- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад по окружающему миру
Доклад по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Землянская Г.А. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Возможности изучения краеведческого материала
Оглавление
Введение -------------------------------------------------------------------------------- 2-3
Глава 1 ------------------------------------------------------------------------------ 4-8
1.Теоретическая и практическая значимость изучения краеведения.
2.Краеведение - основа воспитания патриотизма.
Глава 2 ------------------------------------------------------------------------------- 9-17
1. Основные программно-содержательные направления краеведческих знаний по окружающему миру на 1 ступени обучения.
2. Возможности краеведения как способа формирования мировоззрения через познание родного края на уроках окружающего мира посредством:
- введения ребенка в социальный мир;
- изучения сезонных изменений и народных примет;
- исторического аспекта краеведения в современной российской школе;
- изучения экологии родного края.
Глава 3 ----------------------------------------------------------------------------- 18-24
Проектно-исследовательская деятельность на уроке.
- развитие творческой и познавательной активности.
Заключение ------------------------------------------------------------------------- 24-25
Список литературы ---------------------------------------------------------------- 26-27
Введение. Современный этап духовного развития общества характеризуется спадом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Растет новое поколение школьников не знающих своих корней, своих истоков, не владеющих информацией о своей малой родине. Отсутствие чувства патриотизма и гражданственности зачастую приводит к национализму и шовинизму в умах и сердцах детей, а ведь именно историческая память народа знаменует собой продолжение жизни на земле. Эта память должна быть значительно изучена и расширена, если обратиться за помощью к изучению краеведения.
Цель: формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, расширяющих знания о родном доме, родном крае, о жизни наших прародителей, их культуре и быте, истории развития, героическом прошлом и настоящем нашего края, воспитание уважения к истории и культуре родной земли. Объект исследования: младший школьник средней общеобразовательной школы в процессе изучения окружающего мира.
Предмет исследования: краеведческая работа в начальной школе по программе 1-4.
Гипотеза исследования. Использование краеведческого материала на уроках станет эффективным, если будут обеспечены:
- методика и содержание учебно-воспитательной работы на принципе приоритетности освоения школьниками регионального культурного наследия;
- системная организация патриотической работы;
- использование многообразных форм и активных методов приобщения к ценностям в самобытной народной культуре;
Задачи: - формирование любви к родному дому, городу, Отечеству и интереса к его прошлому и настоящему; - развитие эмоционально-целостного отношения к семье, дому, улице, городу, стране. - воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому; - формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражение этого в своей деятельности. -воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций народа.
Глава 1 Возрождение краеведения - одно из положительных перемен нынешнего века. Это и показатель изменений общественных представлений о роли провинции в истории нашей огромной многонациональной страны. Отражает это и характерное для мировой исторической науки конца 20 века возрастание интереса к истории повседневности, образу жизни рядовых людей, к истории регионов. В 2000 году состоялась международная конференция в парижской Сорбонне, посвященная столетию российского краеведения и перспективам его развития. Именно краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает младшим школьникам связи родного края, города, села с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение является аспектом системы естественно-научного, природно-экологического и историко-литературного образования. Но в начальной школе оно в большей мере дополняет и расширяет курсы окружающего мира, опираясь на углубленное изучение своего родного края, своей малой родины. Сегодня краеведение - это авторитетное общественное движение. Большую работу проводят не только соответствующие факультеты университетов, работники музеев и архивов, но и школьные учителя. Интерес к культуре своего народа, своего края преобладает всегда в сознании людей. «Через изучение малой Родины - к познанию России…». Все люди, думая о будущем, сравнивают настоящее с прошлым. Человеку свойственно решать, что взять в будущее из настоящего, что изменить в настоящем, что надо восстановить из прошлого. В конечном счете, основа истории - это опыт. В том числе, это не только свои жизненные знания, но и опыт своей семьи, малой родины, который должен обязательно дополнять исторический материал о Российской цивилизации. Учителя, понимая всю важность изучения краеведения, стараются на уроках, как можно чаще применять свои знания о малой родине, активизировать самостоятельный поиск учащимися исторической информации, применяя и анализируя дополнительную литературу. Знакомство с краеведением в школе является одним из источников обогащения учащимися знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование гражданской позиции. Изучение краеведения предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах. Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) Именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство родного края. