- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающий мир тема Моря
Урок окружающий мир тема Моря
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ханинова Я.А. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тип урока: ОНЗ.
Автор: Н.И. Чубук
Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями морей, их обитателями и богатством. Формировать способность к определению моря по карте.
Задачи:
-
формировать способность к самостоятельному применению учащимися полученных знаний для объяснения окружающего мира;
-
развивать познавательный интерес учащихся через использование детских энциклопедий, книг, научно-популярных фильмов о морях;
-
организовать внеклассную деятельность, направленную на расширение кругозора детей, на поиск информации, развитие творческого воображения, на формирование коммуникативных навыков.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Оборудование:
1) Физическая карта полушарий, физическая карта России, глобус.
2) Проектор, компьютер
Карточки-задания группам
-
Общее название_______
-
Объясните, что обозначает данное понятие_____
-
Покажите на карте… . Где расположен этот географический объект?
-
Разделите на группы.
Карточка - схема передвижения воды для индивидуальной работы; стр. 29.
Таблицы для групп: стр. 30 (3 колонки).
3) Оборудование для опыта: шланг с воронкой, соединяющиеся сосуды, колба с водой, тарелочка с кристалликами соли.
4) Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса "Наша планета Земля". Часть 2. (А.А. Вахрушев и др.)- М.: Баласс, 2004.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. 1. Начинается урок Он пойдет ребятам впрок. Ни минутки не теряем, Новые знания вместе открываем.
Дети разделены на группы (4 группы по 4-5 человека).
Слайд 2.
Знание - сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (кит.пословица)
- Как понимаете пословицу?
- Надеюсь. Что сегодня на уроке вы пополните свою сокровищницу новыми знаниями.
Слайд 3. План урока
-Назовите этапы урока
Слайд 4.
Записаны понятия: равнины, реки, озера, океаны, горы
-Добавьте к перечисленным понятиям недостающие. Объясните ваш выбор.
- Распределите данные понятия на две группы. Обоснуйте ответ.
Ученики выделяют понятия относящиеся к суше и к воде. Учитель выставляет карточки: СУША. ВОДА.
- Что общего во всех этих понятиях? (Это географические объекты.)
- Сегодня мы продолжаем разговор о географических объектах. Попробуем отнести новый географический объект к одной из выделенных вами групп.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1) Повторение изученных понятий (река, озеро, океан).
Слайд 5. Работа в группах.
- Вспомним правила работы в группе.
Каждая группа получает конверт с заданием.
-
Общее название_______
-
Объясните, что обозначает данное понятие_____
-
Покажите на карте… . Где расположен этот географический объект?
-
Разделите на группы.
1группе: Обь, Лена, Амазонка. Покажите на карте Обь.
2 группе: Байкал, Ладожское, Виктория. Покажите на карте Байкал.
3 группе: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый. Покажите на карте Северный Ледовитый.
4 группе:Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка. Покажите на карте Мадагаскар.
5 группе: Баренцево, Средиземное, Черное. Покажите на карте Черное.
- При выполнении заданий, что вам поможет в работе с географическими объектами? (Поможет карта (атлас), толковый словарик для объяснения понятий, план работы с географическим объектом)
2) Отчеты групп.
Каждая группа называет и объясняет понятие, называет его особенности, делит объекты на группы, показывает заданный географический объект на карте, описывает, где он расположен.
1 группа:
-
Обь, Лена, Амазонка- это реки.
-
Река - это водоем, есть течение. Реки всегда текут с более высокого места в более низкое (к низине). Место, где начинается река, называется истоком. Течет по руслу, имеет правый и левый берег. Устье - место куда впадает. Реки берут свое начало в горах, озерах, на равнинах (родники). Впадают в реки, озера, океаны. Вода в реках пресная.
-
Река Обь находится в Евразии, в части света Азии. Свое начало (исток) берет на территории России в горах, потом протекает по Западно - Сибирской равнине и впадает (устье) в Северный Ледовитый океан.
-
Выделили две группы: Обь и Лена текут по Азии, а Амазонка по Южной Америке.
Слайд 6. Реки.
- Чем пользовались для подготовки к ответу? (Физической картой полушарий и физической картой России, толковым словариком в конце учебника и планом работы с географическим объектом на доске).
2 группа:
-
Байкал, Ладожское, Виктория - это озера.
-
Озеро - это замкнутая естественная впадина на поверхности суши, заполненная водой. У озер, как и у рек, есть берега. Нет только правого и левого берега. Во все озера впадают реки и ручьи. Если из озера вытекает река, оно называется проточным. Если из озера вода не вытекает, оно называется бессточным. В умеренном климате вода в озерах пресная. В жарком климате вода в озерах часто бывает соленой.
-
Озеро Байкал находится в Евразии, части света Азии, на территории нашей страны. Это горное озеро с пресной водой..
