План - конспект урока Ф. И. Тютчев

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»


ФИО (полностью) Беспечальных Наталия Ивановна
Место работы МБОУ «Лицей №3» города Старый Оскол Белгородской области
Должность Учитель начальных классов
Предмет
Класс 3
Тема и номер урока в теме «Стихи русских поэтов: Ф.И.Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета», 1 урок
Базовый учебник Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 -4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 192 с.: ил.

Цель урока: Познакомить с произведением Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…» Задачи: - вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста; - развивать и обогащать речь учащихся, творческое воображение; - воспитывать чувство прекрасного. Тип урока урок изучения нового материала Формы работы учащихся фронтальная Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, средства выхода в Интернет № п/п Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (мин) 1 Организационный этап

Упражнение на развитие памяти и концентрации внимания

«Кто больше слов запомнит?»

снежинки

сугроб

мороз

узоры

иней

- Какой темой объединены слова?



Прочитать и запомнить максимальное количество слов в течение 30 секунд 2 минуты

2

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний, проверка домашнего задания

Вступительная беседа

- Кто соскучился по настоящей зиме?

- Кто хочет много снега?

- Кто наблюдал за тем, как падает снег?

Расскажите об этом.

(Проверка домашнего задания.

Прослушивание рассказов детей о первом снеге).

Отвечают на вопросы.

Зачитывают рассказы о первом снеге.


5 минут

3

Этап изучения новой темы. ЭОР №1 Просмотр слайдов





1 слайд

3 слайд







4 слайд



ЭОР №1

Подводящая беседа

- Каждое время года прекрасно, удивительно и неповторимо. И когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, эмоциями, переживаниями.

- Определите, кто изобразил зиму?

(На доске опорные слова: художник, поэт, писатель, композитор)

Картина художника И. Шишкина «Зима»

- Кто такой увидел зиму? (художник)

Прослушивание отрывка из оперы П. Чайковского «Времена года»

У кого переживания от увиденной зимней картинки воплотились в музыке?

«Едва они вступили в лес, как сразу очутились в мире спокойствия и особой тишины. Кругом было бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернели обдутые ветром верхушки берез, и их тонкие веточки казались нарисованные тушью на синей глади неба». (Ю. Нагибин «Зимний дуб»)

- Кто мог так описать зимнюю картинку? (писатель)

«Чародейкою зимою

Околдован лес стоит…»

- Кто способен увиденное передать такими строчками? (поэт)

Сообщение о Ф. Тютчеве

Федор Иванович Тютчев - один из известных поэтов 18 века, его называют мастером пейзажной лирики, певцом русской природы. Сегодня мы познакомимся с одним из лучших его стихотворений, посвященным описанию зимней природы. Анализ произведения. Прочитайте еще раз первые две строчки его стихотворения и попробуйте предположить, каким видится зимний лес поэту? (Лес неподвижный, белый, загадочный, волшебный)

Обмен впечатлениями о прочитанном.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

  • Что оно вам напоминает? (сказку)

  • Почему? (все волшебное)

  • Слышится ли вам музыка? (да)

Какая? (предлагается выбрать из опорных слов)

лирическая

задумчивая

печальная

радостная

бодрая

спокойная

бурная

величавая

загадочная

нежная

легкая

танцевальная

задорная

волнующая

веселая

плавная

Чтение стихотворения наизусть учителем под музыку на фоне картины И. Шишкина.


Беседа

  • Кто изменил жизнь леса? (зима)

  • Как автор называет зиму? (чародейка)

Словарная работа.

  • Чародей - кто он такой? (волшебник)

  • Какие слова и выражения при чтении вызвали затруднение, непонятны вам?

(солнце мещет- устаревшее слово от слова метать, кидать)

  • Какие волшебства творит Чародейка-Зима?

Перечитать стихотворение повторно и отметить «волшебства» зимы.

Чтение стихотворение вслух по строфам.

( в 1 строфе - снежной бахромой, блестит)

  • Кто видел бахрому? Где? Опишите, как вы представили бахрому на деревьях?

