- Преподавателю
- Начальные классы
- Основы формирования проектной деятельности будущих учителей начальных классов
Основы формирования проектной деятельности будущих учителей начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кольцова О.Н. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Чему мы должны научиться делать,
мы учимся делая»
Аристотель
Основы формирования проектной деятельности будущих учителей начальных классов.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых педагогических технологий. Главной целью проектной деятельности является формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании новой конкурентоспособной продукции и способных на выпуске из колледжа представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный продукт. Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре.
ПРОЕКТ=ПРОБЛЕМА+ПРОДУКТ.
Эта лаконичная формулировка принадлежит Е.С.Полат, главному идеологу технологии ученической проектной деятельности в нашей стране. Опыт показывает, что при постоянном и спланированном применении метода проектов будут созданы условия для:
-
Формирования и развития внутренней мотивации обучаемых к более качественному овладению специальностью;
-
Повышения мыслительной активности студентов и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
-
Речевого развития обучаемых, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
-
Развития индивидуальных особенностей обучаемых, их самостоятельности , потребности в самообразовании;
-
Изменения роли преподавателя в образовательной среде.
Остановимся на последнем подробнее. Роль руководителя не сводится только к оценке контрольных точек проекта. Целесообразно осуществлять периодический контроль выполнения этапов и , при необходимости, их корректировку. Таким образом, преподаватель предстает в новой интересной ,но сложной роли координатора работы команды студентов над новыми актуальными профессиональными проблемами.
В связи с этим повышаются требования к преподавателю, который должен брать на себя помимо основных функций, следующие:
-
Стимулирование инициативы студентов;
-
Знакомство с актуальными профессиональными проблемами современности;
-
Общее руководство и координацию групповых проектов;
-
Знакомство студентов с публикациями по теме выбранных ими проектов;
-
Обучение студентов работе с научным и практическим материалом.
В проектном обучении моделируются те же обобщенные этапы и процессуальные процедуры, что и в реальной работе над проектом в любой сфере деятельности.
В теории и практике проектирования обычно выделяют четыре основных этапа разработки проекта. Охарактеризуем каждый их этапов с целью определения системы действий педагога и студента( таб.1).
Таблица 1
Система действий педагога и студента в процессе работы над проектом
Этап проектной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность студента
Исходный : разработка проектного задания
-
Мотивация учебно-профессиональной деятельности;
-
Помощь в постановке целей исследовательской деятельности.
-
Выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала: обоснование её актуальности ( через выявление противоречия), анализ изученности проблемы, обоснование практической значимости результата намеченного исследования;
-
Определение основной идеи проекта в связи с исследуемой проблемой;
-
Формулирование темы проекта;
-
Определение объекта исследования;
-
Определение предмета исследования;
-
Формулирование гипотезы о предполагаемых результатах исследования и путях их достижения;
-
Определение направлений работы и непосредственных задач;
-
Определение способов поиска источников информации по напрвлениям;
-
Определение формы конечного продукта проектной деятельности.
Разработка проекта: планирование работы
-
Помощь в выборе источников, способов сбора и анализа информации;
-
Коррекция задач, поставленных обучаемым.
-
Определение средств и методов достижения цели проекта;
-
Определение сроков выполнения проектов, разделение всей работы на этапы, составление плана и графика промежуточной отчетности;
-
Разработка содержания этапов;
-
Выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных;
-
Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
Реализация проекта:
-
Консультации;
-
Координация работы обучаемых;
-
Контроль хода выполняемых работ;
-
Побуждение к деятельности и ее стимулирование посредством поощрений.
-
Самостоятельное практическое выполнение заданий в соответствии с планом и расписанием во внеурочное время;
-
Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;
-
Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью;
-
Составление отчёта по итогам исследовательской деятельности;
-
Оформление материалов для презентации: подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видеоряда проекта.
Завершение проекта:
-
Консультирование по оформлению сопроводительной документации проекта;
-
Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
-
Общественная презентация проекта;
-
Рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.
Работа над проектами позволяет студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что студенты сами делают свой выбор и проявляют инициативу, проекты имеют практическую ценность, предполагают решение актуальных проблем, дают студенту учиться в соответствии с его способностями, содействуют проявлению способностей студента при решении задач более широкого спектра, способствуют налаживанию взаимодействия между студентами, выработке навыков работы в команде. В процессе работы по проектной методике студенты не только приобретают практические навыки создания некоторого продукта, но и опыт взаимодействия с коллегами.
Итак, в результате проведенного анализа по проблеме использования методов проектов при подготовке специалистов , сделаем выводы. Необходимость использования методов проектов в современном образовании СПО определена очевидными тенденциями в образовательной системе, направленными на полноценное развитие личности студента, его подготовку к реальной деятельности в условиях современного информационного общества, условиях социально-ориентированной рыночной экономики.
Результатом выполнения студенческих инновационных проектов являются: дидактические и методические материалы по проведению уроков и элективных курсов; разработки практических и лабораторных работ; обучающе - контролирующие и обучающие электронные пособия, и другие инновационные пособия.