-
Озера Ладожское и Байкал находятся в Евразии, а Виктория - в Африке.
Слайд 7. Озера.
3 группа:
-
Индийский, Тихий, Северный Ледовитый - это океаны, относятся к воде.
-
Океаны - это огромные водоемы, заполненные соленой водой. Выделяют четыре океана. Еще Атлантический океан. Они омывают материки.
-
Северный Ледовитый океан омывает материки Северную Америку и Евразию. Он омывает север России
-
Можно выделить в одну группу: Северный Ледовитый, а в другую - Тихий и Индийский, определяя, пересекают экватор или не пересекают.
Слайд 8. Волны океанов.
4 группа
Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка - относятся к суше. Участки суши …
Слайд 9-10. Острова. Полуостров.
5 группа:
-
Баренцево, Средиземное, Черное - мы считаем, что это моря, относятся к воде.
- Что такое моря?
Участники группы высказывают свое мнение.
-
Моря - большие водоемы с соленой водой, соединяющиеся друг с другом. Моря представляют собой части океана, более или менее отдельные от него сушей.
-
Черное море находится внутри материка Евразии. Часть побережья Черного моря относится к России.
Слайд 11. Определяем основной вопрос урока.
- Можно ли разбить моря на группы?
Ученики группы представляют свои варианты.
- Есть ли вопросы к группе? Дополнения. (Ребята высказывают свое мнение, дополняя ответ группы, вопросы и ответы могут быть самыми разными)
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).
- Какой географический объект рассматривала 4группа? (Море)
- Все ли вы сейчас рассказали о море? (Наверное, нет).
- Почему столько много разных версий возникло?
- В чем причина?
Учитель рисует знак ? в рабочей карте 4 группы.
(Мы еще не разбирали, что такое море)
- Какова цель нашего урока? (Узнать о новом географическом объекте).
Слайд 12. Тема урока.
- Сформулируйте тему урока. (Моря и острова).
Учитель открывает тему урока на доске: "Моря. Острова и другие участки суши.
План урока.
- Что должны ещё узнать о море?
( Где располагаются моря? С какими объектами связаны? В чем особенности морей?)
-
Построение проекта выхода из затруднения (совместное "открытие" нового).
- Что должны ещё узнать о море?
- Задайте вопросы, которые мы используем при изучении географических объектов.
Учитель обращает внимание учащихся на вопросы плана.
План урока.
-
Где располагаются?
-
С какими объектами связаны моря?
-
В чем особенность данного объекта?
Слайд 13. Открываем новые знания
1). Работа с физической картой полушарий.
- Где располагаются моря? Чем воспользуемся, чтобы ответить на этот вопрос? (Картой полушарий.)
- На какие группы можно разделить моря? (Некоторые моря находятся внутри материка, имеют небольшое соединение с океаном. Так Черное море связано со Средиземным морем и соединяется с Атлантическим океаном.
- Это внутренние моря.
(Некоторые моря являются частью, продолжением океана и омывают материк. Например: Баренцево, Красное, Лаптевых.)
- На окраине какого океана они находятся? (Северного Ледовитого океана.)
- Это окраинные моря.
-К какому выводу пришли? (Моря являются частью океана).
Учитель вывешивает карточки-выводы на доску.
-
Вывод: моря бывают внутренние и
окраинные;
моря являются частью океана
Слайд 14. Открываем новые знания
- На какой следующий вопрос мы должны найти ответ?
(С какими объектами связаны моря?)
Учитель рассказывает сказку о Драконе-Водохлебе.
Сказка.
Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил все, что попадалось ему на пути. Только все звери привыкнут выходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлёб тут как тут. Выпьет озеро - все звери опять мучаются от жажды.
Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения - наступил голод. Обиделись все животные и пошли за советом к мудрому льву."Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша-Водохлёб уж не только пресные, но и соленые озера выпил. Нет нам больше жизни!"
Подумал лев и сказал: "Позовите его пить из моря. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша не пил воды из моря, ее количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится".
Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлебу: "Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в свое удовольствие."Дракоша и пошел к морю. Пил он пил, пил, пил, пил… а вода все не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов, шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлебу звери конечно зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватает. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из-за этого и пищи всем хватает. Живи счастливо!
- О каком свойстве морей знал мудрый лев?
Вывод: моря соединяются с морями и океанами.
3). Физ. минутка.
-Представьте, что мы приехали отдыхать к Черному морю. Стоим на берегу и …, что будем делать? (Будем плавать, нырять, купаться, плескаться и загорать.)
Учащиеся повторяют движения за учителем.
- Купаемся, какая вода в море? (Вода теплая).
- Какое море? Почему? (Это теплое море, оно ближе к экватору).
- Присели, полетели… в каком направлении?
Учитель указывает по карте на север.
