- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Формирование коммуникативно-познавательных способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе»
Статья «Формирование коммуникативно-познавательных способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сарафанова Л.М. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
города Катав - Ивановска
Челябинской области
Тема:
«Формирование коммуникативно-познавательных способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе»
Составитель: Сарафанова Л.М.
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории.
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
-
Выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения.
-
Возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
-
Повышение мотивации и интереса к учению;
-
Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
В современных условиях социально-экономического развития России существенным образом изменились требования к учащимся образовательных учреждений. Процесс учения это не только усвоение системы знаний, умений и навыков, но и процесс развития личности, обретения духовно - нравственного и социального опыта. Для формирования всесторонне развитой личности необходимо формировать коммуникативно-познавательные способности учащихся. Для достижения данной цели, я использую на своих уроках теорию Л.С.Выготского и А.Н. Леонтьева.
Согласно этой теории:
Обучение - это специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность.
-
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.
-
При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит.
-
Только собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей.
С целью организации условий, провоцирующих детское действие, на своих уроках я применяю учебные ситуации.
-
Учебная ситуация - это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, частично - запоминают.
-
Учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации.
-
Отбор и использование учебных ситуаций формирует у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры.
Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:
-
определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;
-
отбор учебного материала;
-
определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся);
-
прогнозирование возможных действий детей.
Учебные ситуации строятся с учетом:
-
возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);
-
специфики учебного предмета;
-
меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или, ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
При подготовке детей к первичному восприятию текста, цель которого создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения, при постановке темы и целей урока использую следующие учебные ситуации:
-
«В поисках печатного слова»
Дети на перемене находят в классной комнате «спрятанные» карточки со словами и вывешивают их на доску. Прочитав слова, учащиеся называют тему, с которой они познакомятся на данном уроке.
-
«Работа с выставкой»
А) Дети рассматривают выставку книг одного автора, находят уже знакомые произведения, выявляют неизвестное.
Б) Дети рассматривают выставку книг разных авторов и отвечают на вопрос: «Что объединяет данные произведения?» Дают название выставки и определяют тему урока.
В) Рассматривание фотографий, объединенных одной темой.
«Антиципация содержания текста по заголовку, иллюстрации к нему»
Учащиеся читают заголовок книги, рассматривают иллюстрации и пытаются определить тему произведения.
-
«Парад живых героев сказок».
Представление сказочного героя по реплике, произнесенной им. Например: «Ловись, рыбка, большая и маленькая»; «Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла, лиса, с печи» и др.
-
«Проблемный вопрос или проблемная ситуация»
Например:
А) Какие из перечисленных людей разных профессий должны участвовать в подготовке спектакля: гример, костюмер, музыкант, художник, артист, продавец, режиссер, осветитель, библиотекарь, писатель?
Б) Кого мы называем друзьями?
В) Какие дела можно назвать добрыми? Может ли что-то мешать совершить добрые дела?
Г) Что такое совесть? Когда мы говорим «Он поступил по совести», «На совесть сделано», «Для очистки совести»?
Д) «Какого человека мы можем назвать трусливым, а какого осторожным?»
-
«Работа с произведениями устного народного творчества»
Знакомство с пословицами и поговорками, объединенными одной темой. Определение темы урока.
-
«Путешествие в картинную галерею»
Рассматривание репродукций картин на определенную тему. Определение темы урока.
При первичном восприятии текста, цель которого обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению, применяю следующие учебные ситуации:
-
Прослушивание записи чтения текста мастером художественного слова.
-
«Предлагаем версии».
Предлагаю две версии одного и того же произведения. Например: версия экранизации и оригинала или две версии одной и той же русской народной сказки, но в обработках разных авторов.
Учащиеся обсуждают, сравнивают и противопоставляют различные версии. Распознают и детально описывают главные элементы, включая композицию, героев, сюжет и тему. Подчеркивают сходство и различия между версиями.
-
«История, рассказанная по очереди»
Распределяю между детьми иллюстрированную книгу без слов. Каждый ребенок берет себе одну из разрозненных страниц. Учитель с выражением читает заголовок, после чего каждый ребенок по очереди рассказывает про свою страничку. А затем учащиеся знакомятся с оригиналом данного произведения.
-
«Читаем и фантазируем».
Читая детям вслух, учитель делает паузу в соответствующих местах и позволяет им угадывать дальнейшее развитие событий.
При проверке первичного восприятия текста, цель которой оценка качества восприятия произведения; корректировка задуманного учителем хода анализа текста, использую беседы, выявляющие эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми. Использую игровые технологии - изображение солнышка и тучи, черную и яркую шляпы, черный и яркий зонтики, черный и яркий сундучки, куда дети «прячут» свои впечатления, эмоции, после знакомства с произведением.
При работе над содержанием произведения, использую следующие учебные ситуации:
-
«Берем интервью у героя»
После прочтения произведения учащиеся берут интервью друг у друга. Один учащийся задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.
-
«Составляем портрет героя»
-
«Дискуссия»
Работа проводится в группах (парах). Одни учащиеся обвиняют героя, другие защищают его, высказывая свои доводы.
-
«Элементы текста»
а) Учащиеся могут выделять главные идеи в абзаце.
б) Учащиеся выделяют ключевые предложения, находят поясняющие предложения и детали описания.
в) Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу, поговорку или фразеологизм.
г) Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками.
-
«Может ли это случиться?»
Учащиеся обсуждают ситуации, взятые из произведения, в терминах вероятности их наступления в реальной жизни. Дети обозначают эти ситуации как невозможные или маловероятные, вероятные или достоверные для наступления в реальной жизни. Учащиеся защищают свои ответы. Сравнение событий, которые случаются в реальном мире, дает возможность учащимся разъяснить свои идеи. Учащимся могут разместить данные им описания или изображения ситуаций в порядке их вероятности, от невозможной до достоверной. Они могут объяснить и защитить свои рассуждения.
-
«Пересказ с помощью опор»
Эту деятельность можно осуществлять индивидуально или в группах. Дети пересказывают произведение с опорой на иллюстрации.
-
«Наш театр»
Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя. Они заучивают свои роли (или читают в лицах), внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, они верят в свою роль. Они контролируют свои действия и эмоции и выразительно пользуются голосом и пластикой, чтобы изобразить своих героев и их чувства. (Приложение)
-
«Исследование языка текста»
а) Учащиеся ищут непонятные или незнакомые слова в тексте, объясняют их значение.
б) Учащиеся ищут устаревшие слова в тексте, объясняют их значение.
в) Учащиеся ищут образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки, пословицы, поговорки).
г) Поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют героя.
Д) Найти в лирическом произведении сравнения, олицетворения, слова-эпитеты, слова-образы и т.д.
Для расширения словарного запаса учащихся применяю учебную ситуацию «Взрывы слов».
а) Учащиеся подбирают как можно больше слов или коротких фраз по данной теме.
б) Подбирают слова - синонимы, слова - антонимы, фразеологизмы.
При обобщении материала, подведении итогов использую следующие учебные ситуации:
-
«Обложка книги»
Учащиеся делают обложку для произведения какого-либо жанра, используя соответствующие атрибуты и жанровые признаки.
-
«Устная презентация»
Учащиеся рассказывают одноклассникам о самостоятельно прочитанном произведении и отвечают на их вопросы.
-
«Живая картина»
Учащиеся изображают с помощью жестов, мимики, позы отрывок из текста.
-
«Озвучиваем мультфильм»
-
«Создание рукописных книг»
Дети приносят на классную выставку свои рукописные книги по определенной теме или по произведениям одного автора.