- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России»
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яковлева Е.В. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Перекопская общеобразовательная школа Ι-ΙΙΙ ступеней № 7
Армянского городского совета
Республики Крым
Программа по гражданско-патриотическому
воспитанию обучающихся
«Растим патриотов России»
Номинация «На благо Отечества»
Автор программы: Яковлева Екатерина Васильевна
Место работы: Перекопская общеобразовательная школа Ι-ΙΙΙ ступеней № 7
Должность: учитель начальных классов
Армянск 2014г.
Пояснительная записка Программа «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015годы», и предназначена для учащихся 1-4 классов . Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания. В связи с предстоящим, 70-летием со дня победы в Великой Отечественной Войне, с целью повышения статуса патриотического воспитания в государственных образовательных учреждениях принято решение участвовать в краевом конкурсе в области гражданско-патриотического воспитания. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Обучающийся получил, большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью учебного подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в воспитательном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс. Процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократичного общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. При разработке программы опиралась на следующие принципы: Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка. Принцип интегративности. Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей. Реализуется в сотрудничестве с со всеми музеями города, библиотеками, общественными организациями.
Цель и задачи Программы Целью Программы формирование у учащейся молодёжи гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать её процветанию, а также воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь ребят, разнообразные виды деятельности. Реализация поставленной цели зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патриотическоговоспитания: - знакомство обучающихся с героическими страницами истории нашей Родины, с краем, в котором живёшь; -создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; - привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу, к героическому прошлому, к культуре своего народа, любви к родному языку; - формирование представление об эпохе, о личностях, творивших историю этого периода, и основных событиях; - формирование гражданско-правовой культуры учащихся на основе принципов демократии; - формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; - воспитание чувства гордости за героическое прошлое своего народа; - воспитание в духе национального взаимодействия разных наций и народов; - воспитание гармонично развитой личности, формирование мировоззрения; - развитие гражданственности и национального самосознания обучающихся; - развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края; - развитие мышления, памяти и внимания; - уважительного отношения к национальной духовной культуре своего народа, его языку, истории, обычаям, традициям, чувства солидарности и единства народов, населяющих нашу страну; -умение работать коллективно.
Содержание Программы
1. Мой край родной Цель: Воспитание у ребят чувства гордости и любви к родному краю, как к своей малой Родине. Задачи: 1.Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у детей позицию «Я - гражданин, патриот Крыма». 3. Формировать экологическое поведение. Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал, изготовление поделок из природного, бросового материала, праздник.
2. Растим патриота и гражданина России Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 2. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. 3. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 4.Соотносить права и обязанности детей. 5. Развивать ученическое самоуправление. Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. Беседы, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.
3. Связь поколений Цель: Осознание ребятами как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у ребят чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники посвященные памятным датам. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
- Вовлечение и подготовку школьников к участию в работе по сохранению памяти о защитниках Отечества.
- Пропаганду боевых традиций народа.
- Воспитание чувства гордости за подвиг старшего поколения.
- Воспитание бережного, отношения к героическому прошлому, памяти о тех, кто воевал, отстоял свободу и независимость нашего народа.
- Воспитательно-учебный компонент, основанный на предметном начале с 1 по 4 классы.
- Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
- Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
- Школьное самоуправление.
- Участие в тематических конкурсах, выставках.
- Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
Этапы реализации Программы:
I этап: проектный - 2014-2015 учебный год Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи:
- Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический - 2016-2019 учебные годы Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я - патриот России». Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 3.Развивать ученическое самоуправление. 4. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры. 6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации программы. 8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический - 2018-2019 учебный год Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1. Обобщить результаты работы школы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство, а также тесное сотрудничество со всеми музеями города, библиотеками, общественными организациями. Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей. При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о школьных, городских, областных, всероссийских конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры: 1. Гражданские навыки: уметь работать и действовать самостоятельно и в коллективе; знать свои права и обязанности и уметь их использовать; уметь принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию; 2. Осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине; права и свобода человека и гражданина; символика Российской Федерации; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность. Количественные параметры:
- включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
- качество школьных отношений (отношения детей к школьной жизни, к учителю, классу, совместным делам);
- деятельность детской организации;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: В школе как в воспитательно-образовательной системе: - создание системы гражданско-патриотического воспитания; - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. Модель выпускника: - в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание ребятами высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. - в познавательной сфере: развитие творческих способностей; Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание ребят, как основа личности будущего гражданина России.
