Внедрение современных методов обучения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Внедрение современных методов обучения в начальной школе

на основе передового опыта Автономной организации образования

«Назарбаев Интеллектуальные школы»

(Из опыта работы.)

Газизова К. В. - учитель начальных классов

СОШ им.С.Жаксыгулова Таскалинского района с. Таскала.
С 2012 года в школах республики Казахстан начал реализовываться инновационный проект по внедрению в практику новых подходов в обучении детей, разработанных совместно с университетом Кембридж Центром Педагогического мастерства Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Перед школой поставлены новые задачи:

  • создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве;
  • создание условий, способствующих развитию творческихспособностей учащихся;
  • снижение перегрузки учащихся.
Для себя, как учителя начальной школы я поставила задачу сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках. Изучив «Руководство для учителя» о теоретических основах Кембриджского подхода к преподаванию, я пришла к выводу о необходимости при планировании и подготовке к урокам использовать Программу 7-ми модульного обучения. Считаю, что все уроки должны начинаться с обучения критическому мышлению, которое невозможно без использования диалога. В свою очередь при этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а это напрямую связано с обучением и развитием талантливых и одаренных детей. Наш век нельзя представить без информационно-коммуникативных технологий и в итоге должен быть результат - оценивание для обучения и оценивание обучения. Умелое руководство данным процессом ложится на плечи учителя в виде управления и лидерства в обучении. При планировании и проведении уроков я ещё раз убедилась в целесообразности и актуальности данного Проекта. Помимо этого, особое место в реализации данных идей занимает необходимость создания атмосферы сотрудничества. Поэтому на каждом уроке применяю разные виды психологического настроя: «Улыбнитесь!» «Подари комплимент!» и т. Д. Это формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность, а также позволяет мне и всем учащимся настроиться на дальнейшую работу. Я убедилась в необходимости развивать и расширять критическое мышление у детей начального звена. Для активизации познавательной деятельности ребят в изучению новой темы, проводила «Мозговой штурм», включая загадки, легенды, стихи, новую информацию, составляли «Синквейн», «Ассоциации». Дети увлеченно и с интересом наперебой отгадывали, называли тему, а затем, и цели урока. В процессе диалогового обучения, на занятиях организуется: индивидуальная, парная работа, где изучаются различные источники информации, создаются условия для творческой деятельности. В начале моей практики в школе сложно было научить учащихся 1-го класса правильному диалогу, так как присутствовали барьеры в обучении в виде ограниченного словарного запаса, негибкого мышления, сложность в понимании мысли одноклассников и воспроизведении своих мыслей, нерешительность учеников. Учитывая, эти барьеры я внесла в свою практику для активизации диалога в начале урока вопросы низкого порядка, а затем вопросы высокого порядка. Это позволило мне методически грамотно оценивать степень понимания полученных или имеющихся знаний учащихся. Дети должны были самостоятельно прочитать тест учебника, затем совместно в группе выделить главную мысль и найти ключевые слова. Помимо этого, в задания предполагали выполнить пересказ друг другу текста, работая в паре, после этого выполнить взаимооценку. Это работа была реализована мною не в полной мере. Не все дети смогли выделить главную мысль и ключевые слова в тексте, а также пересказать его. Но шагом вперед было развитие коммуникативности в классе, так как сильные ученики помогали слабым в этих заданиях. Они старались понятным языком пересказать текст обучаемому, и даже пытались их научить их это делать. В этой работе проявил себя Султангалиев Шамхат; он сразу понял свою роль спикера, работая в группе, давал рекомендации, как выполнять задания. Показывал, где находить ключевые слова, помогал пересказывать и следил за дисциплиной в группе. В итоге их группа первая выполнила задание. Этот мальчик проявил свои лидерские качества, хотя раньше считался только добросовестным учеником. Для активизации диалога в начальной школе не обойтись без соответствующих игр: «Крестики - нолики», «Поймай вопрос» и другие, при этом все дети, даже те, которые раньше сидели, молча, вступают активно в диалог. Игры, не только активизирует диалог учащихся, а также развивают память, внимание, мыслительную деятельность, уверенность в себе. На всех этапах урока свою эффективность показала работа в группах. Учащиеся, работая в группах сменного состава с различными источниками информации, консультируют и обучают друг друга, готовят кластеры, поочередно защищают результаты работы своей группы и формативно оценивают свои достижения с использованием критериев оценивания. И здесь в полной мере проявлялись лидерские, организаторские способности учащихся, умение сотрудничать, вести правильный диалог друг с другом. Я увидела, что детям нравится составлять кластер и как это здорово, когда все учащиеся вовлечены в работу. Благодаря обучению через диалог и созданию в течение всего урока атмосферы сотрудничества и взаимопомощи ребята активно участвуют в составлении кластеров, появляется стремление к развитию своей речи, избавлению от психологических комплексов. И самое главное, я - учитель, в течение всего урока выполняю роль наблюдателя, помощника, координатора, поощряя действия и идеи учеников. Из опыта работы я поняла, - рефлексия необходима на каждом уроке. Использование технологий "Смайлики", «Дерево достижений», «Дерево желаний», позволило ученикам размышлять об уроке, о себе; анализировать собственные мысли и переживания; размышлять о работе своей группы, вспоминать, думать, при этом проходило самооцениваное и взаимооценивание. В тоже время, мне как учителю, было интересно узнать мнение каждого ученика о введении новых приемов работы и об уроках в целом. В итоге я убедилась в эффективности использования стратегий, методов и приемов, основанных на 7-ми модулях, которые помогли мне добиться необходимых результатов в обучении и общем развитии учащихся: - повысилась мыслительная деятельность всех учащихся: дети стали активными обучающимися; - повысилась познавательная активность; - изменилось у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям;

- развилось положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; - появилась мотивация учащихся к дальнейшей деятельности;

- изменилось отношение детей к урокам. Анализируя результаты своей практики в школе, я планирую продолжить изучение и внедрение современных методов обучения в начальной школе на основе передового опыта, сдержащегося в курсах нового формата, который дает возможность по-новому взглянуть на успех и развитие, интелектуальный и творческий рост учащихся. Я уверена, что использование передового опыта Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» откроет перспективы нового профессионального роста для всех учителей Казахстана, которых интересует будушее нашей школы.

Использованная литература:

  1. Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения. М.:
Просвещение.
  1. Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогических
работников Республики Казахстан. 2012
  1. Методы рефлексивно-диалогического развития мышления и личности /Г.И. Давыдова/
Рефлексивные процессы и управление.
  1. Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика.
© 2010-2022