- Стоим на берегу Баренцева моря. Что делаем? (Любуемся, ловим рыбу).
Дети выполняют упражнения.
- Где расположено это море? (Баренцево море - часть Северного Ледовитого океана, расположено ближе к Северному полюсу, это холодное море)..
- Итак, какие бывают моря в зависимости от их расположения по поверхности земли. (Моря бывают теплые и холодные).
Слайд 15. Открываем новые знания
4). Демонстрация опыта.
- На какой вопрос еще не ответили? (Какие еще есть особенности морей?)
- Посмотрите на карту, что объединяет моря в одну группу? Что можно сказать о глубине? (В морях, судя по карте, глубина чаще всего не очень большая. У берегов еще меньше).
- Как определяли глубину? (По цвету и шкале глубин в метрах).
- А чему соответствует на карте значение 0? (Это уровень океана).
- Что это значит, уровень океана?
- Каков будет уровень воды в шлангах? К чему стремится вода?
Запись выводов: Вода всегда выливается из нижнего конца.
Вода стремится быть на одинаковой высоте.
Уровень воды во всех морях одинаковый.
Учитель вывешивает карточку-вывод на доску.
Вывод: уровень поверхности воды в морях и океанах одинаков.
- Итак, все моря соединены друг с другом, т.е.моря - это сообщающиеся "сосуды" с одинаковым уровнем воды.
- Моря относятся к воде. Значит, необходимо выяснить соленая или пресная вода находится в них. Почему вода в морях и океанах такая солёная?
1) Работа с учебником:
стр.122.
- Вспомним опыт, который проводили на уроке, посвященном озерам.
Учитель показывает тарелочку с кристалликами соли.
- К какому выводу пришли? (В море вода соленая.)
Учитель вывешивает карточку - вывод на доску.
Вывод: вода в морях и океанах соленая.
Слайд 16. Кластер «Моря». Обобщение знаний.
- Ребята, а как взаимодействует морская вода с поверхностью суши? (Морская вода размывает берега, образуются острова, полуострова).
- Покажите пример на карте.
Ученики показывают и называют моря омывающие поверхности суши, Например., моря Северного Ледовитого океана… омывают север Евразии.
- Если заинтересуетесь, почему географические объекты имеют такие названия, можете в дополнительной литературе поискать ответ дома.
5. Применение знаний, закрепление во внешней речи.
Слайд 17. .
1). Работа с таблицей:
-
Части света
Названия океанов
Название морей
Азия
Северный Ледовитый
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
______________________
Азия
Тихий
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Америка
Атлантический
______________________
______________________
_______________________
Австралия
Индийский океан
___________________________
___________________________
___________________________
Чтение задания.
- Что обозначают слова в первой колонке? (Это омываемые части света).
- Что обозначают слова в первой строке? (Это названия океанов).
- Назовите и покажите моря Северного Ледовитого океана, какие части света омывают.
2). Работа в группах с картой.
- Работаем с третьей колонкой таблицы. Найти моря, записать название моря.
Учащиеся вписывают название моря в таблицу, находят моря, соотносят с океаном и частью света, проговаривая вслух.
Ответ по вопросам:
Какую часть света омывает.
К какому океану относится.
Название моря.
-Итак, чему сейчас учились, работая с таблицей. (Учились находить на карте моря.)
- Вместе с родителями дома можете попутешествовать по карте, выполнить задание 7,стр.40, задание 2, стр.38.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Сборник "Самостоятельные и проверочные работы к учебнику "Наша планета Земля": № 1, 2, стр.19.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Время ограничено (1-2мин.) По окончании работы учитель на доске выставляет эталон для самопроверки.
-У кого все верно? Кто допустил ошибку?
Дети ставят "+",если выполнил верно, "?", если неверно.
-Знание каких особенностей морей вам помогли в работе?
Повтор особенностей морей
- Ребята, для чего человеку нужны знания о море? (Нужны знания о морях, чтобы правильно использовать в своей жизни.)
7. Включение в систему знаний и повторение
- На суше существуют растения и животные, а есть ли они в воде? Давайте посмотрим.
Просмотр видеофильма. (1-2 мин) "Голубая планета" ВВС - "Союз-Видео".
- Есть ли растения в воде? Как называются?
- Есть ли животные? Каких увидели?
Д/З. Об обитателях морей, вы сможете узнать из учебника с.124-125.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Слайд 19.
- В начале урока поставили вопрос "?", что должны были узнать? (Определить понятие "Море")
Ученики отвечают на вопросы учителя:
-
Где пригодятся эти знания.
-
Кто из ребят больше всех нам помог.
-
Кому помог ты.
-
Как ты оцениваешь себя на уроке.
9. Домашнее задание.
1. стр. 120-125 - читать
2. Р.т. № 1, 3, стр. 38