Основы формирования проектной деятельности будущих учителей начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чему мы должны научиться делать,

мы учимся делая»

Аристотель

Основы формирования проектной деятельности будущих учителей начальных классов.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых педагогических технологий. Главной целью проектной деятельности является формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании новой конкурентоспособной продукции и способных на выпуске из колледжа представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный продукт. Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре.

ПРОЕКТ=ПРОБЛЕМА+ПРОДУКТ.

Эта лаконичная формулировка принадлежит Е.С.Полат, главному идеологу технологии ученической проектной деятельности в нашей стране. Опыт показывает, что при постоянном и спланированном применении метода проектов будут созданы условия для:

  • Формирования и развития внутренней мотивации обучаемых к более качественному овладению специальностью;

  • Повышения мыслительной активности студентов и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

  • Речевого развития обучаемых, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

  • Развития индивидуальных особенностей обучаемых, их самостоятельности , потребности в самообразовании;

  • Изменения роли преподавателя в образовательной среде.

Остановимся на последнем подробнее. Роль руководителя не сводится только к оценке контрольных точек проекта. Целесообразно осуществлять периодический контроль выполнения этапов и , при необходимости, их корректировку. Таким образом, преподаватель предстает в новой интересной ,но сложной роли координатора работы команды студентов над новыми актуальными профессиональными проблемами.

В связи с этим повышаются требования к преподавателю, который должен брать на себя помимо основных функций, следующие:

  • Стимулирование инициативы студентов;

  • Знакомство с актуальными профессиональными проблемами современности;

  • Общее руководство и координацию групповых проектов;

  • Знакомство студентов с публикациями по теме выбранных ими проектов;

  • Обучение студентов работе с научным и практическим материалом.

В проектном обучении моделируются те же обобщенные этапы и процессуальные процедуры, что и в реальной работе над проектом в любой сфере деятельности.

В теории и практике проектирования обычно выделяют четыре основных этапа разработки проекта. Охарактеризуем каждый их этапов с целью определения системы действий педагога и студента( таб.1).

Таблица 1

Система действий педагога и студента в процессе работы над проектом

Этап проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность студента

Исходный : разработка проектного задания

  • Мотивация учебно-профессиональной деятельности;

  • Помощь в постановке целей исследовательской деятельности.

  • Выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала: обоснование её актуальности ( через выявление противоречия), анализ изученности проблемы, обоснование практической значимости результата намеченного исследования;

  • Определение основной идеи проекта в связи с исследуемой проблемой;

  • Формулирование темы проекта;

  • Определение объекта исследования;

  • Определение предмета исследования;

  • Формулирование гипотезы о предполагаемых результатах исследования и путях их достижения;

  • Определение направлений работы и непосредственных задач;

  • Определение способов поиска источников информации по напрвлениям;

  • Определение формы конечного продукта проектной деятельности.

Разработка проекта: планирование работы

  • Помощь в выборе источников, способов сбора и анализа информации;

  • Коррекция задач, поставленных обучаемым.

  • Определение средств и методов достижения цели проекта;

  • Определение сроков выполнения проектов, разделение всей работы на этапы, составление плана и графика промежуточной отчетности;

  • Разработка содержания этапов;

  • Выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных;

  • Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

Реализация проекта:

  • Консультации;

  • Координация работы обучаемых;

  • Контроль хода выполняемых работ;

  • Побуждение к деятельности и ее стимулирование посредством поощрений.

  • Самостоятельное практическое выполнение заданий в соответствии с планом и расписанием во внеурочное время;

  • Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;

  • Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью;

  • Составление отчёта по итогам исследовательской деятельности;

  • Оформление материалов для презентации: подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видеоряда проекта.

Завершение проекта:

  • Консультирование по оформлению сопроводительной документации проекта;

  • Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

  • Общественная презентация проекта;

  • Рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.

Работа над проектами позволяет студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что студенты сами делают свой выбор и проявляют инициативу, проекты имеют практическую ценность, предполагают решение актуальных проблем, дают студенту учиться в соответствии с его способностями, содействуют проявлению способностей студента при решении задач более широкого спектра, способствуют налаживанию взаимодействия между студентами, выработке навыков работы в команде. В процессе работы по проектной методике студенты не только приобретают практические навыки создания некоторого продукта, но и опыт взаимодействия с коллегами.

Итак, в результате проведенного анализа по проблеме использования методов проектов при подготовке специалистов , сделаем выводы. Необходимость использования методов проектов в современном образовании СПО определена очевидными тенденциями в образовательной системе, направленными на полноценное развитие личности студента, его подготовку к реальной деятельности в условиях современного информационного общества, условиях социально-ориентированной рыночной экономики.

Результатом выполнения студенческих инновационных проектов являются: дидактические и методические материалы по проведению уроков и элективных курсов; разработки практических и лабораторных работ; обучающе - контролирующие и обучающие электронные пособия, и другие инновационные пособия.

© 2010-2022