- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная задача по русскому языку. Название проектной задачи Иллюстрированное пособие «Схемы – помощницы для определения членов предложения»
Проектная задача по русскому языку. Название проектной задачи Иллюстрированное пособие «Схемы – помощницы для определения членов предложения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чутчева Т.Е. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проектная задача по русскому языку.
Название проектной задачи
Иллюстрированное пособие «Схемы - помощницы для определения членов предложения»
Предмет
Русский язык
Класс
3
Тип задачи
С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
2. Более глубокое освоение учащимися способов нахождения главных и второстепенных членов предложения
3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем
4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Русский язык
Третьеклассники освоили синтаксический разбор предложения, знают и определяют главные и второстепенные члены предложения
Общеучебные умения
• работа в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
• работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
• усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
• часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
• умение, работая в группе, создать конечный «продукт» - схему для учащихся младших классов
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оценивается:
• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе
Замысел проектной задачи.
Детям предлагается изготовить для младших школьников - второклассников, пособия - схемы, которые помогут малышам запоминать и находить главные и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5 групп (по 1 из членов предложения). Каждая из групп получает техническое задание:
-
распределить задания внутри группы;
-
рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данного члена предложения;
-
составить рассказ по схеме о главных и второстепенных членах предложения;
-
проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик усвоил именно этот член предложения.
Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие - схему (на листе А 3), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им известно про члены предложения.
Описание проектной задачи.
-
Мотивирование учащихся на проектную деятельность.
Дорогие ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2 класса. Они, так же как и мы с вами, в 3 классе будут изучать главные и второстепенные члены предложения. Вы, наверно, заметили, что в нашем учебнике правила очень громоздкие, неудобные для запоминания, поэтому им очень помогут те схемы, которые мы сегодня изготовим для них. Но сначала, я должна убедиться, что вы сами хорошо разбираетесь в синтаксическом разборе предложения.
1 слайд презентации.
-
Повторение изученного материала.
Повторение идёт с помощью следующего алгоритма:
-
Что обозначает данный член предложения;
-
На какие вопросы отвечает;
-
Как подчёркивается;
-
Какой частью речи выражается;
-
Привести наглядные примеры.
Задание №1. 2 слайд презентации.
Учащиеся делают синтаксический разбор (не полный) самостоятельно, а затем сравнивают выполненное задание с образцом на доске. Знайка помогает увидеть правильный ответ. Затем дети делают вывод, что существительное в предложении может быть: подлежащим, дополнением и обстоятельством. Затем по описанному ранее алгоритму дают характеристику этим членам предложения, приводят свои примеры.
3 слайд презентации.
4 слайд презентации.
5 слайд презентации.
Задание № 2.
Детям предлагается упражнение, в котором помимо определения, каким членом предложением является глагол, повторяются однородные члены предложения и постановка запятых между ними.
6 слайд презентации.
И опять, по описанному ранее алгоритму учащиеся дают характеристику сказуемому, приводят свои примеры. Здесь же вспоминают понятие грамматическая основа предложения.
7 слайд презентации.
Задание № 3.
Это задание развивает речь детей, их творческие способности, поскольку в нём даются словосочетания существительное + прилагательное и с их помощью нужно составить небольшой текст на тему «Зимние забавы». Здесь же повторяется второстепенный член предложения - определение, но алгоритма дети перед глазами уже не имеют. По окончании задания, всех, кто справился с заданием благополучно, ждут аплодисменты.
8 слайд презентации.
-
Самостоятельная проектная деятельность учащихся.
9 слайд презентации.
На данном этапе урока учащиеся делятся на группы (заранее оговорен их состав) и внутри групп распределяют всю предстоящую работу по 4 направлениям.
Аналитики. Намечают систему построения вспомогательной схемы.
Экспериментаторы. Работают с полученным материалом, выдвигают интересные идеи, как можно ярко и образно представить главные и второстепенные члены предложения.
Иллюстраторы. Отбирают из предложенного материалы наиболее понравившиеся идеи и предлагают различные эскизы схем.
Исследователи. Берут на себя иллюстрирование схемы примерами.
Подгруппы могут быть мобильными, помогать друг другу.
После распределения ролей в группе, дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени: не более 30 минут.
10 слайд презентации.
Учащиеся выполняют работу и представляют результаты. Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы, выслушивают критические замечания. Все схемы дополняются, исправляются (если надо) и уже на уроке ИЗО вся группа художественно рисует получившиеся схемы.
11 слайд презентации.