В результате обучения учащиеся будут иметь представление:
-
О сложности и многомерности истории нашего Отечества;
-
О правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;
-
О причинно-следственных связях исторических событий;
-
Как использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития России и других стран;
-
Как проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-
Как сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;
Знать:
-
Основные события и периоды отечественной истории;
-
О героических страницах и подвигах людей;
-
Как составлять сравнительные таблицы и обобщать факты.
-
Как составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
-
Как соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
-
Как классифицировать исторические события и явления по указанному признаку;
Уметь:
-
Высказывать суждение о назначении, ценности источника, выявлять их сходства и различия;
-
Рассказывать (устно или письменно) о важнейших исторических событиях, их участниках;
-
Давать развернутое описание исторических объектов, памятников;
-
Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
-
Называть характерные, существенные черты событий и явлений прошлого;
-
Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
-
Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-
Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
-
Вести дискуссию;
-
Соотносить даты отечественной истории с определенными явлениями мировой истории.
Мой край родной
Дата
Тема
Цели
Форма проведения
Сентябрь
«Знаешь ли ты свой город?»
Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию
Беседа, анкетирование
«История нашего города. Символика»
Расширить сведения детей об истории своего города.
Диспут
«Угадай, где я нахожусь?»
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города
Дидактическая игра
Октябрь
«Где я отдыхал летом»
Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке
Рисование
«Конкурс стихов поэтов о родном крае».
Конкурс чтецов
«История возникновения родного города»
Воспитывать интерес к истории города
Выпуск листовки
Ноябрь
«Центральная улица города».
Сравнить улицу первоначальную (фото) и современную. Знать о историческом центре современного города, значение и важность его сохранения
Дидактическая игра
«Улицы родного города»
Учить передавать красоту родного города
Изобразительная деятельность
« Парад овощей»
КТД
декабрь
«Достопримечательности родного города»
Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками
Экскурсия, памятники
родного края.
«Город-музей» Найди отличия»
Сравнивать особенности старого и современного города
Дидактическая игра
« Здравствуй Зимушка-зима»
Знакомить с традициями и обычаями
КТД, праздник
Январь-
Февраль
«Придумай названия будущим улицам города»
Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали
Развитие творческого мышления.
Творческое задание
«Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию»
Учить детей отличать профессии города от профессий села
Дидактические игры
«Все профессии важны»…
Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда
Сюжетно-ролевые игры
«Делу - время, потехе - час»
Закреплять знание русского фольклора
Конкурс пословиц и поговорок
«Предприятия родного города»
Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции
Беседа, экскурсия
«Флора и фауна Крыма»
Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края
Классный час, КВН.
«Поможем птицам зимой»
Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе
Акция
«Птицы Крыма»
Формирование знаний о птицах Крыма, поиск необходимой информации совместно с родителями
Изготовление альбома
«Красная книга Крыма»
Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой
Практическое занятие
Март
« Ярмарка женских профессий»
Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
КТД, праздник
«Территория школы - цветущий сад»
Содействовать патриотическому воспитанию, уважительному отношению любви к малой Родине, воспитание положительного отношения к труду.
Проект
Апрель
«Что лишнее?»
Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города.
Дидактическая игра
«Символика родного города»
Познакомить детей с гербом города.
Стихи, песни об Армянске.
Рисование
"Дорисуй герб".
Сделаем наш город чище
Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.
Практическое занятие
Май
«Моя Родина-Крым»
Обобщить знания о флоре и фауне Крыма;
Защита проекта
«Знаменитые люди города»
Познакомить детей с именами жителей, которые прославили наш город.
Викторина "Имена, имена, имена"
« Дом- край-мир»
Реализация национально - регионального компонента: воспитание любви и гордости за родной город; подвести детей к пониманию, что забота о городе, улице, доме, где мы живем - долг каждого из нас.
