Доклад по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Возможности изучения краеведческого материала















Оглавление

Введение -------------------------------------------------------------------------------- 2-3

Глава 1 ------------------------------------------------------------------------------ 4-8

1.Теоретическая и практическая значимость изучения краеведения.

2.Краеведение - основа воспитания патриотизма.

Глава 2 ------------------------------------------------------------------------------- 9-17

1. Основные программно-содержательные направления краеведческих знаний по окружающему миру на 1 ступени обучения.

2. Возможности краеведения как способа формирования мировоззрения через познание родного края на уроках окружающего мира посредством:

- введения ребенка в социальный мир;

- изучения сезонных изменений и народных примет;

- исторического аспекта краеведения в современной российской школе;

- изучения экологии родного края.

Глава 3 ----------------------------------------------------------------------------- 18-24

Проектно-исследовательская деятельность на уроке.

- развитие творческой и познавательной активности.

Заключение ------------------------------------------------------------------------- 24-25

Список литературы ---------------------------------------------------------------- 26-27

Введение. Современный этап духовного развития общества характеризуется спадом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Растет новое поколение школьников не знающих своих корней, своих истоков, не владеющих информацией о своей малой родине. Отсутствие чувства патриотизма и гражданственности зачастую приводит к национализму и шовинизму в умах и сердцах детей, а ведь именно историческая память народа знаменует собой продолжение жизни на земле. Эта память должна быть значительно изучена и расширена, если обратиться за помощью к изучению краеведения.
Цель: формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, расширяющих знания о родном доме, родном крае, о жизни наших прародителей, их культуре и быте, истории развития, героическом прошлом и настоящем нашего края, воспитание уважения к истории и культуре родной земли. Объект исследования: младший школьник средней общеобразовательной школы в процессе изучения окружающего мира.
Предмет исследования: краеведческая работа в начальной школе по программе 1-4.


Гипотеза исследования. Использование краеведческого материала на уроках станет эффективным, если будут обес­печены:

  • методика и содержание учебно-воспитательной работы на принципе приоритетности освоения школьниками регионального культурного наследия;
  • системная организация патриотической работы;
  • использование многообразных форм и активных методов приобщения к ценностям в самобытной народной культуре;
- педагогическое взаимодействие школы и семьи в освоении народных традиций патриотической и экологической направленности.



Задачи: - формирование любви к родному дому, городу, Отечеству и интереса к его прошлому и настоящему; - развитие эмоционально-целостного отношения к семье, дому, улице, городу, стране. - воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому; - формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражение этого в своей деятельности. -воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций народа.





