«Этимологический анализ слова как фактор развития орфографической зоркости младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Этимологический анализ слова как фактор развития орфографической зоркости младших школьников». (слайд №1)

-Добрый день уважаемые коллеги!

-Разрешите представить мой опыт работы по теме «Этимологический анализ слова как средство развития орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка».

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов. -А задумывался ли когда-нибудь кто-нибудь из вас, как без труда и ошибок написать самим и научить детей правильно писать словарные слова? Работая в школе, я вплотную занялась этой проблемой и обнаружила, что действительно, словарные слова можно проверить. Фундамент качественных знаний, как известно, закладывается в начальной школе. И моя цель, как учителя начальных классов, сделать эти знания как можно крепче, а именно: внедрить работу с этимологическим словарем для повышения мотивации школьников к обучению и решения орфографической проблемы. Для достижения поставленной цели я решала следующие задачи:

  1. Представила этимологические справки к словарным словам.

  2. Доказала ребятам и коллегам эффективность этимологического анализа в повышении орфографической грамотности.

  3. Представила систему заданий по работе над словарными словами.

  4. Отслеживала качество словарной работы и проводила диагностику результатов деятельности.

Новизна моей темы - это введение этимологического анализа как приема работы с учащимися в начальной школе.

Я убеждена в том, что применение этимологического анализа делает урок более интересным, необычным, вносит в него элемент занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, исследовательские навыки, повышает мотивацию к изучению русского языка. (слайд №2)

Как сказал Альберт Эйнштейн: «Самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, - это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания». (слайд №3)

Вначале я работала со словарными словами по традиционной схеме, то есть использовала приемы зрительного запоминания: таблицы, карточки, стихотворения со словарными словами, написание этих слов таким образом, чтобы на месте трудной буквы было изображение предмета, по форме совпадающее с буквой. (слайд №4) Выделение орфограмм цветным мелом на доске, карандашом- в рабочих тетрадях, включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды.

Однако механически запомнить написание слова достаточно трудно, легче было бы его проверить. Известно, что учащихся начальных классов привлекает все новое, неожиданное. Объяснить написание слова всегда менее сложно, чем его запомнить.

(слайд №5)

Например, детям гораздо легче понять, что в слове «береза» пишется Е, потому что оно является исторически родственным прилагательному «белый», (слайд №6)

а буква А в слове «малина» проверяется словом «малый», так как эта ягода состоит из множества маленьких ягодок.(слайд № 7) Учащиеся легко усваивают историческую взаимосвязь слов «коньки» и «конь», так как первоначально коньки делали из дерева и часто украшали переднюю часть изображением коня. Именно поэтому коньки так и назвали. Применение этимологического анализа необходимо в современной школе.

В своей работе я опиралась на методику Александра Александровича Аникина российского ученого-филолога, создавшего «Проект этимологического словаря»

(Автор Этимологического словаря русских заимствований (2003),(профессором института русского языка им. Виктора Владимировича Виноградова). (слайд № 8) Существуют этапы работы со словарными словам: Ознакомительный этап, на котором дети знакомятся с непроверяемым словом Например, сегодня мы будем изучать слово корова. (слайд № 9)

Прочитайте слово по слогам.

Сколько в этом слове слогов?

Назовите их.

Произнесите слог под ударением.

Назовите орфограммы.

Как можно проверить безударные в первом слоге?

Ориентировочный этап дети находят в этимологическом словаре происхождение слова и записывают его в свои словарики. Например, проверочным к слову «корова» является слово «кор», что от древнерусского значит «рог», то есть корова-рогатая. По-новому осознанное, мотивированное значение слова позволяет понять, а не просто запомнить его орфографический облик.

Этап контроля и самоконтроля. Я вместе с ребятами контролирую грамотность написания слов, к которым давались этимологические справки: мы пишем словарные диктанты, работаем в парах, в группах. Раз в неделю провожу выборочный словарный диктант(16-18 слов). Большинство работает в тетради, двоих учеников вызываю к доске. В качестве контроля использую самопроверку и взаимопроверку. Раз в четверть провожу контрольный срез по всем изученным словам, сообщаю результаты учащимся, провожу анализ работ. Работа по формированию орфографической зоркости продолжается и во внеурочное время (занятия в школьном научном обществе ШАССС).

