Урок природоведения в 1 классе по теме: Обобщение знаний по теме живая природа

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок природоведения в 1 классе

Тема: Как надо вести себя среди природы? Подводим итоги. Что ты знаешь о растениях и животных?

Цели урока: закрепить и систематизировать знания по теме «Мир живой природы»; развивать кругозор и словарный запас детей, умение анализировать и делать выводы, стимулировать интерес к познанию мира живой природы; воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: презентация, конверты с картинками для работы в парах, предметные картинки с изображением животных, картинка корабля, островов, «Чудо-дерево», сигнальные карточки, медали.

Ход урока

1. Организация класса к уроку

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

Урок природоведения начнем.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

2. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему?

Во-первых, сегодня у нас много гостей, во-вторых, на сегодняшнем уроке мы повторим уже полученные знания на предыдущих уроках, а в-третьих, я предлагаю вам отправиться в путешествие в «Мир живой природы». С собой мы возьмём хорошее настроение и улыбку. Улыбнитесь нашим гостям, друг другу и скажите: "Я тебе желаю успеха"

3.Актуализация и коррекция опорных знаний.

- Путешествовать мы будем на сказочном корабле и побываем на разных волшебных островах. Чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо приобрести билеты. Для этого нужно дать правильные ответы на вопросы наших любознательных друзей.

1 вопрос Ёжика Хитрячка:

-Как называется всё то, что не сделано руками человека? (природа)

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года - Это всё вокруг… (Природа).

2 вопрос Сойки Синекрылки:

- На какие две группы делятся природные объекты? (живая и неживая природа)

3 вопрос Карасика Золотенко:

- Назовите признаки живой природы.

(рождение, дыхание, питание, движение, рост и увядание (смерть)

4 вопрос задаёт Божья коровка Красное Солнышко:

- Какие условия необходимы для жизни живых организмов? (Воздух, вода, свет, тепло и питание)

- Может ли живая природа существовать отдельно от неживой? (Нет)

- Вот мы и на корабле, и так, отправляемся в путь!

4. Обобщение и систематизация знаний

1 остановка на острове под названием «Флора».

- Что обозначает это слово? (совокупность видов растений)

- К какой природе относятся растения? Почему? (К живой, рождаются, растут, дышат, питаются, размножаются)

- Можем ли мы перечислить все растения, которые существуют на планете?

- В какие группы можем их объединить? (дикорастущие и культурные)

- А ещё? (деревья, кусты, травы)

Работа в парах.

На каждой парте лежит зелёный конверт с карточками. На них изображены растения.

- Назовите эти растения и отделите «лишнюю» карточку, объясняя почему она лишняя.

- Растения выглядят по-разному, но у всех есть общие части. Какие? (корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами)

- Вы дома проращивали фасоль и наблюдали за ней. Вот как это делала Гелетко Оля. (Показ своей фасоли и рассказ, как она выращивала растение)

- По каким признакам растения делят на хвойные и лиственные? (по форме

листьев)

- Какие лиственные растения вы знаете? А хвойные?

- Чем сосна отличается от ели?

- Какую пользу приносят растения?

- С огородов к нашему столу доставляют овощи. Чем они полезны?

(В них много витаминов, необходимых человеку.)

Игра «Отгадай цветы"

- Сколько ни живет человек, он всегда любуется цветами, окружает себя ими. Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ПАНТЮЛЬ (ТЮЛЬПАН), ШКАРОМА (РОМАШКА) ЗАРО (РОЗА) ДЫШЛАН (ЛАНДЫШ)

- Рассмотрите рисунки. С каких кустов эти ягоды? (Малина, крыжовник, смородина.)

- Какие ягоды вы любите?

- Что можно приготовить из ягод?

В ягодах также много витаминов. Малиновое варенье зимой поможет быстрее выздороветь, если вы заболеете.

- Растения еще называют легкими планеты. Почему?

- Легкие - органы дыхания людей и животных. Растения помогают нам дышать чистым воздухом. Вспомните, что растения выделяют через листья? (Кислород.) - А что поглощают? (Углекислый газ.)

2 остров «Здоровье»

- Вот пора отправляться дальше. Следующий остров, который у нас на пути называется «Здоровье». Прибыв на этот остров, мы отдохнём и сделаем зарядку.

Физкультминутка

3 остров «Фауна»

- Отправляемся дальше, на пути большой остров под названием «Фауна». Здесь мы будем говорить про мир животных.

