик) «Мир жабы злобен, Нам предстоит его раскрыть. А роза милое создание, Она сотворена любить. Вот эти два противоречья Без них нельзя нам быть. Задача наша на сегодня - Добро и зло разоблачить » (Музыка замолкает) Г) Работа со словарём. Листы с надписью - Словари. - Найдите в выписке из словарей разных авторов понятия добра и зла, которые подходят к уроку. 1 группа - по словарю Ефремовой. 2 группа - по словарю Ожегова. 3 группа - по словарю Даля. Пара - по словарю Ушакова. Проверка. (Дать жетоны) 3.Применение знаний и способов действий. А) Связь с окружающим миром - роза. Слайд №9 (5 мин.) -Что вы можете сказать об обычной розе? ( Роза - это красивый цветок с приятным ароматом.) - (Ученик) Роза - это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, цветет с середины лета, до осени имеет шипы. Её шипы - это противоположная сторона природной красоты роз. Словно и у медали две стороны, розу можно разделить на две части: добрая и нежная часть - сам цветок, и нижняя коварная и опасная часть - стебель с шипами. Б) Работа по учебнику - роза. План работы:
  1. Описание, внешний вид.
  2. Окружение, обстановка вокруг.
  3. Времяпровождение, действия.
  4. Отношение к жизни.
- А как описывает розу Гаршин в сказке? (учебник - «нежный и роскошный», «бледный цветок», «лепестки с прозрачными слезинками» « точно плакала») - Какой литературный приём использует автор - «Роза точно плакала» - Окружение розы? («утро», «так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро»; «голубое небо» ) - Действия розы? («она могла только разливать вокруг себя тонкий и свежий аромат, и этот запах был ее словами и молитвой» «была счастлива») - Какие эпитеты использует автор? -Отношение к жизни? («она росла и красовалась»; «на другой день она должна была распуститься полным цветом. А на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь!») - Всё, что окружает розу тоже счастливо. Физминутка. (Встали, потянулись, представили что вы - роза, глубоко вздохнули, выдохнули, тихо сели) В) Связь с окружающим миром - жаба. - Какой вы представляете себе обычную жабу? (Жаба - земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная). (Ученик) Жаба - земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная . Жаб обычно люди не любят и из-за этого часто уничтожают , не подозревая, что живя в саду, они приносят пользу. Взрослые жабы питаются различными беспозвоночными животными, истребляя часто тех, которых не трогают птицы - ярко окрашенных, с резким или неприятным запахом. Г) Работа по учебнику - жаба. План работы:
  1. Описание, внешний вид.
  2. Окружение, обстановка вокруг.
  3. Времяпровождение, действия.
  4. Отношение к жизни.
- Описание жабы? («Жирная и старая», «плоское брюхо», «грязно-серые, бородавчатые липкие бока») - Окружение? ( «Ночь», «местечко потемнее и сырее»; «на сырой земле, будто прилипнув к ней брюхом») - Действия? («она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде: она уже наелась и легла отдыхать», «обжиралась») - Отношение к жизни? («набить себе живот, как всегда», «слопаю») - Что олицетворяют роза и жаба в этой сказке? ( В этом произведении жаба-символ зла, а роза символ добра) 4.Закрепление способов действий. «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...» - Прочитайте слова Всеволода Михайловича Гаршина. - К какому персонажу сказки можно их отнести? ( к розе) - Почему? ( Она скрасила болезнь мальчика)
  1. Рефлексия. (Группы.)
-У вас на партах лежат листы, где нарисованы роза и жаба. - Напишите номер группы соедините стрелочками слова из текста, какие относятся к розе, а какие к жабе. (Индивидуально.) - Второй лист самооценки , выберите и соедините стрелочками с буквой «Я». 6. Домашнее задание. Всем. Ответить на вопросы в учебнике. (Вспомните сказки других писателей, в которых говорится о счастье жить для других) По желанию. Возьмите в библиотеке книгу «Сказки русских писателей» любого года издания. Рассмотрите её: обложку, титульный лист, иллюстрации. Прочитайте незнакомые сказки. Спасибо за внимание.
© 2010-2022