Технологическая карта урока по русскому языку на тему Роль прилагательных - антонимов в речи

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по русскому языку на тему Роль прилагательных - антонимов в речиТехнологическая карта урока по русскому языку на тему Роль прилагательных - антонимов в речиТехнологическая карта урока

Студентки: Ляшко Анастасии Юрьевны

Дата проведения:24.02.16г.

Подпись учителя:

Место проведения: МАОУ СОШ №33 , класс 4 «Б»

Предмет: Русский язык

УМК: «Школа 2100»

Тема урока: «Роль прилагательных-антонимов в речи».

Тип урока: Изучение нового материала

Дидактическая цель урока: изучить понятие антонимы и научить составлять и различать эти группы слов.

Задачи урока:

-обучающая: выявлять и подбирать антонимы.

-развивающая: развивается умение анализировать тексты.

-воспитательная: воспитать дисциплину, коллективизм. Планируемыерезультаты:
-Личностные: путем развития интереса направить на изучение и углубление темы.

-Метапредметные: соотносить понятие с определением.
-Предметные: подбирать с легкостью слова противоположные данным.

Этап

Время

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудо -
вание

Орг.момент

1.

Личностные:

самоопределение.- стремление к получению новых знаний.

Приветствие, настрой на урок.

Девочки, а какой вчера был праздник? А вы поздравляли наших мальчиков? А давай те мы их и сегодня поздравим, обнимем их. И пожелаем, чтобы они у нас росли мужественными, и нам не было страшно, за их крепкими плечами.

23 февраля. День защитника отечества.

Проверка выполнения домашнего задания.

3`

Познавательные:

-Развиваем

умения извлекать информацию из схем.

-Представлять информацию в виде схемы.

-Выявлять сущность, особенности объектов.

-На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

Повторим прошлую тему урока.

«Что мы знаем об имени прилагательном».

Что такое имя прилагательное?

Вы изучили 2 типа текстов. Каких?

Повествование и описание.

Чем они отличаются друг от друга?

Описание- нарисовать словами картину, мысль развивается вширь, передается настроение, описание деталей.

Повествование-рассказ о последовательности развивающихся событий, глаголы. Движение от действия к действию.

В русском языке прилагательные как изменяются?

В предложении прилагательное чаще всего бывает ?

А что такое синонимы?

Примеры синонимов в русском языке: смелый - храбрый.

Молодцы все повторили.

самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей

по родам, падежам и числам.

могут иметь краткую форму определением, но может быть и сказуемым.

С.- слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

слайд



Подготовка к основному этапу занятия.

5`

Познавательные

- искать и выделять необходимую информацию.

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства

Откройте свои рабочие тетради отступите от прошлой работы 2 строчки, и запишите число, классная работа.

Минутка чистописания. Какой у нас месяц? Февраль. А с какой буквы начинается февраль?Запишите, одну строчку буквы .

Составим предложение со словом февраль. Устно.

Запишите в тетрадь словарь: я читаю слово, вы ставите ударение, говорите какую или какие буквы необходимо вставить на место пропущенных. Затем записываете слово с ударением и подчеркиваете опасные места. Все слова записываем через запятую.

А какой частью речи выражены все словарные слова? Прилагательное.

Значит, сегодня мы поговорим о прилагательных.

24 февраля. Классная работа.

ФфФфФфФф

Желтый, истинный, серебряный, Багряный, багровый, странный.

Слайд

Усвоение новых знаний и способов действий.

15`

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Регулятивные:

Прогнозировать предстоящую работу. Личностные:

-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

подведение под понятие (П);

постановка и формулирование проблемы (П);

Прочтите строчки из стихотворения С.Маршака, записанные на доске.

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы заполняете его.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют ваши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

- с какой целью автор использует выделенные слова? Какую мысль хочет донести до читателей? Какие это слова по значению?

А вы знаете, как называются противоположные по значению слова?

Антонимы. Приведите свои примеры. Большой-маленький.

На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы. Вы согласны? Докажите. день - ночной добрый - зло худеть - толстяк

Давайте вместе дополним определение антонимов: антонимы - разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи.