- К какой природе относятся животные? Почему? (К живой, рождаются, растут, дышат, питаются, размножаются)

Дидактическая игра «Животный мир»

- Я буду называть объекты живой природы. Услышав название представителя животного мира, вы должны хлопнуть в ладоши.

Объекты: рыба, строитель, повар, тюльпан, тигр, собака, клен, волк, кошка, олень, паук, ромашка, мальчик, артист, пчела, улитка, подруга, помидор, ландыш, воробей.

- Где мы можем встретить животных? (На земле, в воздухе, под землей, в воде.)

- На какие группы по внешнему виду можно разделить всех животных? (насекомые, рыбы, птицы, звери)

- А сейчас поиграем в игру.

Игра «Своя группа»

На столах у каждого учащегося лежит карточка с изображением животного определенной группы («Насекомые», «Рыбы», «Звери», «Птицы»). На экране появляется надпись с названием группы животных. Дети, у которых карточки с изображением животного именно этой группы, выходят к доске и сообщают название животного.

- На острове мы обнаружили клад. Что в этом сундуке?

Отгадывание загадок.

1. Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснется, - ну реветь.

Как зовут его?.. (Медведь).

2.В будке спит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.(Собака.)

3.Выгоняли рога

Погулять на луга.

И рога вечерком

Прибрели с молочком.

(Корова.)

4.Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка.)

5.Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьет он из корытца.

(Поросенок.)

6.Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц.)

7.Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается. (Кошка.)

- На какие две группы можно распределить этих животных? (дикие и домашние)

Игра «Помоги животным».

- Назовите детенышей лисы, зайца, лося, лошади, коровы, белки,медведя.

- Как мамы заботятся о своем потомстве?

Хитрые вопросы.

- У кого больше лап - у лисы или у белки? (одинаково)

- Кто больше: зайчиха или зайчёнок?

- Сколько хвостов у 5 волков? (5)

- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)

- Паук это насекомое? Почему?

- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)

- Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)

- Какой хищник известен своей любовью к сладостям? (Медведь)

- Какое животное поднимает голову выше всех? (Жираф)

- Почему дельфина мы относим к группе зверей?

- Нам пора в путь, отдать швартовый. Пока наш корабль движется к следующему острову, давайте поиграем. Я буду называть животных, а вы будете изображать их. Попробуем. (Медведь, заяц, волк, лиса)

4 остров «Экология»

- Вот мы и добрались до последнего острова, на котором мы будем говорить о том, как нужно беречь и охранять природу. Поэтому остров получил название «Экология».

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

- А кто из вас знает значение слова «экология»? (По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука». Экология - наука о доме, о месте жительства. Наука о доме - для мышки и журавля, для жука и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.)

- Как жизнь животных и растений зависит от поведения человека?

- А как зависит жизнь человека от растений и животных мы узнаем, когда сыграем в игру «Чудо-дерево».

Игра «Чудо-дерево»

- Рассмотрите «чудо-дерево» и скажите, откуда на самом деле берутся эти «плоды»? (молоко, йогурт, растительное масло, лимонад, конфеты…)

- Из чего делают бумагу?

- Может ли человек жить без живой природы?

- Где будут жить животные, если люди вырубят леса?

- Что может случиться с животными во время пожара?

- Как надо вести себя среди природы?

- Можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?

Учитель читает стих о животных

Стихотворение "Все на свете нужны"

Все-все, на свете,

На свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все, На свете,

На свете нужны.

И это все дети

Запомнить должны! (Б. Заходер)

Игра «Учимся любить природу»

Учитель проговаривает фразу, а ученики должны сказать, любит или не любит природу человек, про которого говорится и почему.

- Девочки нарвали в лесу целую корзину ландышей.

- Человек садит около дома деревья.

- Шофёр моет машину на берегу реки.

- Девочка бросила фантик от конфеты в мусорный бак.

- Дети вешают на деревья скворечники.

- Ребята забрали из леса ёжика домой.

- Мальчик ломает ветки деревьев.

- Молодцы, хорошо знаете правила.

5. Итог урока. Рефлексия

Вывод: В природе нет ничего лишнего, природе нужны все!. Человек зависит от природы( она его кормит, греет, даёт возможность отдыхать, питаемся хлебом, фруктами, овощами, лес нас обогревает и цветы украшают нашу жизнь).

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

- А чем вам запомнится этот урок?

- Что вам больше всего понравилось?

- А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.

- Кто доволен собой на уроке? Молодцы!

Вручение медалей.

Урок природоведения в 1 классе по теме: Обобщение знаний по теме живая природаУрок природоведения в 1 классе по теме: Обобщение знаний по теме живая природа

© 2010-2022