• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья «Формирование коммуникативно-познавательных способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе»

Статья «Формирование коммуникативно-познавательных способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

города Катав - Ивановска

Челябинской области

Тема:

«Формирование коммуникативно-познавательных способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе»

Составитель: Сарафанова Л.М.

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории.

Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  1. Выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения.

  2. Возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

  3. Повышение мотивации и интереса к учению;

  4. Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

В современных условиях социально-экономического развития России существенным образом изменились требования к учащимся образовательных учреждений. Процесс учения это не только усвоение системы знаний, умений и навыков, но и процесс развития личности, обретения духовно - нравственного и социального опыта. Для формирования всесторонне развитой личности необходимо формировать коммуникативно-познавательные способности учащихся. Для достижения данной цели, я использую на своих уроках теорию Л.С.Выготского и А.Н. Леонтьева.

Согласно этой теории:

Обучение - это специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность.

  • Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.

  • При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит.

  • Только собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей.

С целью организации условий, провоцирующих детское действие, на своих уроках я применяю учебные ситуации.

  • Учебная ситуация - это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, частично - запоминают.

  • Учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации.

  • Отбор и использование учебных ситуаций формирует у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры.

Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:

  • определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;

  • отбор учебного материала;

  • определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся);

  • прогнозирование возможных действий детей.

Учебные ситуации строятся с учетом:

  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);

  • специфики учебного предмета;

  • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или, ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Учебные ситуации на уроках литературного чтения.

При подготовке детей к первичному восприятию текста, цель которого создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения, при постановке темы и целей урока использую следующие учебные ситуации:

  • «В поисках печатного слова»

Дети на перемене находят в классной комнате «спрятанные» карточки со словами и вывешивают их на доску. Прочитав слова, учащиеся называют тему, с которой они познакомятся на данном уроке.

  • «Работа с выставкой»

А) Дети рассматривают выставку книг одного автора, находят уже знакомые произведения, выявляют неизвестное.

Б) Дети рассматривают выставку книг разных авторов и отвечают на вопрос: «Что объединяет данные произведения?» Дают название выставки и определяют тему урока.

В) Рассматривание фотографий, объединенных одной темой.

«Антиципация содержания текста по заголовку, иллюстрации к нему»

Учащиеся читают заголовок книги, рассматривают иллюстрации и пытаются определить тему произведения.

  • «Парад живых героев сказок».

Представление сказочного героя по реплике, произнесенной им. Например: «Ловись, рыбка, большая и маленькая»; «Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла, лиса, с печи» и др.

  • «Проблемный вопрос или проблемная ситуация»

Например:

А) Какие из перечисленных людей разных профессий должны участвовать в подготовке спектакля: гример, костюмер, музыкант, художник, артист, продавец, режиссер, осветитель, библиотекарь, писатель?

Б) Кого мы называем друзьями?

В) Какие дела можно назвать добрыми? Может ли что-то мешать совершить добрые дела?

Г) Что такое совесть? Когда мы говорим «Он поступил по совести», «На совесть сделано», «Для очистки совести»?

Д) «Какого человека мы можем назвать трусливым, а какого осторожным?»

  • «Работа с произведениями устного народного творчества»

Знакомство с пословицами и поговорками, объединенными одной темой. Определение темы урока.

  • «Путешествие в картинную галерею»

Рассматривание репродукций картин на определенную тему. Определение темы урока.

При первичном восприятии текста, цель которого обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению, применяю следующие учебные ситуации:

  • Прослушивание записи чтения текста мастером художественного слова.

  • «Предлагаем версии».

Предлагаю две версии одного и того же произведения. Например: версия экранизации и оригинала или две версии одной и той же русской народной сказки, но в обработках разных авторов.

Учащиеся обсуждают, сравнивают и противопоставляют различные версии. Распознают и детально описывают главные элементы, включая композицию, героев, сюжет и тему. Подчеркивают сходство и различия между версиями.

  • «История, рассказанная по очереди»

Распределяю между детьми иллюстрированную книгу без слов. Каждый ребенок берет себе одну из разрозненных страниц. Учитель с выражением читает заголовок, после чего каждый ребенок по очереди рассказывает про свою страничку. А затем учащиеся знакомятся с оригиналом данного произведения.

  • «Читаем и фантазируем».

Читая детям вслух, учитель делает паузу в соответствующих местах и позволяет им угадывать дальнейшее развитие событий.

При проверке первичного восприятия текста, цель которой оценка качества восприятия произведения; корректировка задуманного учителем хода анализа текста, использую беседы, выявляющие эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми. Использую игровые технологии - изображение солнышка и тучи, черную и яркую шляпы, черный и яркий зонтики, черный и яркий сундучки, куда дети «прячут» свои впечатления, эмоции, после знакомства с произведением.

При работе над содержанием произведения, использую следующие учебные ситуации:

  • «Берем интервью у героя»

После прочтения произведения учащиеся берут интервью друг у друга. Один учащийся задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.

  • «Составляем портрет героя»

  • «Дискуссия»

Работа проводится в группах (парах). Одни учащиеся обвиняют героя, другие защищают его, высказывая свои доводы.

  • «Элементы текста»

а) Учащиеся могут выделять главные идеи в абзаце.

б) Учащиеся выделяют ключевые предложения, находят поясняющие предложения и детали описания.

в) Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу, поговорку или фразеологизм.

г) Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками.

  • «Может ли это случиться?»

Учащиеся обсуждают ситуации, взятые из произведения, в терминах вероятности их наступления в реальной жизни. Дети обозначают эти ситуации как невозможные или маловероятные, вероятные или достоверные для наступления в реальной жизни. Учащиеся защищают свои ответы. Сравнение событий, которые случаются в реальном мире, дает возможность учащимся разъяснить свои идеи. Учащимся могут разместить данные им описания или изображения ситуаций в порядке их вероятности, от невозможной до достоверной. Они могут объяснить и защитить свои рассуждения.

  • «Пересказ с помощью опор»

Эту деятельность можно осуществлять индивидуально или в группах. Дети пересказывают произведение с опорой на иллюстрации.

  • «Наш театр»

Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя. Они заучивают свои роли (или читают в лицах), внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, они верят в свою роль. Они контролируют свои действия и эмоции и выразительно пользуются голосом и пластикой, чтобы изобразить своих героев и их чувства. (Приложение)

  • «Исследование языка текста»

а) Учащиеся ищут непонятные или незнакомые слова в тексте, объясняют их значение.

б) Учащиеся ищут устаревшие слова в тексте, объясняют их значение.

в) Учащиеся ищут образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки, пословицы, поговорки).

г) Поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют героя.

Д) Найти в лирическом произведении сравнения, олицетворения, слова-эпитеты, слова-образы и т.д.

Для расширения словарного запаса учащихся применяю учебную ситуацию «Взрывы слов».

а) Учащиеся подбирают как можно больше слов или коротких фраз по данной теме.

б) Подбирают слова - синонимы, слова - антонимы, фразеологизмы.

При обобщении материала, подведении итогов использую следующие учебные ситуации:

  • «Обложка книги»

Учащиеся делают обложку для произведения какого-либо жанра, используя соответствующие атрибуты и жанровые признаки.

  • «Устная презентация»

Учащиеся рассказывают одноклассникам о самостоятельно прочитанном произведении и отвечают на их вопросы.

  • «Живая картина»

Учащиеся изображают с помощью жестов, мимики, позы отрывок из текста.

  • «Озвучиваем мультфильм»

  • «Создание рукописных книг»

Дети приносят на классную выставку свои рукописные книги по определенной теме или по произведениям одного автора.

© 2010-2022