«Готовность детей к школьному обучению» (из опыта работы)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема «Готовность ребенка к школе». Форма проведения - консультация. Аудитория - родители группы. Количество участников: 22 человека. Задачи: 1.Раскрыть теоретические основы психологической готовности ребенка к обучению в школе. 2.Проанализировать психологическую помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению. 3.Определение уровня готовности дошкольников к обучению в школе; Выявление уровня общей ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний; Выявления уровня познавательных процессов дошкольника перед поступлением в начальную школу; Выявить отношение ребенка к обучению в школе. Ожидаемые результаты:

определение сформированности общих представлений как степени подготовленности к школьному обучению и прогнозированию школьной успеваемости; выявление уровня развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуального развития, усидчивости Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) - комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие:
1) мотивационную готовность - положительное отношение к школе и желание учиться;
2) умственную или познавательную готовность - достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
3) волевую готовность - достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;
4) коммуникативную готовность - способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

Информационно-техническое обеспечение: лекция, памятка для родителей. Материалы и оборудование - тест, ручка или карандаш. Логика проведения: Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п. Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая. 1. Интеллектуальная готовность к школе означает:- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже). Он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления. 2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: - ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что - плохо;-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются. 3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;- наличие интереса к учению и получению новых знаний;- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;- усидчивость - способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела. • Познавательная готовность ребенка к школе.Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет? 1) Внимание.• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое - постучать ногами, если птица - помахать руками. 2) Математика.• Цифры от 0 до 10.• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. • Арифметические знаки: « », «-«, «=».• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п. 3) Память.• Запоминание 10-12 картинок.• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.• Пересказ текста из 4-5 предложений. 4) Мышление.• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что - потом.• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.• Складывать пазлы без помощи взрослого.• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик. 5) Мелкая моторика.• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.• Выполнять аппликации. 6) Речь.• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.• Понимать и объяснять смысл пословиц.• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.• Различать в словах буквы и звуки. 7) Окружающий мир.• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя иотчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Памятка для родителей будущих первоклассников
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!! Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы 1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Как зовут твоих родителей? 4. Где они работают и кем? 5. Как называется город, в котором ты живёшь? 6. Какая река протекает в нашем городе? 7. Назови свой домашний адрес. 8. Есть ли у тебя сестра, брат? 9. Сколько ей (ему) лет? 10. На сколько она (он) младше (старше) тебя? 11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние? 12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают? 13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну? 14. Сколько времён года ты знаешь? 15. Сколько месяцев в году и как они называются? 16. Где правая (левая) рука? 17. Прочти стихотворение. 18. Знания математики: - счёт до 10 (20) и обратно - сравнение групп предметов по количеству (больше - меньше) - решение задач на сложение и вычитание УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!! Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы: 1. Хочешь ли ты пойти в школу? 2.. Зачем нужно ходить в школу? 3. Чем ты будешь заниматься в школе? 4. Что такое уроки? Чем на них занимаются? 5. Как нужно вести себя на уроках в школе? 6. Что такое домашнее задание? 7. Зачем нужно выполнять домашнее задание? 8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

Вопросы для родителей.

Диагностическая методика - модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка
• Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
• Был ли малыш в библиотеке?
• Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
• Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
• Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития
• Хорошо ли ребенок слышит?
• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития
• Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
• Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
• Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
• Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
• Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
• В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
• Четко ли ребенок выговаривает слова?
• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться
• Включается ли ребенок в игру других детей?
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
• Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития
• Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
• Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
• Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
• Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
• Может ли ребенок рифмовать слова?
• Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
• Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?


Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу? В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе.

8

© 2010-2022