Классный час.
«Что ты знаешь о своей малой Родине?»
Выявление усвоенных знаний детьми
Диагностика
"Я славлю город, в котором живу"
Воспитание любви и гордости за родной город; развитие творческого воображения.
Презентация альбома
Растим патриота и гражданина России
Дата
Тема
Цели
Форма проведения
Сентябрь
Выборы актива класса
Развивать ученическое самоуправление.
Анкетирование
«Основные положения Конвенции»
Способствовать осознанию ответственности за свои права.
Беседа
«Овеянные славою флаг наш и герб»
Воспитание патриотизма и гражданственности у детей популяризации государственных символов РФ.
Классный час
Октябрь
«Наши права и обязанности»
Повышение правовой грамотности
Викторина по правовой тематике.
Ноябрь
«Богатырская наша сила»
Воспитание уважительного к национальной духовной культуре
Мероприятие по русским былинам
«Русский народ и его истоки»
Декабрь
«Толерантность - это…»
Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам
Классный час
Январь
Музей под названием «Русские чудеса»
Диспут
«Образование в современном мире»
Классный час
Февраль
День защитника Отечества.
Познакомить с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества. Вспомнить славные подвиги земляков.
Классный час
Март
« Ярмарка женских профессий»
Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей..
КТД
Апрель
«Религии»
Беседа
Май
Беседы с участковым уполномоченным милиции.
Беседа
Мы - граждане России"
формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений обучающихся о смысле понятия "гражданин".
Классный час-размышление
"Я, моя семья, мои друзья".
воспитание чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.
Классный час, сбор пословиц по данной тематике.
Связь поколений
Дата
Тема
Цели
Форма проведения
сентябрь
Мы - граждане России"
формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о смысле понятия "гражданин".
Устный журнал
октябрь
«Песни военных лет»
Познакомить с песнями ВОВ, рассказать о роли песен в жизни людей.
Музыкальная гостиная
Ноябрь
« Дети и Великая отечественная война»
«Блокада Ленинграда. Дневник Татьяны Савичевой»
рассказать учащимся о роли детей в годы войны; расширить знания детей о войне; заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры; воспитания уважения к защитникам Родины;
развивать патриотические чувства.
Месячник
Разведчица, партизанка, комсомолка - Зоя Космодемьянская.
Классный час
Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова - пионеры герои, сыны и дочери полка.
Классный час
декабрь
Города -герои (Ленинград, Смоленск, Керчь, Минск, Москва, Новороссийск, Волгоград, Севастополь, Мурманск, Брест
Месячник
январь
Герои Великой Отечественной Войны:
А) Жуков Георгий Константинович
Б) Малиновский Родион Яковлевич
В) Рокоссовский Константин Константинович
Г) Ворошилов Климент Ефремович
Воспитание уважения
к защитникам Родины;
Развивать патриотические
чувства.
Месячник
февраль
События, люди, даты.
Блиц-турнир
март
"Ордена и медали".
Практическое задание
«Подвиг панфиловцев»
апрель
« Чье детство пришлось на военные годы»
Познакомить ребят с ветеранами города, способствовать формированию гордости за людей той эпохи.
Встреча с ветеранами города.
Содружество независимых государств.
Познакомить с символикой 11 независимых государств.
Расширить представление детей о родной стране
Урок солидарности.
(игра: «символы-государств-участников СНГ»)
май
«Служили они великому делу»
Познакомить с бывшими фронтовиками и работниками нашей школы.
Встреча - чествование ветеранов войны.
«Мир глазами детей»,
« Помнить больно - забыть нельзя»
Совершенствование навыков ИЗО,
Воспитание патриотизма.
Конкурс рисунков.
« Память о героях священна»
Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворений, воспитание патриотизма.
Конкурс чтецов.
«Нам завещана память и слава»
Содействовать военно-патриотическому воспитанию, уважительному отношению к участникам Вов, воспитанию любви к Родине и готовности к её защите
Торжественная линейка
«Путь к победе»
Урок мужества
17