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает большой шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Многие нравственные качества человека закладываются в детские школьные годы. Любовь к отчему дому, родному краю, желание видеть родной край все более и более растущим и процветающим - все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Невозможно воспитать любовь к Родине, не пробудив в ребенке любовь к деревьям, цветам, тишине, и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям - к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест. В качестве связи краеведческой деятельности с программным материалом можно использовать изучение с учащимися на школьном приусадебном участке растительного и животного мира. Для этого можно предложить ребятам понаблюдать за птицами, собрать гербарий, эти наблюдения впоследствии использовать на уроках окружающего мира. Экскурсионные и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край. Ребята зарисовывают животных и птиц, обитающих в наших краях, делают и размещают в альбомах рядом с интересной фотографии растений. Совместная деятельность не только сплачивает детей, но и помогает пробудить интерес учащихся к природе родного края. Посещение библиотеки даст свои плоды. Там ребята увидят выставку книг, посвященную празднику «День защитника Отечества», родному городу, заповедникам Воронежской области или поэтам и писателям. Изучение родословной своей семьи способствует не только духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций. Ученики могут получить задание: узнать о труде своих родителей, бабушек и дедушек, попросить их показать семейные реликвии, отражающие их труд. Затем дети рассказывают обо всем узнанном своим товарищам в школе. Воспитание патриотизма в настоящее время - важнейшая задача. Сегодня жизнеспособность общества зависит от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета, который вырабатывается в приобщении к традициям и многовековой культуре собственного народа, в опыте патриотического воспитания. Осознание данного факта получило отражение в двух государственных программах патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы. В последнем документе констатируется, что в России в основе своей сложилась система патриотического воспитания. Однако необходимо продолжить ее разработку содержания, форм, методов, средств воспитания и реализацию среди различных категорий граждан. Потенциал отечественной педагогики позволяет реализовать эти планы. В работе по патриотическому воспитанию младших школьников необходимо учитывать психолого-возрастные возможности и особенности. Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы - эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств. Как отмечают исследователи, именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребенка к прекрасному и нравственному - к глубинам народной истории и культуры.
Глава 2 Программа по окружающему миру в начальной школе по А. Плешакову имеет несколько направлений неразрывно связанных с краеведческим материалом: 1) введение ребенка в социальный мир 2) изучение сезонных изменений 3) вопросы экологии 4) вопросы исторического аспекта 5) патриотическое воспитание
Патриотическое
воспитание
Исторический
аспект
Экологическое воспитание
Введение в социальный мир
Сезонные изменения
1 класс
Что мы знаем о своем городе, о своей стране и своей планете?
Когда появилась одежда, и когда изобрели велосипед?
Что это за дерево?
Почему в лесу нужно соблюдать тишину и не нужно рвать цветов?
Почему мы часто слышим слово «Экология»?
Что окружает нас дома ?
Когда ты станешь взрослым?
Когда наступит лето?
Почему идет дождь и дует ветер?
2 класс
Россия на карте.
Заглянем в кладовые Земли.
Про воздух…
…И про воду.
Невидимые нити.
Возьми под защиту.
Берегись автомобиля.
Домашние опасности.
Что такое погода?
В гости к осени.
Впереди лето.
3 класс
Изучение символов России.
Культура и образование.
Путешествие по родной стране.
Красная книга.
Будь природе другом.
Невидимые нити.
Где мы живем?
Что нас окружает?
Мы среди людей.
В гости к осени.
Впереди лето.
Ведение календаря природы.
4 класс
Наш край.
Водоемы.
Наши подземные богатства.
Прошлое и настоящее глазами эколога.
Леса России.
Заповедники и национальные парки России.
Мы среди людей.
Исторический аспект краеведческого курса неразрывно связан с патриотическим воспитанием и в системе начального образования занимает центральное место по нескольким причинам: специфика восприятия мира младшими школьниками, особенности задач возрастного развития, дидактические возможности краеведческого образования. Важная составляющая исторического аспекта - содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах этих знаний: мой дом, моя улица, родословная семьи, история малой родины, история области и страны. Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращение от далекого к близкому. Например, изучая свою родословную, ученики связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Благодаря использованию учителем краеведческого материала ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история края - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Уроки с материалами по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… Его воздействие велико и на разум наш. И на душу. В этом главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, экологического воспитания и культуры. Первичные экологические знания дети получают в младшем школьном возрасте. Поэтому роль учителя на уроке очень важна. Содержание предмета «Окружающий мир» позволяет изучать природу как единое целое, рассматривает ее в развитии, во времени и пространстве. Отсюда основная задача уроков окружающего мира - изучение природы как единого целого и установления связей между отдельными ее элементами и явлениями, воспитание экологической культуры и ответственности на материале той местности, где ученик проживает.
