Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России»Перекопская общеобразовательная школа Ι-ΙΙΙ ступеней № 7

Армянского городского совета

Республики Крым





Программа по гражданско-патриотическому

воспитанию обучающихся

«Растим патриотов России»


Номинация «На благо Отечества»





Автор программы: Яковлева Екатерина Васильевна
Место работы: Перекопская общеобразовательная школа Ι-ΙΙΙ ступеней № 7
Должность: учитель начальных классов




Армянск 2014г.

Пояснительная записка Программа «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015годы», и предназначена для учащихся 1-4 классов . Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания. В связи с предстоящим, 70-летием со дня победы в Великой Отечественной Войне, с целью повышения статуса патриотического воспитания в государственных образовательных учреждениях принято решение участвовать в краевом конкурсе в области гражданско-патриотического воспитания. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Обучающийся получил, большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью учебного подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в воспитательном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс. Процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократичного общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. При разработке программы опиралась на следующие принципы: Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка. Принцип интегративности. Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей. Реализуется в сотрудничестве с со всеми музеями города, библиотеками, общественными организациями.

Цель и задачи Программы Целью Программы формирование у учащейся молодёжи гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать её процветанию, а также воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь ребят, разнообразные виды деятельности. Реализация поставленной цели зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патриотическоговоспитания: - знакомство обучающихся с героическими страницами истории нашей Родины, с краем, в котором живёшь; -создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; - привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу, к героическому прошлому, к культуре своего народа, любви к родному языку; - формирование представление об эпохе, о личностях, творивших историю этого периода, и основных событиях; - формирование гражданско-правовой культуры учащихся на основе принципов демократии; - формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; - воспитание чувства гордости за героическое прошлое своего народа; - воспитание в духе национального взаимодействия разных наций и народов; - воспитание гармонично развитой личности, формирование мировоззрения; - развитие гражданственности и национального самосознания обучающихся; - развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края; - развитие мышления, памяти и внимания; - уважительного отношения к национальной духовной культуре своего народа, его языку, истории, обычаям, традициям, чувства солидарности и единства народов, населяющих нашу страну; -умение работать коллективно.


Содержание Программы

1. Мой край родной Цель: Воспитание у ребят чувства гордости и любви к родному краю, как к своей малой Родине. Задачи: 1.Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у детей позицию «Я - гражданин, патриот Крыма». 3. Формировать экологическое поведение. Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал, изготовление поделок из природного, бросового материала, праздник.

2. Растим патриота и гражданина России Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 2. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. 3. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 4.Соотносить права и обязанности детей. 5. Развивать ученическое самоуправление. Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. Беседы, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.

3. Связь поколений Цель: Осознание ребятами как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у ребят чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники посвященные памятным датам. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1. Вовлечение и подготовку школьников к участию в работе по сохранению памяти о защитниках Отечества.
  2. Пропаганду боевых традиций народа.
  3. Воспитание чувства гордости за подвиг старшего поколения.
  4. Воспитание бережного, отношения к героическому прошлому, памяти о тех, кто воевал, отстоял свободу и независимость нашего народа.
  5. Воспитательно-учебный компонент, основанный на предметном начале с 1 по 4 классы.
  6. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
  7. Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
  8. Школьное самоуправление.
  9. Участие в тематических конкурсах, выставках.
  10. Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.

Этапы реализации Программы:

I этап: проектный - 2014-2015 учебный год Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи:

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический - 2016-2019 учебные годы Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я - патриот России». Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 3.Развивать ученическое самоуправление. 4. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры. 6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации программы. 8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический - 2018-2019 учебный год Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1. Обобщить результаты работы школы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Спланировать работу на следующий период.

Механизм реализации Программы Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство, а также тесное сотрудничество со всеми музеями города, библиотеками, общественными организациями. Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей. При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о школьных, городских, областных, всероссийских конкурсах.

