• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного. (2 класс «Перспективная начальная школа»)

Урок Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного. (2 класс «Перспективная начальная школа»)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного. (2 класс «Перспективная начальная школа»)

Цель: создать условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах.

Личностные результаты:

осознание значимости отобранного материала;

формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;

формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

решать языковые задачи моделированием;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

формировать умение находить общее решение;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- сложных словах, используя правило.

создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

выведение алгоритма действий.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид занятия: урок (с использованием мультимедийной презентации.)

Используемые методы обучения: исследовательская работа в группах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.

Оборудование:

  • учебники,

  • тетради,

  • мультимедиапроектор,

  • доска,

  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Создание позитивной мотивации.

Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Садитесь. Какое у вас настроение? Постарайтесь сохранить бодрое и веселое настроение в течение всего урока.

А я помогу сделать урок интересным и желаю вам извлечь из нашего урока как можно больше знаний и новых открытий. Будете моими помощниками? Начнем нашу работу.

Ребята, дело в том, что не все гости пока собрались. Один важный гость опаздывает, но очень спешит. Кто же он? Узнаете, если отгадаете загадку.

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?

(Медведь) слайд

Верно. Это медведь. Встречайте героя сегодняшнего урока. Вы его узнали? Чем он замечателен и необычен? Да. Он олимпийский. И урок наш олимпийский. Значит, говорить мы будем об олимпиаде. А что вам известно об олимпийских играх? Поделитесь своими знаниями.

Это самая яркая страница истории России. Мы гордимся нашими небывалыми результатами. Конечно же, медалями-золотыми, серебряными и бронзовыми. Можете назвать сколько каких. слайд

Сложите, ребята, пожалуйста, эти числа. Я вижу на ваших лицах недоумение, вопрос. У нас русский язык, а я прошу сложить числа. Значит это неспроста. Что можно сложить в обычной жизни? В пенал-ручки, в коробку-кубики, в чемодан-вещи, на математике-числа. А на уроке русского языка что? Конечно же, слова.

Б) Постановка учебной задачи.

Чем же мы сегодня на уроке будем заниматься? А зачем их складывать? Правильно, чтобы получать новые слова?

Вернемся к слову медведь. слайд

Кто может объяснить значение этого слова?

Где можно найти правильное толкование слова?

Найдем в этимологическом словаре слово и прочитаем объяснение вслух словарь

Из каких слов оно составлено?

Сколько их?

Значит оно какое?

Кто может назвать тему нашего урока? Сложные слова. Как они делаются. слайд-

Замечательно! Как много вам уже известно! Значит это нужно!

2.Открытие новых знаний.

Откройте содержание учебника на стр.4 и громко прочитайте тему урока.

Как думаете, чему мы должны научиться на уроке? (образовывать, находить и правильно научиться писать сложные слова)

Внимание на экран. слайд Назовите слова. Какие они? (Простые). Сколько их?

Ребята, а нельзя ли из этих двух слов составить новое?

Как? Просто сложить их. Назовите это слово.

Ребята, как вы думаете слово конькобежец какое оно? (сложное) Почему?

Кто может объяснить? (составлено из двух частей -основ или корней)

Ребята, а ничего особенного больше не заметили?

Как слова соединены? (с помощью соединительной гласной о).

А схемы сложных слов выглядят так: слайд

1 схема - соединительная гласная о соединяет 2 основы

2 схема- соединительная гласная о соединяет 2 корня

Ребята, я вижу вы немного устали. Давайте отдохнем.

Физминутка « Водопад». Слайд Как думаете слово, водопад, какое оно?

И водопад у нас необычный, а олимпийский. Встали. Закрыли глазки. Представьте себе, что вы стоите возле этого водопада. Вместо воды падает вниз мягкий белый свет и тепло олимпийского огня. Поднимите руки вверх. Чувствуете, как это тепло струится по вам: течёт по голове, рукам, спине, ногам. Ощущаете этот свет. Правда, приятно? Вы чувствуете, что с каждым вдохом и выдохом наполняетесь свежими силами. Теперь у вас сильные ноги и сильные руки. Опустите их. Садитесь. С новыми силами продолжим урок.

Групповая исследовательская работа

Проведем исследовательскую работу в группах. Найдите упр.102. Прочитайте задание.

1 группа исследует слово лесоруб.

2 группа исследует слово лесовоз.

3 группа исследует слово лесозавод.

Исследование сложных слов проводим по плану. Планы лежат у вас на партах.

А) составить схему

Б) показать образование с помощью соединительной гласной буквой о. Образец на стр.92

В) объяснить значение

Группы готовы? Давайте выслушаем ваши открытия -исследования. Покажите на доске.

Слайд В рабочих тетрадях записываем число и классная работа. Запишите эти 3 слова в столбик.

Что их объединяет? Подчеркните соединительную гласную букву о.

Какие сложные слова с корнем лес можете назвать?

Игра «Замени предложение одним словом».

Ребята, вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Замени предложение одним словом». Работаем как олимпийцы ловко, быстро и точно. Проверяем ваши результаты. Слайды

1. Любитель книг. (Книголюб)

2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)

3. Машина, которая сама летает. (Самолёт)

4. Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)

5. Явление природы, когда снег падает -(снегопад)

6. В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар)

7. Судно-корабль, который ходит по Луне. (Луноход.)

8. Русская народная игра-пляска вокруг елки. (Хоровод.)

Что между ними общего?

- Молодцы! Быстро справились с работой.

3.Итог урока

Вот и подошел к концу наш олимпийский урок.

Вспомните. Над какой темой работали?

Достигли ли мы намеченной цели.

4.Рефлексия.

Поделитесь своими открытиями, достижениями.

Начните так: слайд

Я узнал…

Я вспомнил…

Я научилась…

Я умею составлять…

Давайте выясним, с каким настроением Мишка покидает наш урок. А поможет

нам необычный словарь - словарь настроений. Найдите на партах. Выберите слова, которые характеризуют его настроение. слайд

Скажем ему спасибо и пожелаем успехов на следующей зимней Олимпиаде в Корее. Спасибо и вам, ребята, за плодотворный урок. Отметим вашу работу медалями- оценками за высокий результат на уроке.

© 2010-2022