Наблюдение - неотъемлемая часть учебной программы по окружающему миру. Без него невозможно говорить о природе родного края и об охране природы. В ходе конкретных наблюдений учащиеся устанавливают связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за прилетом птиц, можно установить сложные связи: прилет птиц весной зависит от температуры воздуха, таяния снега, вскрытия водоемов, появления насекомых. В прежние времена полная зависимость от природы заставляла крестьянина тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, знать которые полезно и нам. Поэтому целесообразно изучать народные приметы, вести наблюдения и на их основе строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать - хлебушко не едать», «без примет ходу нет».
Так сложился народный календарь - наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к лету холодному, на теневой стороне - к лету тёплому.
Воробьи нахохлились - к дождю. Поздний расцвет рябины - к долгой осени. Одуванчик свой шар сжимает - к дождю. Комары толкутся - к дождю.
Чем обильнее роса, тем жарче завтрашний день.
Если весной берёза распустилась раньше ольхи, - это примета сухого лета.
Если рыбы выскакивают из воды и ловят мошек - к дождю.
Черёмуха зацветает-к холодной погоде.
Если собаки вечером катаются по снегу - жди бурана. При изучении жизни диких животных, необходимо определить причины исчезновений отдельных видов птиц, насекомых, зверей. На территории нашего региона впервой половине 20 века нависла угроза исчезновения бобров. Из-за ценного и красивого меха этот зверь был почти уничтожен. Благодаря созданию Воронежского заповедника ценный пушной зверек был завезен из других регионов, прижился и расселился по берегам рек нашей области. По предмету «Окружающий мир» программой предусмотрены экскурсии в природу. Перед проведением экскурсий дети организуют «экологическую почту» - самостоятельно разрабатывают правила поведения в природе. Например: 1. Не рви цветы, не ломай ветви деревьев. 2.Не трогай муравейники. 3.Не сбивай грибы, ведь природе нужны как съедобные, так и ядовитые. 4.Не повреждай кору деревьев. Дети сочиняют экологические сказки о ежах, кукушках, лисах, бабочках, цветах и пчелах, устанавливая взаимосвязь между различными компонентами природы. Творческий подход к экологическому воспитанию раскрываются в создании экологических загадок и задач. Например,
- Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)
- Какая трава носит название мальчика и напитка? (Иван-чай)
- Какие птицы едят грибы? (Кукушки)
- Какое растение туристы называют лучшим другом? (Подорожник)
- Ученики 1-го класса посадили два ряда лип по 5 деревьев в каждом ряду и 3 ряда дубов по 6 деревьев в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?
- За посевами елочек на площади 2500 га ухаживали 25 школьников. Сколько га прополол каждый школьник?
Глава 3 Наступивший 21 век, глубокие преобразования в социально-экономической сфере, развитие наук, переход к информационному обществу побуждает педагогов искать новые пути совершенствования педагогической науки и практики. Одной из развивающих задач в обучении является расширение познавательной деятельности учащихся. Одним из способов активизации познавательной деятельности является применение проектно-исследовательской технологии, которая приобщает учащихся к самостоятельной работе, развивает творческую активность, создает среду взаимной поддержки, вдохновения, поиска. Исследовательская технология включает многие известные методы и способы активного обучения: методы проектов, сбора и обработки банных, анализ справочных и литературных источников, эксперимент, обобщение результатов работы. Применение проектно-исследовательской технологии обеспечивает развитие каждого ребенка, предполагает решение всех и общих задач и учета способностей, возможностей и склонностей различных групп учащихся и индивидуальных особенностей ученика. Возрастание учебной мотивации обеспечивается тем, что в основе деятельности учащихся лежит интерес к познанию нового об истории родного края и творческая реализация информации. В итоге проектно-исследовательской работы учитель и учащиеся готовят проект, организуют представление полученных результатов своих исследований. Цели научно-исследовательских работ: - создание оптимальных условий для формирования экологической культуры младшего школьника; - вовлечение каждого ученика начальных классов в процесс активной познавательной деятельности; - сотрудничество при решении разнообразных экологических проблем; - воспитание любви к природе, родному краю. Начиная проектную деятельность во втором классе, мы выбрали тему: «Леса Воронежского края» и в течение двух лет, в третьем и четвертом классе, мы работали по темам: «Фольклор» и «Народное декоративно-прикладное искусство нашего края». Чтобы эффективно организовать проектно-исследовательскую технологию, мы придерживались следующей последовательности работ.
- Отобрали из образовательной программы те темы, которые заинтересовали детей.
- Разработали предварительный проект освоения выбранной темы
- Обсудили предварительный проект на первом занятии (содержание, формы, методы освоения данной темы, мониторинг, итоговые мероприятия).
- Организовали малые группы для их исследовательской деятельности.