  • Как лес блестит? (сверкает разными цветами на солнце, переливается, сверкает)

( во 2 строфе - легкой цепью пуховой)

  • Представьте цепь? Какая она, если подержать ее в руках? (тяжелая, толстая)

Опишите, какой увидел Ф. Тютчев волшебную цепь, которой окован зимний лес? (невесомая, легкая, как пушинка, дунешь и она улетит, сотканная из множества крошечных снежинок)

(в 3 строфе - луч солнца, вспыхнет и заблещет)

Давайте эту картину представим вместе: только выглянет робкий лучик, как сразу все вокруг вспыхнет ярким блеском.

Физкультпауза (гимнастика для глаз)

(в уголке класса подвешена снежинка)

Давайте попробуем и мы побыть в роли волшебников. Переместим снежинку из одного угла класса в другой, при этом, не поворачивая головы, и в обратном направлении.

Теперь расположите снежинки на классной доске в любом порядке, украшая ими доску. Закройте глаза.

Работа над выразительностью чтения

-Как надо читать стихотворение?

-Давайте выберем нужный тон. Что испытал автор, когда увидел зимний лес? (он удивился, был восхищен, поражен)

- Как вы об этом догадались? Ведь он прямо ничего не говорит?

(блестит чудной жизнью, не мертвец и не живой, снежная бахрома, вспыхнет, заблещет ослепительной красой)

Выберете подходящее слово, чтобы передать

состояние автора.

(Тон - спокойный. равнодушный, загадочный, напевный).

  • Какие слова-действия передают динамику событий?

(околдован, опутан, окован, ничто не затрепещет)

- Какой темп подходит для чтения

стихотворения?

(Темп - средний, чуть замедленный, быстрый)

  • Вы послушали друг друга. Кому из вас чтение соседа понравилось настолько, что вам захотелось предложить его послушать всему классу?

- Что наиболее понравилось в чтении каждого из учеников?

Итог урока

  • Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф. Тютчевым, раскрыли тайну стихотворения «Чародейкою зимою…». Поэт представляет природу живой, имеющий свой язык, свою душу:

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык» Ф. И. Тютчев

  • Прочитаем вновь первую строчку стихотворения и поставим свой знак препинания в конце, передавая свое отношение к стихотворению:

точка - ровное, спокойное настроение;

! - стихотворение вызвало восторженное чувство. Очень понравилось;

? - не понял смысла стихотворения, не понравилось.

Домашнее задание - выучить стихотворение наизусть.






Сопоставляют информацию на слайде с опорными словами на доске и делают вывод о том, кто так изобразил зиму.



















Самостоятельное чтение стихотворения детьми



Делятся впечатлением о прочитанном.



Делают выбор









Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы. Отыскивают непонятные слова.





Перечитывают стихотворение, делают необходимые пометки. Перечитывают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы учителя.







Выполняют физминутку для глаз









Работают над выразительностью чтения





















Работа в парах, чтение стихотворения

Чтение стихотворения вслух (2-3 учеников) Анализ выразительности чтения стихотворения

4

Этап обобщения полученных знаний.

ЭОР №2

Демонстрация видеосюжета

Ученикам предлагается видеосюжет. В ключевых моментах просмотр останавливается и задаются загадки:

1.Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова)

2.Кто не прядет, не ткет, а людей одевает (баран, овца)

3.У кого рога длиннее хвоста (у козы)

4.Хвост крючком, нос пятачком (свинья)

5.Как можно назвать всех этих животных (домашние животные)

-А еще есть какие? (дикие)

- Рассмотрите рисунки на странице 72 учебника. какие животные на нем изображены (ответы детей)

- отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми- домашних.