Оценка эффективности реализации Программы Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 1. Гражданские навыки: уметь работать и действовать самостоятельно и в коллективе; знать свои права и обязанности и уметь их использовать; уметь принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию; 2. Осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине; права и свобода человека и гражданина; символика Российской Федерации; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность. Количественные параметры:

  1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
  2. качество школьных отношений (отношения детей к школьной жизни, к учителю, классу, совместным делам);
  3. деятельность детской организации;
  4. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  5. проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: В школе как в воспитательно-образовательной системе: - создание системы гражданско-патриотического воспитания; - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. Модель выпускника: - в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание ребятами высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. - в познавательной сфере: развитие творческих способностей; Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание ребят, как основа личности будущего гражданина России.

В результате обучения учащиеся будут иметь представление:

  1. О сложности и многомерности истории нашего Отечества;

  2. О правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;

  3. О причинно-следственных связях исторических событий;

  4. Как использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития России и других стран;

  5. Как проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

  6. Как сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;

Знать:

  1. Основные события и периоды отечественной истории;

  2. О героических страницах и подвигах людей;

  3. Как составлять сравнительные таблицы и обобщать факты.

  4. Как составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

  5. Как соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

  6. Как классифицировать исторические события и явления по указанному признаку;

Уметь:

  1. Высказывать суждение о назначении, ценности источника, выявлять их сходства и различия;

  2. Рассказывать (устно или письменно) о важнейших исторических событиях, их участниках;

  3. Давать развернутое описание исторических объектов, памятников;

  4. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

  5. Называть характерные, существенные черты событий и явлений прошлого;

  6. Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

  7. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  8. Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.

  9. Вести дискуссию;

  10. Соотносить даты отечественной истории с определенными явлениями мировой истории.

















Мой край родной

Дата

Тема

Цели

Форма проведения

Сентябрь

«Знаешь ли ты свой город?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Беседа, анкетирование

«История нашего города. Символика»

Расширить сведения детей об истории своего города.

Диспут

«Угадай, где я нахожусь?»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города

Дидактическая игра

Октябрь

«Где я отдыхал летом»

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

Рисование

«Конкурс стихов поэтов о родном крае».


Конкурс чтецов

«История возникновения родного города»


Воспитывать интерес к истории города

Выпуск листовки

Ноябрь

«Центральная улица города».

Сравнить улицу первоначальную (фото) и современную. Знать о историческом центре современного города, значение и важность его сохранения

Дидактическая игра

«Улицы родного города»

Учить передавать красоту родного города

Изобразительная деятельность

« Парад овощей»

КТД

декабрь


«Достопримечательности родного города»


Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками

Экскурсия, памятники

родного края.


«Город-музей» Найди отличия»

Сравнивать особенности старого и современного города

Дидактическая игра




« Здравствуй Зимушка-зима»

Знакомить с традициями и обычаями

КТД, праздник















Январь-

Февраль

«Придумай названия будущим улицам города»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Развитие творческого мышления.

Творческое задание

«Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии города от профессий села

Дидактические игры

«Все профессии важны»…

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно-ролевые игры

«Делу - время, потехе - час»

Закреплять знание русского фольклора

Конкурс пословиц и поговорок

«Предприятия родного города»

Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции

Беседа, экскурсия

«Флора и фауна Крыма»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

Классный час, КВН.

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе

Акция

«Птицы Крыма»

Формирование знаний о птицах Крыма, поиск необходимой информации совместно с родителями

Изготовление альбома

«Красная книга Крыма»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой

Практическое занятие

Март

« Ярмарка женских профессий»

Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

КТД, праздник

«Территория школы - цветущий сад»

Содействовать патриотическому воспитанию, уважительному отношению любви к малой Родине, воспитание положительного отношения к труду.

Проект





Апрель

«Что лишнее?»

Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города.

Дидактическая игра

«Символика родного города»

Познакомить детей с гербом города.

Стихи, песни об Армянске.

Рисование

"Дорисуй герб".

Сделаем наш город чище

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Практическое занятие



Май

«Моя Родина-Крым»

Обобщить знания о флоре и фауне Крыма;

Защита проекта

«Знаменитые люди города»

Познакомить детей с именами жителей, которые прославили наш город.

Викторина "Имена, имена, имена"


« Дом- край-мир»

Реализация национально - регионального компонента: воспитание любви и гордости за родной город; подвести детей к пониманию, что забота о городе, улице, доме, где мы живем - долг каждого из нас.