- Довели до сведения родителей учащихся смысл проектно-исследовательской технологии. Посоветовали родителям, найти возможность оказывать содействие своим детям при проведении ими самостоятельной работы.
- Организовали консультации для учащихся, ведущих исследования по выбранной теме.
- Установили мониторинг хода выполнения учащимися исследований, их подготовки к оформлению результатов и к защите выполненных работ.
- Определили окончательные сроки защиты полученной учебной продукции.
1.Успешность исследовательской деятельности
Участие и призовые места в конференциях, районных конкурсах, в номинации «Изучение краеведения».
2.Уровень усвоения краеведческих знаний
Результаты тестирования, контрольных работ, самостоятельных работ.
3.Освоение культурных форм сосуществования в социуме.
Фотоколлекции
4.Уровень развития коммуникативных качеств.
Участие в конкурсах, дискуссиях, «экологических судах».
5.Сотрудничество с центрами и дополнительными образованиями, театрами, музеями.
1.Экскурсии в музеи г. Острогожска, Воронежа, Лиски, с. Марки, Крутец.
2.Посещение достопримечательностей: п.Дивногорье, с.Костомарово, с.Крутец.
3.Тесное сотрудничество с работниками краеведческого отдела районной библиотеки.
Показатели качества успеваемости по годам.
2 класс 2007-2008г. 3 класс 2008-2009г. 4 класс 2009-2010г. Окружающий мир
76%
77%
82%
Динамика роста адекватности самооценки учащихся. 2 класс 4 класс
Таким образом, экологическое воспитание младших школьников через исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры, актуализации знаний, умений, навыков, их практическому применению во взаимодействии с окружающими; стимулирует потребность в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогической процессе.
Заключение
В результате изучения краеведческого материала учащиеся должны овладеть:
- познавательной компетенцией (знать названия городов Воронежского края, связанных с историческими событиями края; называть основные водоемы края; называть охраняемые территории края; называть животных и растения, которые занесены в Красную книгу Воронежского края; называть полезные ископаемые, встречающиеся на территории края);
- информационно-коммуникативной компетенцией (приводить примеры природных явлений, которые можно наблюдать на территории края; устанавливать зависимости между особенностями труда людей родного города, села и профессиями, распространенными на этой территории; уметь подбирать дополнительную информацию о природе родного края);
- рефлексивной компетенцией (выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасности поведения; осознать место своей малой Родины в крае, России).
Чтобы заинтересовать ребенка, уроки нужно проводить в разной форме: на природе, в музеях, в различных учреждениях.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений проводить диагностические работы в виде тестов, разработанных на основе программных требований.
Результаты тестирования фиксировать в тетради индивидуальных достижений учащихся.
Учитель, реализующий краеведение в начальном звене, вынужден сам осваивать новые компетентности: определять модель реализации краеведческого материала, проектировать программы, пособия, средства мониторинга результативности обучения; проводить анализ результативности реализации краеведческого курса с учетом новых требований образовательных стандартов.
На мой взгляд, в краеведческой работе данного курса недостаточно материала по литературному направлению. Этот пробел может реализовать каждый учитель путем проектирования своей программы, резервных уроков или во внеклассной работе.
Литература
- Бевз Н. С. Родные просторы. - Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1968г.
- МатяшН.В., СимоненкоВ.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. Москва, изд-во Вентана-Графф.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для уч-ся начальных классов. Москва, изд-во Просвещение, 2000г.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль. Академия развития, 1997г.
- Журнал «Начальная школа» №2, Формирование экологической культуры младших школьников. 2010г.
- Журнал «Начальная школа» №8 Экологические проекты.2010г.
- Журнал «Начальная школа» №8 Экологическое образование учащийся на уроке и факультативных занятиях. 2004г.
- Журнал «Начальная школа» №12 Пути повышения эффективности экологического образования учащихся. 2004г.
- Вересин М. Леса воронежские.- Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1971г.
- ТарасоваТ.И. Природоохранное просвещение младших школьников. -Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1987г.
- Веденеева Г.И. Пособие по краеведению. Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1995г.
- Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики //Просвещение. - 2005г.
-
Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост., всиуп. Ст. и примеч.: А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой. - М.: Правда, 1991.
-
Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
-
Наше наследие: о проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Школьная библиотека, 2004. (Прилож. к журналу «Школьная библиотека»)
-
Развивающее обучение: история, теория, практика: (Материалы зональной научно - практической конференции, октябрь, 1998г. /Под. ред. М.И. Волошкиной): Приложение к журналу «Начальная школа» 3 1. - М.: Начальная школа. - 1998.
24