Глава 1 Возрождение краеведения - одно из положительных перемен нынешнего века. Это и показатель изменений общественных представлений о роли провинции в истории нашей огромной многонациональной страны. Отражает это и характерное для мировой исторической науки конца 20 века возрастание интереса к истории повседневности, образу жизни рядовых людей, к истории регионов. В 2000 году состоялась международная конференция в парижской Сорбонне, посвященная столетию российского краеведения и перспективам его развития. Именно краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает младшим школьникам связи родного края, города, села с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение является аспектом системы естественно-научного, природно-экологического и историко-литературного образования. Но в начальной школе оно в большей мере дополняет и расширяет курсы окружающего мира, опираясь на углубленное изучение своего родного края, своей малой родины. Сегодня краеведение - это авторитетное общественное движение. Большую работу проводят не только соответствующие факультеты университетов, работники музеев и архивов, но и школьные учителя. Интерес к культуре своего народа, своего края преобладает всегда в сознании людей. «Через изучение малой Родины - к познанию России…». Все люди, думая о будущем, сравнивают настоящее с прошлым. Человеку свойственно решать, что взять в будущее из настоящего, что изменить в настоящем, что надо восстановить из прошлого. В конечном счете, основа истории - это опыт. В том числе, это не только свои жизненные знания, но и опыт своей семьи, малой родины, который должен обязательно дополнять исторический материал о Российской цивилизации. Учителя, понимая всю важность изучения краеведения, стараются на уроках, как можно чаще применять свои знания о малой родине, активизировать самостоятельный поиск учащимися исторической информации, применяя и анализируя дополнительную литературу. Знакомство с краеведением в школе является одним из источников обогащения учащимися знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование гражданской позиции. Изучение краеведения предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её преде­лах. Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к достижениям миро­вой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) Именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство родного края. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает большой шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Многие нравственные качества человека закладываются в детские школьные годы. Любовь к отчему дому, родному краю, желание видеть родной край все более и более растущим и процветающим - все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Невозможно воспитать любовь к Родине, не пробудив в ребенке любовь к деревьям, цветам, тишине, и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям - к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест. В качестве связи краеведческой деятельности с программным материалом можно использовать изучение с учащимися на школьном приусадебном участке растительного и животного мира. Для этого можно предложить ребятам понаблюдать за птицами, собрать гербарий, эти наблюдения впоследствии использовать на уроках окружающего мира. Экскурсионные и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край. Ребята зарисовывают животных и птиц, обитающих в наших краях, делают и размещают в альбомах рядом с интересной фотографии растений. Совместная деятельность не только сплачивает детей, но и помогает пробудить интерес учащихся к природе родного края. Посещение библиотеки даст свои плоды. Там ребята увидят выставку книг, посвященную празднику «День защитника Отечества», родному городу, заповедникам Воронежской области или поэтам и писателям. Изучение родословной своей семьи способствует не только духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций. Ученики могут получить задание: узнать о труде своих родителей, бабушек и дедушек, попросить их показать семейные реликвии, отражающие их труд. Затем дети рассказывают обо всем узнанном своим товарищам в школе. Воспитание патриотизма в настоящее время - важнейшая задача. Сегодня жизнеспособность общества зависит от сформированности у мо­лодого поколения духовного иммунитета, который вырабатывается в приобще­нии к традициям и многовековой культуре собственного народа, в опыте пат­риотического воспитания. Осознание данного факта получило отражение в двух государственных программах патриотического воспитания граждан Рос­сийской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы. В последнем документе констатируется, что в России в основе своей сложилась система патриотическо­го воспитания. Однако необходимо продолжить ее разработку содержания, форм, методов, средств воспитания и реализацию среди различных категорий граждан. Потенциал отечественной педагогики позволяет реализовать эти пла­ны. В работе по патриотическому воспитанию младших школьников необходимо учитывать психолого-возрастные возможности и особенности. Впечатлительность и эмо­циональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, высо­кий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ори­ентация на социальные нормы - эти и другие особенности создают благоприят­ную почву для роста устойчивых патриотических чувств. Как отмечают исследователи, именно в этом возрасте на­чинается пробуждение «живого внимания», интереса ребенка к прекрасному и нравственному - к глубинам народной истории и культуры.


Глава 2 Программа по окружающему миру в начальной школе по А. Плешакову имеет несколько направлений неразрывно связанных с краеведческим материалом: 1) введение ребенка в социальный мир 2) изучение сезонных изменений 3) вопросы экологии 4) вопросы исторического аспекта 5) патриотическое воспитание


Патриотическое

воспитание

Исторический

аспект

Экологическое воспитание


Введение в социальный мир

Сезонные изменения

1 класс

Что мы знаем о своем городе, о своей стране и своей планете?

Когда появилась одежда, и когда изобрели велосипед?

Что это за дерево?

Почему в лесу нужно соблюдать тишину и не нужно рвать цветов?

Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Что окружает нас дома ?

Когда ты станешь взрослым?

Когда наступит лето?

Почему идет дождь и дует ветер?

2 класс

Россия на карте.

Заглянем в кладовые Земли.

Про воздух…

…И про воду.

Невидимые нити.

Возьми под защиту.

Берегись автомобиля.

Домашние опасности.

Что такое погода?

В гости к осени.

Впереди лето.

3 класс

Изучение символов России.

Культура и образование.

Путешествие по родной стране.

Красная книга.

Будь природе другом.

Невидимые нити.

Где мы живем?

Что нас окружает?

Мы среди людей.

В гости к осени.

Впереди лето.

Ведение календаря природы.

4 класс

Наш край.

Водоемы.

Наши подземные богатства.

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Леса России.

Заповедники и национальные парки России.

Мы среди людей.



