Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс


Рабочая программа МКОУ «Великорусская СОШ» для 4 класса составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Б.Н. Неменский).

Программа рассчитана на 34 часа. Из них:

- практические работы- 22;

- коллективные творческие работы- 4;

- контрольная работа- 1.

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно - оно выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны - они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно донести до ребенка как целостную художественную личность.

В данной Рабочей программе художественные представления даются как зримые сказки о культурах. В 4 классе дети еще не готовы к историческому мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Приобщаясь к истокам культуры народа, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Учебные задания в 4 классе предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4 классе возрастает значение коллективных работ. Поэтому на уроках используются индивидуальные и коллективные формы работы. Предусматривается использование музыкальных произведений, позволяющих создать целостное преставление о культуре того или иного народа.

Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект: учебник (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская . «Каждый народ - художник». Учебник для 4 класса - М.: Просвещение ,2009 г.

Содержание учебного курса

Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»- 34 часа:

• Истоки родного искусства - 8 часов

• Древние города нашей земли- 7 часов

• Каждый народ-художник - 11 часов

• Искусство объединяет народы- 8 часов

Рабочая программа по ИЗО 4 классИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА (8 ч.) Пейзаж родной земли Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изобра­жение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Материалы: гуашь, мелки, бумага. Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин рус­ских художников-пейзажистов. Музыкальный ряд: русские народные песни. Образ традиционного русского дома (избы) Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Зада­ние: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуаль­но-коллективная работа. Материалы: бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки. Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этногра­фических музеев. Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее по­строек. Украшения деревянных построек и их значение Единство в работе трех Мастеров. Магические представле­ния как поэтические образы мира. Изба - образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад - лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополни­тельно - изображение избы (гуашь, кисти). Материалы: белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек. Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси». Литературный ряд: В. Белов. «Лад». Деревня - деревянный мир Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, воро­та, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изобра­жение деревни - коллективное панно или индивидуальная работа. Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы. Образ красоты человека У каждого народа складывается свой образ женской и муж­ской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены пред­ставления о могучей силе и доброте - «добрый молодец». В об­разе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»). Изображение женских и мужских народных образов индиви­дуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в дет­ских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков - изго­товление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни». Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музе­ев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других. Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрыв­ки из поэм Н. Некрасова. Музыкальный ряд: народные песни. Народные праздники Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник - это об­раз идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. Материалы: склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей. Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Маляви­на; произведения народного декоративного искусства. Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».
ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.) Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отража­ясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации. Древнерусский город-крепость Изучение конструкций и пропорций крепостных башен горо­дов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пласти­лина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания. Древние соборы Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа. Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки. Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Крем­лю», «Соборы Московского Кремля». Древний город и его жители Моделирование всего жилого наполнения города. Заверше­ние «постройки» древнего города. Возможный вариант: изобра­жение древнерусского города. Материалы: тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Древнерусские воины-защитники Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага. Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васне­цова; иллюстрации детских книг. Древние города Русской земли Знакомство с своеобразием разных городов - Москвы, Нов­города, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и не­похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа. Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага. Узорочье теремов Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, израз­цы. Изображение интерьера палаты - подготовка фона для сле­дующего ' задания. Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти. Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина. Праздничный пир в теремных палатах Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гу­ашь, кисти, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллю­страции к русским сказкам В. Васнецова. Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила». Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова. КАЖДЫЙ НАРОД -ХУДОЖНИК (11 ч.) Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интерес­но «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в кон­тексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осозна­ние детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрез­вычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к миро­восприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках. Художественные культуры мира - это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа. Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по раз­ным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.). Каждая культура просматривается по четырем парамет­рам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни. Образ художественной культуры Древней Греции Древнегреческое понимание красоты человека - мужской и женской - на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Разме­ры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым чело­веком - особенность Древней Греции. Изображение фигур олим­пийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шест­вия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих хра­мов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (тор­жественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага. Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произ­ведений древнегреческих скульпторов. Литературный ряд: мифы Древней Греции. Образ художественной культуры Японии Характерное для японских художников изображение приро­ды через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; тра­ва с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с пе­редачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются инди­видуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главно­го художника» работает над фоном панно. Материалы: большие листы бумаги для коллективной рабо­ты, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей. Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай - женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии. Литературный ряд: традиционная японская поэзия. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на го­родской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневе­ковой скульптуры и одежд. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепле­ния в сознании детей темы «Каждый народ - художник» как ве­дущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям зани­маться не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч.) Последняя тема завершает программу начальной школы, за­канчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завер­шить основные линии осознания искусства ребенком. Темы года раскрывали богатство и разнообразие представле­ний народов о красоте явлений жизни. Здесь все - и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники - раз­ное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что че­ловечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противо­положны-от представлений о великом многообразии к пред­ставлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто вос­принимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.. Все народы воспевают материнство Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения ис­кусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу. Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти. Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафа­эль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская ма­донна»; Б. Неменский. «Тишина» и др. Музыкальный ряд: колыбельная песня. Все народы воспевают мудрость старости Есть красота внешняя и внутренняя - красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Задание на изображение любимого пожилого человека. Глав­ное - это стремление выразить его внутренний мир. Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти. Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко. Сопереживание - великая тема искусства С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопере­живание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чу­жому горю, чужому страданию. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.). Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти. Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына». Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей». Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят про­явление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искус­ства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой те­ме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Материалы: пластилин, стеки. Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памят­ники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков. Юность и надежды Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости дет­ства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, откры­тиях. Материалы: гуашь или пастель, бумага. \ Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д. Искусство народов мира (обобщение темы) Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ уча­щихся. Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д. Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал. Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» учащийся 4 класса должен

знать/понимать:

- освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно - прикладных видах искусства;

- приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства; - развить по возможности свои наблюдательные и познава­тельные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетиче­ские явления в природе и деятельности человека; - развить фантазию, воображение, проявляющиеся в кон­кретных формах творческой художественной деятельности; - освоить выразительные возможности художественных ма­териалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования; - приобрести навыки художественного восприятия различ­ных видов искусства, начальное понимание особенностей образ­ного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества; - научиться анализировать произведения искусства, обрес­ти знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать ху­дожественные термины и понятия; - овладеть опытом самостоятельной творческой деятельно­сти, а также приобрести навыки коллективного творчества, уме­ние взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности; - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных по­строений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме; - приобрести навыки общения через выражение художест­венного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при вос­приятии произведений искусства и творчества своих товарищей; - приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения лю­дей, в создании среды жизни и предметного мира; - сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино). |

уметь:

- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

- свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;

- правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;

- анализировать произведения искусства;

- активно использовать различные термины и понятия;

- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;

- рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.















Учебно-методические средства обучения.
1.Все любят пряники. Кайдаш С.В.-_М.:Малыш, 1991 2.История от средних веков до 1914 года. Миллард Энн. - М.: Росмэн, 1997. 3.«Каждый народ - художник». Учебник для 4 класса - Б.М. Неменский, Л.А. Неменская - М.: Просвещение ,2012г). 4.Семь чудес света. Нейхардт А.А.. - М.: Учебно-педагогическое изд-во, 1963.Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. С.К.Жегалова-М.: Просвещение, 1984. 5.100 великих тайн. Непомнящий Н.Н. -М.: Вече, 2001. 6.Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. -СПБ, Искусство, 2005. 7.Русь деревянная. А.Околовников, Г.Островский-М.: Изобразительное искусство, 1983.





















© 2010-2022