(проверка в парах) Отгадывают загадки
Работа по учебнику 10






ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Содержание ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 Картины русских художников, картины Шишкина - Зима. Информационный, презентация содержит материалы урока, предъявляемые для демонстрации учащимся. Слайд презентации bibliotekar.ru/rusShishkin/13.htm

2 Музыка Чайковского П. И.. «Времена года». Информационный,
Слайд презентации с записью в mp3 classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html
3

Картинка,

отрывок из рассказа Ю. Нагибина «Зимний дуб»)

«Едва они вступили в лес, как сразу очутились в мире спокойствия и особой тишины. Кругом было бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернели обдутые ветром верхушки берез, и их тонкие веточки казались нарисованные тушью на синей глади неба».
Слайд с текстовой записью и картинкой kormovozov.ru/search/36-skachat-tekst-zimniy-dub.html
3


Слайд с текстовой записью и картинкой world-of-love.ru/forum/showthread.php?p=393597


Портрет Тютчева files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b2053c1-cc0a-46a5-bb1e-d0973bc24dc9/%5BNS-LIT_3-12%5D_%5BTQ_035%5D.swf
2


Информационный

Теоретический материал, задания на закрепление учебного материала.

иллюстрации files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf ЭОР 2


Урок литературного чтения. 2 класс.

Тема. Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Цель. Познакомить с произведением Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…»

Задачи: вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста;

развивать и обогащать речь учащихся, творческое воображение;

воспитывать чувство прекрасного.

Оформление: портрет Ф. И. Тютчева, репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», фрагменты классической музыки, снежинки из белой бумаги.

Ход урока

I Организационный момент.

Упражнение на развитие памяти.

«Кто больше слов запомнит?»

снежинки

сугроб

мороз

узоры

иней

  • Какой темой объединены слова?

- Как называется раздел по чтению, который проходим? («Люблю природу русскую. Зима.»)

Упражнение на развитие речевого аппарата, чистоговорки с договариванием слов.

Ра-ра-ра -строит крепость…( детворы).

Ка-ка-ка - лепим мы… (снеговика).

Оз-оз-оз - щиплет за нос нас… (мороз).

II. Проверка домашнего задания.

- Кто соскучился по настоящей зиме?

- Кто хочет много снега?

- Кто наблюдал за тем, как падает снег?

Расскажите об этом.

(Прослушивание рассказов детей о первом снеге).

  • А как описал первый снег в своем стихотворении Я. Аким?

Чтение наизусть стихотворения Я. Акима «Первый снег».

(Предварительно старший по ряду прослушивает стихотворение у каждого из учащихся, выбирает наиболее яркое выразительное чтение)

Обсуждение чтения стихотворения.

- Отметьте, что наиболее удалось каждому чтецу передать при чтении: темп, интонация, эмоциональность.

  • Он имеет вкус и запах…

Вы согласны с поэтом? Какой же он на вкус? Какой запах имеет?

(Снег имеет вкус и запах, если он долгожданный, вызывает чувство радости)

III Знакомство с произведением Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою…»

  1. Введение в тему.

  • Каждое время года прекрасно, удивительно и неповторимо. И когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, эмоциями, переживаниями.

Определите, кто изобразил зиму?

(На доске опорные слова: художник, поэт, писатель, композитор)

Просмотр слайдов

  1. Картина художника И. Шишкина «Зима» слайд 3

- Кто такой увидел зиму? (художник)

  1. Прослушивание отрывка из оперы П. Чайковского «Времена года»

- У кого переживания от увиденной зимней картинки воплотились в музыке? (композитор)

  1. «Едва они вступили в лес, как сразу очутились в мире спокойствия и особой тишины. Кругом было бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернели обдутые ветром верхушки берез, и их тонкие веточки казались нарисованные тушью на синей глади неба». (Ю. Нагибин «Зимний дуб») слайд 4

- Кто мог так описать зимнюю картинку? (писатель)


  1. «Чародейкою зимою

Околдован лес стоит…» слайд 5

- Кто способен увиденное передать такими строчками? (поэт)

  1. Сообщение о Ф. Тютчеве

На доске слайд с портретом поэта. слайд 6

  • Федор Иванович Тютчев - один из известных поэтов 18 века, его называют мастером пейзажной лирики, певцом русской природы. Сегодня мы познакомимся с одним из лучших его стихотворений, посвященным описанию зимней природы.

3. Анализ произведения.

