- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок природоведения в 1 классе по теме: Обобщение знаний по теме живая природа
Урок природоведения в 1 классе по теме: Обобщение знаний по теме живая природа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Быткина Н.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок природоведения в 1 классе
Тема: Как надо вести себя среди природы? Подводим итоги. Что ты знаешь о растениях и животных?
Цели урока: закрепить и систематизировать знания по теме «Мир живой природы»; развивать кругозор и словарный запас детей, умение анализировать и делать выводы, стимулировать интерес к познанию мира живой природы; воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: урок-путешествие
Оборудование: презентация, конверты с картинками для работы в парах, предметные картинки с изображением животных, картинка корабля, островов, «Чудо-дерево», сигнальные карточки, медали.
Ход урока
1. Организация класса к уроку
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок природоведения начнем.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
2. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности
Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему?
Во-первых, сегодня у нас много гостей, во-вторых, на сегодняшнем уроке мы повторим уже полученные знания на предыдущих уроках, а в-третьих, я предлагаю вам отправиться в путешествие в «Мир живой природы». С собой мы возьмём хорошее настроение и улыбку. Улыбнитесь нашим гостям, друг другу и скажите: "Я тебе желаю успеха"
3.Актуализация и коррекция опорных знаний.
- Путешествовать мы будем на сказочном корабле и побываем на разных волшебных островах. Чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо приобрести билеты. Для этого нужно дать правильные ответы на вопросы наших любознательных друзей.
1 вопрос Ёжика Хитрячка:
-Как называется всё то, что не сделано руками человека? (природа)
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года - Это всё вокруг… (Природа).
2 вопрос Сойки Синекрылки:
- На какие две группы делятся природные объекты? (живая и неживая природа)
3 вопрос Карасика Золотенко:
- Назовите признаки живой природы.
(рождение, дыхание, питание, движение, рост и увядание (смерть)
4 вопрос задаёт Божья коровка Красное Солнышко:
- Какие условия необходимы для жизни живых организмов? (Воздух, вода, свет, тепло и питание)
- Может ли живая природа существовать отдельно от неживой? (Нет)
- Вот мы и на корабле, и так, отправляемся в путь!
4. Обобщение и систематизация знаний
1 остановка на острове под названием «Флора».
- Что обозначает это слово? (совокупность видов растений)
- К какой природе относятся растения? Почему? (К живой, рождаются, растут, дышат, питаются, размножаются)
- Можем ли мы перечислить все растения, которые существуют на планете?
- В какие группы можем их объединить? (дикорастущие и культурные)
- А ещё? (деревья, кусты, травы)
Работа в парах.
На каждой парте лежит зелёный конверт с карточками. На них изображены растения.
- Назовите эти растения и отделите «лишнюю» карточку, объясняя почему она лишняя.
- Растения выглядят по-разному, но у всех есть общие части. Какие? (корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами)
- Вы дома проращивали фасоль и наблюдали за ней. Вот как это делала Гелетко Оля. (Показ своей фасоли и рассказ, как она выращивала растение)
- По каким признакам растения делят на хвойные и лиственные? (по форме
листьев)
- Какие лиственные растения вы знаете? А хвойные?
- Чем сосна отличается от ели?
- Какую пользу приносят растения?
- С огородов к нашему столу доставляют овощи. Чем они полезны?
(В них много витаминов, необходимых человеку.)
Игра «Отгадай цветы"
- Сколько ни живет человек, он всегда любуется цветами, окружает себя ими. Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.
АКМ (МАК), ПАНТЮЛЬ (ТЮЛЬПАН), ШКАРОМА (РОМАШКА) ЗАРО (РОЗА) ДЫШЛАН (ЛАНДЫШ)
- Рассмотрите рисунки. С каких кустов эти ягоды? (Малина, крыжовник, смородина.)
- Какие ягоды вы любите?
- Что можно приготовить из ягод?
В ягодах также много витаминов. Малиновое варенье зимой поможет быстрее выздороветь, если вы заболеете.
- Растения еще называют легкими планеты. Почему?
- Легкие - органы дыхания людей и животных. Растения помогают нам дышать чистым воздухом. Вспомните, что растения выделяют через листья? (Кислород.) - А что поглощают? (Углекислый газ.)
2 остров «Здоровье»
- Вот пора отправляться дальше. Следующий остров, который у нас на пути называется «Здоровье». Прибыв на этот остров, мы отдохнём и сделаем зарядку.