Исторический аспект краеведческого курса неразрывно связан с патриотическим воспитанием и в системе начального образования занимает центральное место по нескольким причинам: специфика восприятия мира младшими школьниками, особенности задач возрастного развития, дидактические возможности краеведческого образования. Важная составляющая исторического аспекта - содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах этих знаний: мой дом, моя улица, родословная семьи, история малой родины, история области и страны. Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращение от далекого к близкому. Например, изучая свою родословную, ученики связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Благодаря использованию учителем краеведческого материала ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история края - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Уроки с материалами по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… Его воздействие велико и на разум наш. И на душу. В этом главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, экологического воспитания и культуры. Первичные экологические знания дети получают в младшем школьном возрасте. Поэтому роль учителя на уроке очень важна. Содержание предмета «Окружающий мир» позволяет изучать природу как единое целое, рассматривает ее в развитии, во времени и пространстве. Отсюда основная задача уроков окружающего мира - изучение природы как единого целого и установления связей между отдельными ее элементами и явлениями, воспитание экологической культуры и ответственности на материале той местности, где ученик проживает.
Наблюдение - неотъемлемая часть учебной программы по окружающему миру. Без него невозможно говорить о природе родного края и об охране природы. В ходе конкретных наблюдений учащиеся устанавливают связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за прилетом птиц, можно установить сложные связи: прилет птиц весной зависит от температуры воздуха, таяния снега, вскрытия водоемов, появления насекомых. В прежние времена полная зависимость от природы заставляла крестьянина тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, знать которые полезно и нам. Поэтому целесообразно изучать народные приметы, вести наблюдения и на их основе строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать - хлебушко не едать», «без примет ходу нет».
Так сложился народный календарь - наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к лету холодному, на теневой стороне - к лету тёплому.
Воробьи нахохлились - к дождю. Поздний расцвет рябины - к долгой осени. Одуванчик свой шар сжимает - к дождю. Комары толкутся - к дождю.
Чем обильнее роса, тем жарче завтрашний день.
Если весной берёза распустилась раньше ольхи, - это примета сухого лета.
Если рыбы выскакивают из воды и ловят мошек - к дождю.
Черёмуха зацветает-к холодной погоде.
Если собаки вечером катаются по снегу - жди бурана. При изучении жизни диких животных, необходимо определить причины исчезновений отдельных видов птиц, насекомых, зверей. На территории нашего региона впервой половине 20 века нависла угроза исчезновения бобров. Из-за ценного и красивого меха этот зверь был почти уничтожен. Благодаря созданию Воронежского заповедника ценный пушной зверек был завезен из других регионов, прижился и расселился по берегам рек нашей области. По предмету «Окружающий мир» программой предусмотрены экскурсии в природу. Перед проведением экскурсий дети организуют «экологическую почту» - самостоятельно разрабатывают правила поведения в природе. Например: 1. Не рви цветы, не ломай ветви деревьев. 2.Не трогай муравейники. 3.Не сбивай грибы, ведь природе нужны как съедобные, так и ядовитые. 4.Не повреждай кору деревьев. Дети сочиняют экологические сказки о ежах, кукушках, лисах, бабочках, цветах и пчелах, устанавливая взаимосвязь между различными компонентами природы. Творческий подход к экологическому воспитанию раскрываются в создании экологических загадок и задач. Например,

