Презентация и конспект урока по литературному чтению на тему Обобщение по разделуИ кот учёный. . (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-1-

Лит У 90

Тема: Обобщение по разделу. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»
Цели урока: Обобщить знания, полученные в ходе изучения произведений в этом разделе, а именно новые литературоведческие понятия, новые жанры детской литературы. Упражняться в выразительном чтении наизусть стихотворений, выборочном чтении и пересказе фрагментов сказок, слушании фрагментов сказок в аудиозаписи, инсценировке фрагментов сказки. Воспитывать интерес к детской литературе, к работе с книгой, к урокам литературного чтения.

1). Организационный момент.

2). Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1 «И кот учёный свои мне сказки говорил…»

Откуда эти слова? Это название раздела, который мы закончили изучать.

А почему они взяты в кавычки? Это цитата.

А что такое цитата? Дети дают определение.

Слайд 2 ЦИТАТА.

Итак, сегодня мы вспомним все новые литературоведческие понятия, с которыми познакомились в этом разделе и раньше. Поупражняемся в выразительном чтении наизусть, в выборочном чтении и пересказе текстов сказок, инсценировке отрывка из сказки.

Давайте вспомним, какое и чьё произведение открыло этот новый раздел? Стихотворение-сказка Г.Сапгира «Леса-чудеса»
3). Рассказывание наизусть стихотворения-сказки Г.Сапгира «Леса-чудеса»

Чем отличается эта сказка от других сказок? Она необычная, особенная, странная. (В ней нет борьбы добра и зла.)

А вот Льюис Кэрролл (псевдоним Чарльза Доджсона, английского писателя, автора книги «Алиса в стране чудес») писал так:

«А рядом спутницы со мной -

Три юные созданья.

Все трое просят поскорей

Рассказывать им сказку.

Одной - смешней, другой - страшней,

А третья скорчила гримаску

И просит сказку постранней.

Какую выбрать сказку?

Какую сказку вы назвали бы смешной? (С.Маршак «Сказка про козла»).

А пострашней? ( А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).

А грустной? (Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

4). «Узнайте сказку!»

Слайд 3 «Тигриная шкура». (Ослиная шкура) «Медведь и лиса». (Кот и лиса) «Купец - Синдбад» (Синдбад - Мореход) «Как старик гусей заработал». ( Как мужик гусей делил) «Стойкий деревянный солдатик» ( Стойкий оловянный солдатик). «Никита Силач». (Никита Кожемяка) «Чудесник малахитового города». (Волшебник Изумрудного города) «Сказка про зайца». (Сказка про козла)

А как называется отрывок из любого произведения? Фрагмент

Слайд 4 Фрагмент

Из каких частей состоит любой текст? 1. Начало. 2. Развитие. 3. Кульминация. 4. Итог.
А как называется начало в сказке? зачин.
5). Выборочное чтение зачина сказок этого раздела.

А на какие группы делятся сказки в зависимости от их сочинителя? Литературные (авторские) , народные

Слайд 5

А в зависимости от родины их сочинителя? русские зарубежные Клик

А на какие ещё группы делятся сказки? волшебные бытовые о животных богатырские Клик

Приведите примеры для каждой из этих групп.

А что характерно для волшебных сказок? Волшебные герои, волшебные предметы.

Назовите их из прочитанных сказок.

Слайд 6 (рыба, глотающая корабли; змей, волшебная палочка, сундук с нарядами…)

Давайте распределим изученные сказки по группам.

Слайд 7 литературные, народные

6). Обобщение знаний учащихся об изученных сказках

1.Чем занимался Синдбад?

2.Как звали лису и кота из одноимённой сказки?

3.Кто и как пропахал межу от Киева до моря Кавстрийского?

4.В какой сказке узнали о чёрном тролле, кто это?

5.Сколько лет путешествовал Синдбад- мореход?

-2-

6.Кто такая «Ослиная шкура»?

7.За что наградил помещик Степана?

Слайд 8 Вопросы учёного кота:

Слайд 9 Составь пару.

Слайд 10 Там на неведомых дорожках. Если вы вдруг попали в сказку и встретились с её героями, смогли бы вы их узнать:

Одета в юбочку из тончайшего батиста, через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка.

Ружьё на плече, голова прямо, красный с синим - мундир.

Вымазала себе лицо сажей, натянула мерзкую шкуру, чтобы её никто не узнал и вышла из дворца.

В ту пору кожи мял, держал в руках 12 кож; как увидал он, что к нему пришёл сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись.

Ходил-ходил и набрёл на избушку, в которой лесник жил, залез на чердак и полёживает себе, а захочет есть - пойдёт по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Голова его походила на котёл, а туловище - на бочку. У него были длинные руки, как у гориллы, а ноги обуты в высокие сапоги с толстыми подошвами. На нём был косматый плащ из звериных шкур.

Слайд 11 Почтальон Печкин.

Друзья, узнайте, кто прислал телеграмму?

Спасите! Кто поможет мне, я отдам половину моего богатства.

Держи, держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!

Сейчас же послать за нею!

Выходи лучше в чистое поле.

Надо спасать Элли!

Не горюй так сильно, милая!

Слайд 12 Свет мой, зеркальце, скажи

С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно говорило ей правду о внешности.

Сказочный герой обладает качествами характера. Соотнеси качества характера с персонажами сказок.

Слайд 13

Любознательность, смелость, находчивость,

решительность, смирение с силами природы.

Котофей Иванович

Ленив, находчив, хитер, своего всегда добьётся.

Синдбад

Хитра, находчива, сообразительна, хлопотлива, заботлива.

Король

Упрям, настойчив, целеустремлен,

ничто не остановит для достижения целей,

о чувствах не задумывается.

Лизавета Ивановна

Умна, упряма, присуще душевная красота, трудолюбива, благородна.

Принцесса

Сообразительность, находчивость, оригинальность, смышленость.

Оловянный солдатик

Настойчивость, терпеливость, честность, серьёзность, храбрость, стеснительность, стойкость.

Никита Кожемяка

Мужественность, уверенность в своей правоте, хитрость, скромность. Защитник.

Степан

7). Итог урока.

Для всех сказок характерна борьба добра со злом, в результате которой побеждает добро. А какие человеческие качества характеров героев помогают им в этой борьбе? Доброта, ум, стойкость, смелость, самоотверженность, скромность, вежливость, трудолюбие, смекалка…
Давайте и мы с вами в нашей реальной жизни сохраним их в себе или будем стремиться к ним!
Слайд 14 Высоцкий «Песня Кэрролла»

Д/з:

Слайд 15

© 2010-2022