Прочитайте еще раз первые две строчки его стихотворения и попробуйте предположить, каким видится зимний лес поэту?

(Лес неподвижный, белый, загадочный, волшебный)

Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Обмен впечатлениями о прочитанном.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

  • Что оно вам напоминает? (сказку)

  • Почему? (все волшебное)

  • Слышится ли вам музыка? (да)

  • Какая? (предлагается выбрать из опорных слов): слайд 7

лирическая

задумчивая

печальная

радостная

бодрая

спокойная

бурная

величавая

загадочная

нежная

легкая

танцевальная

задорная

волнующая

веселая

плавная

Чтение стихотворения наизусть учителем под музыку на фоне картины И. Шишкина.


Беседа

  • Кто изменил жизнь леса? (зима)

  • Как автор называет зиму? (чародейка)

Словарная работа.

  • Чародей - кто он такой? (волшебник)

  • Какие слова и выражения при чтении вызвали затруднение, непонятны вам?

(солнце мещет- устаревшее слово от слова метать, кидать)


  • Какие волшебства творит Чародейка-Зима?

Перечитать стихотворение повторно и отметить «волшебства» зимы..

Чтение стихотворение вслух по строфам.

( в 1 строфе - снежной бахромой, блестит)

  • Кто видел бахрому? Где? Опишите, как вы представили бахрому на деревьях?

  • Как лес блестит? (сверкает разными цветами на солнце, переливается, сверкает)

( во 2 строфе - легкой цепью пуховой)

  • Представьте цепь? Какая она, если подержать ее в руках? (тяжелая, толстая)

Опишите, какой увидел Ф. Тютчев волшебную цепь, которой окован зимний лес? (невесомая, легкая, как пушинка, дунешь и она улетит, сотканная из множества крошечных снежинок)

(в 3 строфе - луч солнца, вспыхнет и заблещет)

Давайте эту картину представим вместе: только выглянет робкий лучик, как сразу все вокруг вспыхнет ярким блеском.

Физкультпауза (гимнастика для глаз)

(в уголке класса подвешена снежинка)

Давайте попробуем и мы побыть в роли волшебников. Переместим снежинку из одного угла класса в другой, при этом, не поворачивая головы, и в обратном направлении.

Теперь расположите снежинки на классной доске в любом порядке, украшая ими доску. Закройте глаза. (в это время на доску проецируется слайд с падающими снежинками). слайд 8


Работа над выразительностью чтения

-Как надо читать стихотворение?

-Давайте выберем нужный тон. Что испытал автор, когда увидел зимний лес? (он удивился, был восхищен, поражен)

- Как вы об этом догадались? Ведь он прямо ничего не говорит?

(блестит чудной жизнью, не мертвец и не живой, снежная бахрома, вспыхнет, заблещет ослепительной красой)

Выберете подходящее слово, чтобы передать состояние автора. слайд 9

Тон - спокойный. равнодушный, загадочный, напевный.

  • Какие слова-действия передают динамику событий?

(околдован, опутан, окован, ничто не затрепещет)

- Какой темп подходит для чтения стихотворения?

Темп - средний, чуть замедленный, быстрый. слайд 10

Работа в парах, чтение стихотворения.

  • Вы послушали друг друга. Кому из вас чтение соседа понравилось настолько, что вам захотелось преложить его послушать всему классу?

Чтение стихотворения вслух (2-3 ученика)

Анализ выразительности чтения стихотворения.

- Что наиболее понравилось в чтении каждого из учеников?

Y. Итог урока

  • Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф. Тютчевым, раскрыли тайну стихотворения «Чародейкою зимою…». Поэт представляет природу живой, имеющий свой язык, свою душу:

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.» Ф. И. Тютчев

Рефлексия

слайд 11

  • Прочитаем вновь первую строчку стихотворения и поставим свой знак препинания в конце, передавая свое отношение к стихотворению:

точка - ровное, спокойное настроение;

! - стихотворение вызвало восторженное чувство. Очень понравилось;

? - не понял смысла стихотворения, не понравилось.

Домашнее задание - выучить стихотворение наизусть.


© 2010-2022