- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные на конце слов (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа
Конспект урока по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные на конце слов (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козловская Н.В. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок 32
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развития фонематического слуха, умения соотносить произношение и написание слов; способствовать воспитанию культуры учебного труда. Планируемые результаты образования: предметные: научатся видеть и объяснять процесс оглушения звонких согласных (парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими), составлять простейшую графическую схему слова; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные - проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные - осуществляют поиск нужной информации в учебнике; коммуникативные - умеют договариваться, приходить к общему мнению в решении учебно-познавательной задачи; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу. Образовательные ресурсы: иллюстрация королевства Алфавит; сигнальные карточки парных согласных.
Сценарий урока I. Организационный момент. Орешек знаний тверд, но все же Вы не привыкли отступать. Вам расколоть его поможет Желанье сильное узнать. II. Чистописание. − Назовите буквы, в которых есть элементы С, . Учитель записывает на доске буквы, которые называют: ж, х, э, с. − Запишите эти буквы в порядке их следования в алфавите. − Какая буква «лишняя»? (Э.) − Дайте ей характеристику. III. Введение в тему. - Мы отправляемся в сказочное королевство Алфавита. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников. − Сколько букв в русском языке? − Какие буквы не обозначают звуков? − Сколько гласных звуков? (6.) − Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.) IV. Сообщение темы урока, постановка целей. − Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных. − Послушайте сказку.
ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные − с согласными. Буквы а-я, у-ю, ы-и, э-е, о-ё танцевали вальс. Им было весело! Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были звонкие буквы. А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары. Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнером. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих. − Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости - звонкости в начале и на конце слова. V. Изучение нового материала. Познавательные УУД: общеучебные - формирование умений читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями, выполнять знаково-символическое моделирование; логические - подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; установление причинно-следственных связей. 1. Работа по тетради. Задание 1, с. 41 (работа в парах). Вывод: парные согласные в начале слов − в сильной позиции.
Минутка мышечной релаксации На фоне тихой музыки. − Глазки закрываем, Спокойно отдыхаем (2 раза), Сном волшебным засыпаем… Дышим все легко, ровно, глубоко… Шея не напряжена И расслаблена. Наши ручки отдыхают, Ноги тоже отдыхают. Дышится легко, ровно, глубоко… Пауза 1-2 минуты. Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! 2. Работа по учебнику (с. 76). Познавательные УУД: общеучебные - формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике, развитие умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. − Прочитайте пары слов. − Ответьте на вопросы учебника. Вывод: на конце слов парные звонкие согласные «теряют» голос, то есть оглушаются. 3. Игра «Парный звонкий согласный заболел». Один ученик называет «здоровый» парный согласный (с голосом, звонкий), второй − «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой). (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.) Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом. 4. Работа по учебнику. Упражнение 41, с. 76. − Сейчас я предлагаю вам провести исследование на тему «Правописание парных согласных на конце слов». Но для этого нам предстоит отправиться… Угадайте, куда?
9
16
16
17
1
18
12
(Зоопарк.) − Кто был в зоопарке? − Закройте глаза и вспомните, что вы интересного видели в зоопарке. − Что такое зоопарк? (Ответы учащихся.) Учитель зачитывает по толковому словарю В. И. Даля, что означает слово «зоопарк». − А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, ученые-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи. Познавательные УУД: формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное в языковых явлениях. − На территории сказочного королевства есть зоопарк. (Учебник, с. 77.) − Прочитайте названия животных под рисунком. − Что заметили? (Последние звуки произносятся одинаково.) − Определите, какую букву надо написать на конце каждого слова. Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг! Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй! Запись пар слов.
Физкультминутка
Мы к плечам приблизим кисти
И вращение начнем.
Раз − два − три − четыре − пять.
Стоп! Теперь назад вращать. (Ученики, приставив руки к плечам, делают вращательные движения.) Перед грудью руки ставим И рывком их выпрямляем. (Ученики рывками отводят руки от груди в стороны.)
Одну руку вверх поднимем,
А другую вниз опустим. (Ученики nоnеременно плавным движением поднимают и опускают выпрямленные руки.)
А теперь мы приседаем,
Приседания считаем.
А когда закончим счёт,
Захотим присесть ещё. (Ученики делают приседания.) А теперь давайте вместе Мы чуть-чуть пройдём на месте. (Ученики ходят на месте.)
Всё, окончена разминка,
И за парты мы садимся. (Ученики садятся за парты.) VI. Закрепление изученного материала. 1. Работа с пословицами (лингвистическая, лексическая). На доске записаны пословицы. − Прочитайте пословицы. Напишите их в тетради, вставляя нужные буквы. Объясните смысл пословиц.
Старый дру.. лучше новых двух.
Тру.. кормит, а лень портит. − Какие буквы вставили? − Какие слова могут быть проверочными? 2. Работа по учебнику. Упражнение 42, с. 78. Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности. Познавательные УУД: общеучебные - обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту). Часть учащихся работает по индивидуальным карточкам.
КАРТОЧКА 1 Вставь пропущенную букву Б или П. ястре.. стол.. спосо.. ло.. хле.. сиро.. су.. шта.. сер.. пото..
КАРТОЧКА 2 Вставь пропущенную букву В или Ф. жира.. уда.. шка.. клю.. тетере.. остро.. взры.. шар.. морко..ь зо..
КАРТОЧКА 3 Вставь пропущенную букву Г или К. зву.. четвер.. дру.. бере.. кру.. утю.. тан.. пустя.. фла.. со..
КАРТОЧКА 4 Вставь пропущенную букву З или С. гла.. кара..ь пару.. арбу.. гру.. сеноко.. голо.. ры..ь моро.. свя..ь