  1. Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)
  2. Какая трава носит название мальчика и напитка? (Иван-чай)
  3. Какие птицы едят грибы? (Кукушки)
  4. Какое растение туристы называют лучшим другом? (Подорожник)
  5. Ученики 1-го класса посадили два ряда лип по 5 деревьев в каждом ряду и 3 ряда дубов по 6 деревьев в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?
  6. За посевами елочек на площади 2500 га ухаживали 25 школьников. Сколько га прополол каждый школьник?
При подготовке к экскурсии необходимо включить вопросы раскрытия красоты окружающей природы, ландшафта и тех объектов, которые будут изучаться: растительный мир, животный мир, водоемы. На этих экскурсиях можно наглядно показать экологическую обстановку в округе на основе чего учащимся будет легче представить состояние природы сегодня и разработать природоохранные мероприятия: озеленение школьного двора, уход за родником и облагораживание его территории, сбор семян дикорастущих растений для корма птиц. Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от темы урока и местных условий. Можно проводить экскурсии на очистных сооружениях, в краеведческих музеях, зоопарках, на родниках, в лесопитомниках, лесах, на озерах и т.д. Успех экскурсии завит от умения учителя строить свой рассказ, использовать дидактические игры, учитывать взаимосвязь, в которой прибывают растения, животные и человек. Не оставлять без внимания факты воздействия человека на растения, животных, неживую природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Общение с природой развивает наблюдательность - умение видеть и понимать красоту окружающего мира, учит детей трепетно относиться ко всему живому, беречь, охранять и защищать природу. Многие разделы программы, начиная с 1 класса, содержат огромный потенциал для изучения экологии родного края. Например, в 1 классе это темы: «Где зимуют птицы?», «Почему в лесу нужно соблюдать тишину и не нужно рвать цветов?» ВО 2 классе: «Почему мы часто слышим слово Экология?», «Невидимые нити», « Про воздух и воду». В 3 классе изучается Красная книга и экологические темы: «Будь природе другом», «Живое рядом с нами» и другие. В 4классе - «Прошлое и настоящее глазами эколога», «Полезные ископаемые», «Леса», «Водоемы», «Заповедники и национальные парки России» и другие. Эти темы открыто реализуют знакомство с особенностями местного окружения и способствуют более глубокому познанию экологии родного края. Изучение Красной книги позволяет более подробно познакомиться с исчезающими представителями животного мира Воронежского региона. При этом необходимо обратиться к истории создания Воронежского государственного заповедника, познакомиться с его обитателями, показать важность и необходимость ведения такой работы по сохранению и защите исчезающих животных и растений. В нашем регионе много природоохранных территорий: заповедных зон, земельных и лесных угодий, которые охраняются человеком. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний о природе. Этому способствует учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», в котором определяется материал о природе, о закономерностях окружающего мира, об экологических связях между живой и неживой природой, между природой и человеком. В содержание уроков необходимо включать материал о роли человека в природе, о своеобразии местного природного комплекса, обозначить проблемы экологии и отвести время для поиска решения экологических проблем данной местности. Интеграционные процессы в образовании позволяют учителю использовать различные методы и формы работы по вкраплению экологических материалов на уроках. Например, ведение научного дневника в 1 классе, фенологического календаря в 3-4 классах, в которых дети отмечают наблюдения, происходящие в живой и неживой природе. В этих календарях дети пишут стихи о природе, песенки, минисочинения-описания. Дальнейшее отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли дети ценность природы в жизни человека, насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношение к природным объектам.








