- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование навыков функционального чтения в начальной школе
Формирование навыков функционального чтения в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Усманова Л.С. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирование навыков функционального чтения
в начальной школе
Усманова Ляйля Сердалина, учитель начальных классов
средней школы № 4 г.Талдыкорган.
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
«У детей присутствует
неосознанное стремление к познанию чего-либо
нового и необычного»
Василий Александрович Сухомлинский когда-то сказал:
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир»
Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерам. Поэтому воспитание интереса к чтению, формирование навыка чтения - является актуальной проблемой на уроках чтения.
Мне хотелось бы поделиться с Вами, уважаемые коллеги, своим (пусть еще и небольшим) опытом работы над художественным произведением.
Темой моей работы: Формирование навыков функционального чтения
Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Целью данной работы является:
2. Выработать навыки функционального чтения, определить систему читательских умений.
3. Определить оптимальные приемы анализа, виды работ с текстом .
4. Провести исследование и выявить уровень восприятия художественного произведения и соответствующий уровень литературного развития учащихся. Результаты отразить в диаграммах.
Для решения поставленных задач применялся целый комплекс методов исследования: сбор информации, анализ, сравнение, классификация и обобщение, диагностические методы - тесты- опросники, постановка вопросов к тексту.
Объект- ученики 3«Д» класса
Я формирую навыки функционального чтения это значит, что мой ученик овладеет определёнными читательскими умениями.
Ориентировочными умениями
Исполнительскими умениями
Практическими умениями
Чтобы посмотреть, как продвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного произведения, выбран наиболее оптимальный вариант - тесты.
Для анализа я выбрала текст «Дедушка» Константи́на Дми́триевича Ушинского. Большинство моих учеников восприняли идею этого рассказа как назидание. Рассуждая о том, зачем К.Д.Ушинский, написал эту басню, они говорили: "Он написан для того, чтобы дети любили своих родителей»
Цели - Проверить понимание текста на уровне содержания;
Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту: докажи словами текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её. Такой подход к тексту меняет мотивацию ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.
Чтобы увидеть, как воспринято и понято произведение и что для себя взял ребёнок, предлагаются задания (которые с удовольствием выполняют учащиеся) .
Содержание заданий теста способствуют формированию умения оценить поступки героев, сделать выводы и помогают задуматься над своими поступками и поведением. Задания позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос. В классе постоянно действуют правила, уважай того, кто отвечает; умей работать в паре, группах; индивидуально работая, соблюдай тишину; наш класс - наш дом (бережное отношение к тому, кто и что тебя окружает).
В начале года у многих были невысокие показатели техники чтения, низкая мотивация, нежелание читать. Отсюда - низкий уровень развития связной устной речи, маленький словарный запас, плохое понимание прочитанного.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
-
На данный период у большинства детей сформированы умения и навыки работы с текстом;
-
Умения и навыки наблюдения и анализа текста ещё только развиваются;
-
Умения делать выводы и умозаключения проходят этап становления.
Результаты показывают, что большинство учащихся могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способны оценить поступки героев, увидеть последствия действий героев. На уроках труда делаем книжки-малышки.
Книжка - это не игрушка,
Это - лучшая подружка!
Труднее всего оказалось освоить композицию произведения, увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения.
Результаты обучения за первое полугодие третьего класса следующие:
1. 6 учащихся по чтению имеют отметку «5», 9 человек - «4».
2. Больше 100 слов читают 2 человека, до 100 слов - 5 человек, 60-80 слов-9 уч-ка, меньше 60 слов - 4 человека
3. Понимают прочитанное 15 человек.
На основании анализа литературы по данной проблеме и результатов проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Начальная школа формирует ученика, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом, обладающего определенной начитанностью, с нравственно - эстетическим развитием.
2. Работа по формированию системы читательских умений продолжается.
4. Предложенная система работы способствует формированию читательских и речевых умений, повышению мотивации.