Эти слова отвечают на один и тот же вопрос?

А какими частями речи могут быть антонимы? Любой частью речи., но сейчас изучаем какую часть речи? Прилагательное.

Значит, переделайте так, чтобы антонимы были выражены прилагательными.

А как вы думаете, какой будет тема урока?

Сделаем вывод- антонимы это…

Читают, высказывают свое мнение.

Противоположные.

Изучение прилагательных-антонимов.

Дневной-ночной.

Добрый - злой.

Ходой-толстый.

Слайд

слайд

Физическая минутка

1`

Личностные:

Формирование основ здорового образа жизни.

Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.

Внимательно следим за передвигающимися предметами. (Елочка) А теперь закройте глаза. Зажмурьтесь. Открыли, поморгали.

Следят за передвигающимися предметами.

Презентация № 2. Елочка

продолжение

5

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство(П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Ст.35 упр. 203. Записали в тетрадь.

Прочтем задание. Выполняется коллективно по заданию.

С помощью, каких прилагательных антонимов создается комический эффект? Ст. 36 внизу прочтем задание.

После беседы о роли антонимов ученики списывают предложения, составляют схемы и указывают графически, что разделяет запятая в предложении.

  1. -однородные сказуемые.

  2. Части сложного предложения.

Упр. 205 записали. Выполняется с комментированием.

Прочтем. 1 к доске. Сначала говорим, как правильно записать слово.

  1. Чудесный. Пишем без т потому что проверочное слово- чудесен.

  2. Что может быть чудесным? День, вечер.

  3. А противоположное чудесному? И т.д.

Упр. 206. Прочти. Спиши, вставь пропущенные буквы, подчеркни и объясни орфограмму. Составь схему и объясни постановку запятой.

Найдите в этом предложении антонимы?

По узкой дорожке шли пешеходы, а по широкому шоссе мчались машины.
уЗкая дорожка - уЗенький (слышим отчетливо "З")
дОроЖка - дороЖенька (отчетливо слышим "Ж"), сочетание "оро".
пешЕходы - словарное слово
шИрокОе шоССе - "жи-ши пиши с буквой и", шоссе - словарное слово
мчАлись машИны - ча - ща пишем с буквой "а", жиши, с буквой и.
Перед союзом "а", всегда стоит запятая.

[ = - ] , а [ = - ].

Старый осел-молодого везет.

Дедушка слезает, сажает.

[- = , = ].

дедушка с внуком плетутся, ослик едет.

[- =] , [- =].

(Чудесный) день- ужасный день. (Ужасен).

Узкий проход (узок)-широкий проход.

Близкий друг (близок)- далекий друг.

Прекрасный друг(прекрасен)-отвратительный друг.

Устный рассказ (уста)- письменный рассказ.(непроизносимая согл.)

Прелестный подарок (прелесть)- ужасный подарок.(непроизносим.согл.)

Словарь антонимов. Львова



слайд.

Самостоятельная

3

Познавательные: анализ, сравнение

Подбери к каждому прилагательному антоним. Например. 1 выходит к доске и записывает.

Сладкий - соленый

Новый - старый

Хороший- плохой.

Остальные делаем по образцу.

  • Правда-ложь

  • Добрый -злой

  • Говорить-молчать

  • Живой-мертвый

  • Вперед-назад

  • Богатый- бедный

слайд

Подведение итогов

2`

Регулятивные

- самопроверка и самооценка Что такое антонимы? Для чего они используются в речи?

антонимы - разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи.

Употребление антонимов делает речь более выразительной.

Рефлексия учебной деятельности .

3`

Личностные:

- умение анализировать результаты учебной деятельности.

Ребята, если вам было не интересно на уроке и совсем заскучали , то напишите на полях карандашом цифру - 1.

Если, вы ни чего не понимали, и совсем остались недовольны уроком цифру - 2.

А если вы очень были заняты на уроке интересными заданиями. У вас получалось все выполнить на отлично, напишите цифру 3.

Записывают цифру соответствующую уроку в тетрадь.

Слайд

Домаш. задание

1

познавательные

Стр. 38 № 207 разобрать в классе.



© 2010-2022