Классный час.

«Что ты знаешь о своей малой Родине?»

Выявление усвоенных знаний детьми

Диагностика

"Я славлю город, в котором живу"

Воспитание любви и гордости за родной город; развитие творческого воображения.

Презентация альбома



Растим патриота и гражданина России



Дата

Тема

Цели

Форма проведения

Сентябрь

Выборы актива класса

Развивать ученическое самоуправление.

Анкетирование

«Основные положения Конвенции»

Способствовать осознанию ответственности за свои права.

Беседа


«Овеянные славою флаг наш и герб»




Воспитание патриотизма и гражданственности у детей популяризации государственных символов РФ.

Классный час

Октябрь

«Наши права и обязанности»

Повышение правовой грамотности

Викторина по правовой тематике.

Ноябрь

«Богатырская наша сила»

Воспитание уважительного к национальной духовной культуре

Мероприятие по русским былинам

«Русский народ и его истоки»

Декабрь

«Толерантность - это…»

Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам

Классный час

Январь

Музей под названием «Русские чудеса»


Диспут

«Образование в современном мире»


Классный час

Февраль

День защитника Отечества.

Познакомить с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества. Вспомнить славные подвиги земляков.

Классный час

Март

« Ярмарка женских профессий»

Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей..

КТД

Апрель

«Религии»


Беседа

Май




Беседы с участковым уполномоченным милиции.


Беседа

Мы - граждане России"

формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений обучающихся о смысле понятия "гражданин".

Классный час-размышление

"Я, моя семья, мои друзья".


воспитание чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.

Классный час, сбор пословиц по данной тематике.















Связь поколений



Дата

Тема

Цели

Форма проведения

сентябрь

Мы - граждане России"

формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о смысле понятия "гражданин".

Устный журнал

октябрь

«Песни военных лет»

Познакомить с песнями ВОВ, рассказать о роли песен в жизни людей.

Музыкальная гостиная





Ноябрь


« Дети и Великая отечественная война»

«Блокада Ленинграда. Дневник Татьяны Савичевой»

рассказать учащимся о роли детей в годы войны; расширить знания детей о войне; заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры; воспитания уважения к защитникам Родины;

развивать патриотические чувства.

Месячник

Разведчица, партизанка, комсомолка - Зоя Космодемьянская.

Классный час

Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова - пионеры герои, сыны и дочери полка.

Классный час

декабрь

Города -герои (Ленинград, Смоленск, Керчь, Минск, Москва, Новороссийск, Волгоград, Севастополь, Мурманск, Брест


Месячник




январь

Герои Великой Отечественной Войны:

А) Жуков Георгий Константинович
Б) Малиновский Родион Яковлевич
В) Рокоссовский Константин Константинович
Г) Ворошилов Климент Ефремович





Воспитание уважения

к защитникам Родины;

Развивать патриотические

чувства.


Месячник

февраль

События, люди, даты.

Блиц-турнир


март

"Ордена и медали".

Практическое задание

«Подвиг панфиловцев»


апрель

« Чье детство пришлось на военные годы»

Познакомить ребят с ветеранами города, способствовать формированию гордости за людей той эпохи.

Встреча с ветеранами города.

Содружество независимых государств.

Познакомить с символикой 11 независимых государств.

Расширить представление детей о родной стране

Урок солидарности.

(игра: «символы-государств-участников СНГ»)

май

«Служили они великому делу»

Познакомить с бывшими фронтовиками и работниками нашей школы.

Встреча - чествование ветеранов войны.

«Мир глазами детей»,

« Помнить больно - забыть нельзя»

Совершенствование навыков ИЗО,

Воспитание патриотизма.

Конкурс рисунков.

« Память о героях священна»


Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворений, воспитание патриотизма.

Конкурс чтецов.

«Нам завещана память и слава»

Содействовать военно-патриотическому воспитанию, уважительному отношению к участникам Вов, воспитанию любви к Родине и готовности к её защите

Торжественная линейка

«Путь к победе»

Урок мужества




17


© 2010-2022