Таким образом, этимологический анализ позволяет обнаружить проверочные для словарных слов, установив их происхождение и облегчить запоминание их написания.

Проанализировав некоторые школьные учебники (под редакцией Зелениной М.Н., Рамзаевой Т.Г., Соловейчика М.С., Бунеева, Иванова С.В.) я убедилась, что в них не разъясняется правописание словарных слов, все ограничивается советом запомнить их, что вызывает большие трудности у учащихся (с 1-го по 4-й класс до 170 слов).

Когда мои ученики 1-го класса в 3-й четверти освоили чтение и письмо, началась словарная работа. Я раздала карточки с 8-ю словарными словами для заучивания. Через неделю был проведен словарный диктант. (слайд №10)

Результат: всего 10 % качества. Это говорит о том, что детям очень трудно и неинтересно запоминать написание некоторого количества слов механическим путем. Было проведено родительское собрание на тему «Орфографическая зоркость учащихся». Родителям была дана возможность поработать с этимологическим словарем, чтобы они поняли, как помочь детям с помощью ассоциаций. Началась активная работа с родителями и учащимися и через месяц качество написания стало 24 %. Среди учащихся класса было проведено анкетирование на предмет интереса к необычной словарной работе. Все ученики отметили, что работа со словарями им очень нравится. Они воспринимают ее как элемент игры на уроке. Совместно со школьным психологом была проведена диагностика мотивации к обучению учащихся в 4-м классе.

По результатам диагностики было выявлено, что доминирующими мотивами являются познавательные. Необычность в работе со словарными словами становится тем раздражителем, который рождает у ребенка осмысленный интерес к явлениям языка. Неумение грамотно написать словарное слово зачастую приводит к низкой оценке при изучении предмета русский язык и, как результат, снижает мотивацию к обучению.

Этимологический же анализ позволяет добиться твердого усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми. Словарно - орфографические упражнения обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов, потому что ребенок заинтересован работой, так как в основе лежит частично-поисковый метод.

Диагностика результатов помогает строить дальнейшую работу над словарными словами, а также на основе этого провожу индивидуальные занятия с отдельными учащимися. В итоге значительно улучшились результаты словарной работы, и как следствие орфографическая зоркость школьников.

Работа со словарными словами привела к исследовательской деятельности ребят. Мы с ними успешно работаем над созданием проектов и участвуем в различных школьных и городских конкурсах: (слайд №11)

  1. Проект учителя «Для чего нужно знать происхождение слов?»

  2. Детские работы, принявшие участие в 2013-2014 учебных годах в школьной научно-практической конференции: «Работа над трудными словами в начальных классах», ««Как запомнить словарные слова?», «Правда или нет?»

  3. Участие в конференции молодых исследователей «Шаг в будущее-Юниор» - учащаяся 4 А класса Форименко Карина.

  4. Ребята совместно с учителем создали свой веб-сайт «Изучая тайну слова» и приняли участие в муниципальном конкурсе «Краски жизни» в 2013 году.)

Сейчас ребята сами видят положительные результаты своей работы, в классе между ними происходит небольшое соревнование «Кто лучше напишет». Ведь известно, что элемент соревнования повышает активность детей в процессе обучения.

В этом учебном году мои ребята перешли в пятый класс и успешно продолжают вместе с новым учителем изучать словарные слова с помощью этимологического словаря. Результаты подтверждены во входной работе.

В дальнейшей работе по этой теме ставлю следующие задачи:

1. Продолжить словарную работу с первоклассниками, используя этимологический словарь.

2. Отслеживать качество словарной работы и проводить диагностику результатов деятельности.

3. Организовать проектную и исследовательскую работу. (слайд №12)

Практическая значимость этой работы состоит в том, что в ней содержится конкретный материал, который может быть использован для повышения орфографической зоркости младших школьников и учащихся среднего звена, а также для совершенствования программ, учебников, учебно-методических пособий по орфографии для начальной школы. В нашей школе многие учителя используют этимологический анализ у себя на уроках.

Таким образом, словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематический, хорошо организованный процесс, связанный со всеми разделами курса русского языка. И вести ее следует с 1-го по 11-й класс.

5

© 2010-2022