Экскурсия по окружающему миру по теме: «Жизнь растений осенью»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экскурсия по окружающему миру по теме:

«Жизнь растений осенью».

1 класс. Цели:

  • познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период;
  • познакомить с некоторыми представителями растений;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;
  • укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.


Цель планируемого педагогом действия Ход занятия Что при этом получает ребенок Комментарии\риски Настроить на рабочий лад, заинтересовать учащихся. I Вводная беседа. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку. Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья. Как вы догадались? Умение анализировать с целью выделения признаков, доказать свою точку зрения, создавать устные высказывания.
Введение в тему урока Сегодня вы с вами попутешествуем по осеннему лесу, полюбуемся разноцветными красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода - листопада. Послушаем, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают птички. Как вы думаете, что еще мы можем увидеть в лесу? Развитие воображения, умения рисовать мысленные картины. Дети предлагают свои варианты. Актуализация знаний Но чтобы всё это увидеть и услышать в лесу нужно хорошо себя вести. Расскажите, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу? Для этого разделимся на три группы, и каждая группа назовет свои правила.
Умение контролировать, корректировать, оценивать действия свои и партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение

соотносить поступки с принятыми

нормами, умение выделить нравственный аспект поведе

ния. Учитель заранее продумывает состав групп. Дети перечисляют правила поведения в лесу.
Но прежде, чем начать наше путешествие необходимо получить пропуск в лес. Отгадайте загадки о тех деревьях, которые нам встретятся на пути. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее мы начнём путешествовать.

Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён)

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках - горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб) Умение контролировать, корректировать, оценивать действия свои и партнёра. Дети остаются в тех же группах и группами отгадывают загадки. Изучение нового материала II Путешествие по лесу.

Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени». -Первая наша остановка называется «В мастерской художницы Осени». Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин -Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Умение наблюдать Ученики называют цвета и оттенки листьев.
-Посмотрите внимательно, отличаются ли листья разных деревьев по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе? На клёне? На рябине? На осине? На каштане? На дубе? Умение наблюдать, анализировать с целью выделения признаков. Ответыучащихся.
-А знаете, отчего листья желтеют? Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать, умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы. Предположения детей.
-Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества - хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков. Умение слушать.

- А теперь посмотрите на листья сирени и ольхи, какого они цвета? Почему они осенью не меняют свою окраску? Умение установить причинно-следственные связи, построить логическую цепь рассуждений. Высказывания детей.
-Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного других красящих веществ нет. -А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. -Вспомните, какое дыхание - через нос или через рот - полезнее и почему?



-Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие. Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье.


Остановка № 2 «Листопадная». -Почему осенью с растений облетают листья?


-Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают. -Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?


-Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду. - Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?
Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка.
-Как думаете, почему нет ранок? -Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте - там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.


Ребята, скажите, пожалуйста, для чего же нужен листопад?


-Листопад - это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.


-Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле? Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже - сирень, вишня, осина.
Дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.
Остановка № 3 «Загадочная». -Ветвепад - еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их. Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки - почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева. Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.
Дети рассматривают веточки и предлагают свои варианты ответа.
Остановка № 4 «Игровая». - А теперь давайте поиграем. Угадайте, с какого дерева этот листок. Я раздам вам листочки и когда скажу "Раз, два, три - беги", вы бежите к тому дереву, листок с которого у вас в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.
Учитель раздает каждому группе по листку, при этом надо учитывать близость деревьев, чтобы учащиеся не потерялись. Закрепление -Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?


Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему? Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.

Рефлексия Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она щедро поделилась с нами. И подарим ей несколько поэтических строк.
Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени.
-Думаю, осени понравились стихи и в подарок она дарит нам возможность порадовать своих близких большим ярким букетом осенних листьев.
Сбор осенних букетов.


© 2010-2022