Глава 3 Наступивший 21 век, глубокие преобразования в социально-экономической сфере, развитие наук, переход к информационному обществу побуждает педагогов искать новые пути совершенствования педагогической науки и практики. Одной из развивающих задач в обучении является расширение познавательной деятельности учащихся. Одним из способов активизации познавательной деятельности является применение проектно-исследовательской технологии, которая приобщает учащихся к самостоятельной работе, развивает творческую активность, создает среду взаимной поддержки, вдохновения, поиска. Исследовательская технология включает многие известные методы и способы активного обучения: методы проектов, сбора и обработки банных, анализ справочных и литературных источников, эксперимент, обобщение результатов работы. Применение проектно-исследовательской технологии обеспечивает развитие каждого ребенка, предполагает решение всех и общих задач и учета способностей, возможностей и склонностей различных групп учащихся и индивидуальных особенностей ученика. Возрастание учебной мотивации обеспечивается тем, что в основе деятельности учащихся лежит интерес к познанию нового об истории родного края и творческая реализация информации. В итоге проектно-исследовательской работы учитель и учащиеся готовят проект, организуют представление полученных результатов своих исследований. Цели научно-исследовательских работ: - создание оптимальных условий для формирования экологической культуры младшего школьника; - вовлечение каждого ученика начальных классов в процесс активной познавательной деятельности; - сотрудничество при решении разнообразных экологических проблем; - воспитание любви к природе, родному краю. Начиная проектную деятельность во втором классе, мы выбрали тему: «Леса Воронежского края» и в течение двух лет, в третьем и четвертом классе, мы работали по темам: «Фольклор» и «Народное декоративно-прикладное искусство нашего края». Чтобы эффективно организовать проектно-исследовательскую технологию, мы придерживались следующей последовательности работ.
  1. Отобрали из образовательной программы те темы, которые заинтересовали детей.
  2. Разработали предварительный проект освоения выбранной темы
( большого раздела) образовательной программы.
  1. Обсудили предварительный проект на первом занятии (содержание, формы, методы освоения данной темы, мониторинг, итоговые мероприятия).
  2. Организовали малые группы для их исследовательской деятельности.
  3. Довели до сведения родителей учащихся смысл проектно-исследовательской технологии. Посоветовали родителям, найти возможность оказывать содействие своим детям при проведении ими самостоятельной работы.
  4. Организовали консультации для учащихся, ведущих исследования по выбранной теме.
  5. Установили мониторинг хода выполнения учащимися исследований, их подготовки к оформлению результатов и к защите выполненных работ.
  6. Определили окончательные сроки защиты полученной учебной продукции.
При постоянном сотрудничестве с учениками, их привлечении к активной познавательной деятельности, учитывались возрастные и психологические особенности. При применении проектно-исследовательской технологии в краеведческой работе у детей развивались не только интерес и любовь к родной стране, но и способность к таким видам деятельности как: - исследование; - умение работать со справочной, исторической и художественной литературой; - умение выявлять причино-следственные связи; - проектирование; - творческая инициатива. Благодаря этой технологии акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. При распространении содержания образования на деятельность, чувства, и переживания учащихся, меняются и критерии успешности образовательного процесса, оцениваются не только знания, сколько другие показатели: - участие в дискуссиях, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; - активность при обсуждении вопросов на учебном занятии; - сбор материала из различных источников; - умение задавать вопросы, отвечать по существу проблемы; - возможность выразить свое отношение к изучаемому материалу. Важным условием экологического воспитания является практическая направленность и выполнение проектных работ. Например, ученикам посильны проектные работы по темам: 2 класс - «Лекарственные растения нашей местности», «Их погубила красота», «Серебряный родник». Это изучение лекарственных растений, (строение, фармацевтические особенности, использование), сбор и заготовка лекарственных растений, целебные источники. З класс - «Там, где мы живем», «Ими гордятся мои земляки», «Моя родословная», «Наш Воронежский край» и другие. Это материал из истории поселков и городов, названий улиц, о своем крае во время войны, о подвигах героев-земляков. 4 класс - «Достопримечательности родного края», «Природа и мы», «Живые истоки» - о достопримечательностях края, об отношении человека к природе, о мастерах и умельцах родного края, промыслах и ремеслах, культуре и традициях народа. Ответственным моментом в любой проектной работе является ее завершающий этап - презентация. Смысл презентации - добиться заинтересованного отношения слушателей к данной теме. Продуманное и грамотное структурированное выступление должно привлечь и облегчить слушателям восприятие информации. Поэтому в презентации выделялись четыре функциональные части: вступление, основная часть, заключение, ответы на вопросы. Для создания яркого восприятия используем фотоматериалы, рисунки, иллюстрации, слайды. За последние годы мы подготовили и защитили два проекта для родительской общественности по темам: «Природа и мы», «Фольклор». Для учеников начальной школы - «Наш Воронежский край», «Самый лучший город на земле». Участвовали в районной научно-практической конференции с защитой проектов по темам: «Моя родословная» (заняли 2 место) и «Народное декоративно-прикладное искусство Воронежского края» (победили в номинации «Изучение краеведения») Для изучения уровня экологических знаний и усвоения экологической культуры младших школьников были проведены конкурсы, олимпиады, самостоятельные работы, различные виды тестирования. Результативность краеведческой работы.

1.Успешность исследовательской деятельности

Участие и призовые места в конференциях, районных конкурсах, в номинации «Изучение краеведения».

2.Уровень усвоения краеведческих знаний

Результаты тестирования, контрольных работ, самостоятельных работ.

3.Освоение культурных форм сосуществования в социуме.

Фотоколлекции

4.Уровень развития коммуникативных качеств.