Физкультминутка
3 остров «Фауна»
- Отправляемся дальше, на пути большой остров под названием «Фауна». Здесь мы будем говорить про мир животных.
- К какой природе относятся животные? Почему? (К живой, рождаются, растут, дышат, питаются, размножаются)
Дидактическая игра «Животный мир»
- Я буду называть объекты живой природы. Услышав название представителя животного мира, вы должны хлопнуть в ладоши.
Объекты: рыба, строитель, повар, тюльпан, тигр, собака, клен, волк, кошка, олень, паук, ромашка, мальчик, артист, пчела, улитка, подруга, помидор, ландыш, воробей.
- Где мы можем встретить животных? (На земле, в воздухе, под землей, в воде.)
- На какие группы по внешнему виду можно разделить всех животных? (насекомые, рыбы, птицы, звери)
- А сейчас поиграем в игру.
Игра «Своя группа»
На столах у каждого учащегося лежит карточка с изображением животного определенной группы («Насекомые», «Рыбы», «Звери», «Птицы»). На экране появляется надпись с названием группы животных. Дети, у которых карточки с изображением животного именно этой группы, выходят к доске и сообщают название животного.
- На острове мы обнаружили клад. Что в этом сундуке?
Отгадывание загадок.
1. Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, - ну реветь.
Как зовут его?.. (Медведь).
2.В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.(Собака.)
3.Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.
(Корова.)
4.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка.)
5.Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьет он из корытца.
(Поросенок.)
6.Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц.)
7.Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается. (Кошка.)
- На какие две группы можно распределить этих животных? (дикие и домашние)
Игра «Помоги животным».
- Назовите детенышей лисы, зайца, лося, лошади, коровы, белки,медведя.
- Как мамы заботятся о своем потомстве?
Хитрые вопросы.
- У кого больше лап - у лисы или у белки? (одинаково)
- Кто больше: зайчиха или зайчёнок?
- Сколько хвостов у 5 волков? (5)
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)
- Паук это насекомое? Почему?
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)
- Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
- Какой хищник известен своей любовью к сладостям? (Медведь)
- Какое животное поднимает голову выше всех? (Жираф)
- Почему дельфина мы относим к группе зверей?
- Нам пора в путь, отдать швартовый. Пока наш корабль движется к следующему острову, давайте поиграем. Я буду называть животных, а вы будете изображать их. Попробуем. (Медведь, заяц, волк, лиса)
4 остров «Экология»
- Вот мы и добрались до последнего острова, на котором мы будем говорить о том, как нужно беречь и охранять природу. Поэтому остров получил название «Экология».
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
- А кто из вас знает значение слова «экология»? (По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука». Экология - наука о доме, о месте жительства. Наука о доме - для мышки и журавля, для жука и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.)
- Как жизнь животных и растений зависит от поведения человека?
- А как зависит жизнь человека от растений и животных мы узнаем, когда сыграем в игру «Чудо-дерево».
Игра «Чудо-дерево»
- Рассмотрите «чудо-дерево» и скажите, откуда на самом деле берутся эти «плоды»? (молоко, йогурт, растительное масло, лимонад, конфеты…)
- Из чего делают бумагу?
- Может ли человек жить без живой природы?
- Где будут жить животные, если люди вырубят леса?
- Что может случиться с животными во время пожара?
- Как надо вести себя среди природы?
- Можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?
Учитель читает стих о животных
Стихотворение "Все на свете нужны"
Все-все, на свете,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все, На свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны! (Б. Заходер)
Игра «Учимся любить природу»
Учитель проговаривает фразу, а ученики должны сказать, любит или не любит природу человек, про которого говорится и почему.
- Девочки нарвали в лесу целую корзину ландышей.
- Человек садит около дома деревья.
- Шофёр моет машину на берегу реки.
- Девочка бросила фантик от конфеты в мусорный бак.
- Дети вешают на деревья скворечники.
- Ребята забрали из леса ёжика домой.
- Мальчик ломает ветки деревьев.
- Молодцы, хорошо знаете правила.
5. Итог урока. Рефлексия
Вывод: В природе нет ничего лишнего, природе нужны все!. Человек зависит от природы( она его кормит, греет, даёт возможность отдыхать, питаемся хлебом, фруктами, овощами, лес нас обогревает и цветы украшают нашу жизнь).
Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.
- А чем вам запомнится этот урок?
- Что вам больше всего понравилось?
- А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.
- Кто доволен собой на уроке? Молодцы!
Вручение медалей.