Урок по литературному чтению Оценка достижений. КВН. Заключительный по первой части

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценка достижений. КВН по литературному чтению (обобщающий урок по I части учебника) Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. Планируемые результаты: учащиеся научатся отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. Оборудование: тесты для каждого учащегося.

Ход урока I. Организационный момент II. Работа по теме урока

  1. Контрольная работа за I полугодие
Вариант 1 - Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * * Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы. Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь. Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах. У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке. Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове. Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыркался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Ю. Коваль Вопросы и задания 1. Где происходит действие? Подчеркните. а) на реке; б) в лесу; в) на заливном поле. 2. Как бы вы озаглавили текст? 3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните. а) повесть; в) сказка; б) рассказ; г) пьеса. 4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их. 5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? (апишите. 6. Сформулируй главную мысль текста. 7. Объясните значение выражений. Яростно машут - ... (сильно, быстро). Валять дурака - ... (дурачиться, резвиться). Попасть в переплет - ... (попасть в затруднительное положение, в трудную ситуацию).
Вариант 2 - Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * * Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется. Спина устала немножко, распрямился я, смотрю - пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает. Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!». Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит? Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет. Темно скоро будет. Пора домой. Только немного прошел - и вдруг кричать перестало, не слышно больше. - Ага, - думаю, - значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» - и опять тишина. Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю - лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко. Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце. Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял - и домой.

Г. Снегирев Вопросы и задания 1. Где происходит действие? Подчеркните. а) в лесу; б) в поле; в) на болоте. 2. Как бы вы озаглавили текст? 3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните. а) повесть; в) сказка; б) рассказ; г) пьеса. 4. Разделите текст на части. Озаглавьте их. 5. Сформулируйте главную мысль текста. 6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите. (Брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.) 7. Объясните значение выражений. Притаился - ... (спрятался, затих). Солнце уже зашло - ... (скрылось).


2. КВН (Используем презентацию) (Дети делятся на 2 команды: вытягивают жетоны двух цветов.) - Выберите капитана и название команды. Конкурс 1. «Литературная викторина» - Согласны ли вы с тем, что... 1. Лев Николаевич Толстой являлся автором «Аленушкиных сказок»? (Нет. Это Д.Н. Мамин-Сибиряк.) 2. Стихотворение «Детство» написал Иван Захарович Суриков? (Да. Это его стихотворение.) 3. Братец Иванушка превратился в козленочка, перекинувшись три раза через голову. (Нет. Так он превратился обратно в мальчика. А в козленочка превратился, выпив воды из козьего копытца.) 4. Ленивица - героиня русской народной сказки? (Нет. Это героиня литературной сказки «Мороз Иванович». Написал Одоевский.) 5. Произведение Гаршина «Лягушка-путешественница» - это сказка о животных? (Да. Это верно.) 6. Одоевский написал сказку «Морозко»? (Нет. Это русская народная сказка. А Одоевский написал сказку «Мороз Иванович».)
- Кому из сказочных героев принадлежат эти слова? 1. Я заехала к вам посмотреть, как вы живете... Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила. (Это Лягушка-путешественница.) 2. Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я... я... я... (Заяц -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.) 3. Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду - грибов наберу! (Иванушка-дурачок.) 4. Мы объехали весь свет; За морем житье не худо; В свете ж вот какое чудо... (Корабельщики.) Конкурс 2. «Узнайте пословицу по ее началу» • Книга мала, а... (ума придала.) • Выбирай книгу, как... (выбираешь друга.) • Книга - твой друг, без нее... (как безрук.) • Книга не самолет, а за... (тридевять земель унесет.) - Какие еще пословицы и поговорки о книге знаете? Конкурс 3. «Из истории книг на Руси» - Отправимся в прошлое. Какие книги были в Древней Руси? (Рукописные книги.) - Кто писал рукописные книги? (Ученые монахи.) - Как называется повесть об истории Руси? («Повесть временных лет».) - Кто написал «Повесть временных лет»? (Нестор, монах Киеве- Печерского монастыря.) - Как звали первопечатника? (Иван Федоров.) - Кто из царей приказал строить государев печатный двор? (Царь Иван Васильевич Грозный.) Конкурс 4. «Инсценирование» - Выберите любое прочитанное произведение из этого учебника, приготовьте инсценировку. Другая команда должна узнать его. (На подготовку дается 5 минут.) Конкурс 5. «Кроссворд» - Я вам даю 4 минуты, чтобы разгадать кроссворд, данный в учебнике на с. 213. Начинайте работу по моей команде. (После команды «Стоп» дети сдают кроссворд. Проверка. Ответы: 1. Бабариха. 2. Ртуть. 3. Владычица. 4. Волк. 5. Журчит. 6. Студенец. 7. Присказка. 8. Прутик.) - Попробуйте объяснить, почему авторов художественных произведений еще называют... (по вертикали получилось слово «художник») художниками слова. (Ответы детей.) III. Подведение итогов урока (Подсчитывают жетоны. Определяют команду-победительницу. Детям вручают медальки-открытки.)

5


© 2010-2022