Участие в конкурсах, дискуссиях, «экологических судах».

5.Сотрудничество с центрами и дополнительными образованиями, театрами, музеями.

1.Экскурсии в музеи г. Острогожска, Воронежа, Лиски, с. Марки, Крутец.

2.Посещение достопримечательностей: п.Дивногорье, с.Костомарово, с.Крутец.

3.Тесное сотрудничество с работниками краеведческого отдела районной библиотеки.



Показатели качества успеваемости по годам.
2 класс 2007-2008г. 3 класс 2008-2009г. 4 класс 2009-2010г. Окружающий мир

76%

77%

82%


Динамика роста адекватности самооценки учащихся. 2 класс Доклад по окружающему миру 4 класс
Доклад по окружающему миру Таким образом, экологическое воспитание младших школьников через исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры, актуализации знаний, умений, навыков, их практическому применению во взаимодействии с окружающими; стимулирует потребность в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогической процессе.

Заключение
В результате изучения краеведческого материала учащиеся должны овладеть:
- познавательной компетенцией (знать названия городов Воронежского края, связанных с историческими событиями края; называть основные водоемы края; называть охраняемые территории края; называть животных и растения, которые занесены в Красную книгу Воронежского края; называть полезные ископаемые, встречающиеся на территории края);
- информационно-коммуникативной компетенцией (приводить примеры природных явлений, которые можно наблюдать на территории края; устанавливать зависимости между особенностями труда людей родного города, села и профессиями, распространенными на этой территории; уметь подбирать дополнительную информацию о природе родного края);
- рефлексивной компетенцией (выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасности поведения; осознать место своей малой Родины в крае, России).

Чтобы заинтересовать ребенка, уроки нужно проводить в разной форме: на природе, в музеях, в различных учреждениях.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений проводить диагностические работы в виде тестов, разработанных на основе программных требований.
Результаты тестирования фиксировать в тетради индивидуальных достижений учащихся.
Учитель, реализующий краеведение в начальном звене, вынужден сам осваивать новые компетентности: определять модель реализации краеведческого материала, проектировать программы, пособия, средства мониторинга результативности обучения; проводить анализ результативности реализации краеведческого курса с учетом новых требований образовательных стандартов.

На мой взгляд, в краеведческой работе данного курса недостаточно материала по литературному направлению. Этот пробел может реализовать каждый учитель путем проектирования своей программы, резервных уроков или во внеклассной работе.


Литература

  1. Бевз Н. С. Родные просторы. - Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1968г.
  2. МатяшН.В., СимоненкоВ.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. Москва, изд-во Вентана-Графф.
  3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для уч-ся начальных классов. Москва, изд-во Просвещение, 2000г.
  4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль. Академия развития, 1997г.
  5. Журнал «Начальная школа» №2, Формирование экологической культуры младших школьников. 2010г.
  6. Журнал «Начальная школа» №8 Экологические проекты.2010г.
  7. Журнал «Начальная школа» №8 Экологическое образование учащийся на уроке и факультативных занятиях. 2004г.
  8. Журнал «Начальная школа» №12 Пути повышения эффективности экологического образования учащихся. 2004г.
  9. Вересин М. Леса воронежские.- Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1971г.
  10. ТарасоваТ.И. Природоохранное просвещение младших школьников. -Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1987г.
  11. Веденеева Г.И. Пособие по краеведению. Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1995г.
  12. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на тради­циях народной педагогики //Просвещение. - 2005г.
  13. Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост., всиуп. Ст. и примеч.: А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой. - М.: Правда, 1991.

  14. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  15. Наше наследие: о проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Школьная библиотека, 2004. (Прилож. к журналу «Школьная библиотека»)

  16. Развивающее обучение: история, теория, практика: (Материалы зональной научно - практической конференции, октябрь, 1998г. /Под. ред. М.И. Волошкиной): Приложение к журналу «Начальная школа» 3 1. - М.: Начальная школа. - 1998.

17.Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. - Москва, 1999г. 18.Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. Москва, 2001г. 19. ЗагоровскийВ.П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж, 1982г. 20. Журнал «Начальная школа» №11 Краеведение в начальной школе. 2004г.

24



© 2010-2022