Программа курса по выбору Логическая математика для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Программа

курса по выбору

по математике

«Логическая математика»

(1 класс)

2015 - 2016 учебный год






учитель начальных классов

Шевелёва Татьяна Павловна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Курс «Логическая математика» расширяет математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса «Логическая математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ. Данный курс учитывает возрастные особенности младших школьников. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 класса.



Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Задачи: Обучающие: обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе. Развивающие: развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение. Воспитательные: расширять коммуникативные способности детей, формировать культуры труда и совершенствовать трудовые навыки.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; - формирование пространственных представлений и пространственного воображения; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Формы организации деятельности.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие. К репродуктивным относятся: а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу, б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков. Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера. Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний. Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий. Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:  занимательность;  научность;  сознательность и активность;  наглядность;  доступность;  связь теории с практикой;  индивидуальный подход к учащимся.

Методы обучения.

В процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.


Содержание программы.

1 класс (33 часа) Пространственные представления Формирование пространственных представлений «влево», «вправо», «вверх», «вниз», «за», «перед», «между». Путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Работа с фигурами. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Тематическое планирование курса «Логическая математика»

1 класс (33часа)
№ Тема Кол-во часов Содержание занятий 1 Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». 1 Игры на внимание. Практическое занятие. 2 Пространственные представления «перед», «за», «между» 1 Инсценировка сказки «Репка»
3,4 Математическая карусель.
2 Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». 5 Геометрические фигуры вокруг нас. 1 Практическое занятие за пределами здания школы 6,7 Конструирование фигур из деталей.
2 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 8,9 Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
2 Изготовление аппликации из бумаги с использованием геометрических узоров. 10,11 Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. 2 Составление иллюстраций, имеющих ось симметрии
12 Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) 1 Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. 13 Проведение линии по заданному маршруту.(Практическое занятие) 1 Выбор кратчайшего маршрута от определенного здания до школы. 14,15 Прятки с фигурами.
2 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» 16,17 Веселая геометрия.
2 Выполнение заданий, формирующих геометрическую наблюдательность. 18 Игра-соревнование «Самый, самый» 1 Промежуточный контроль усвоения полученных знаний 19 Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. 1 Изготовление аппликации по собственному замыслу 20 Уголки. 1 Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. 21 «Спичечный конструктор» 1 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. 22 Волшебная шкала линейки.
1 Сведения из истории математики: история линейка возникновения линейки. 23,24 Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. 2 Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Рисунки на асфальте. 25 Закономерность в расположении деталей 1 Игры «Сложи квадрат». «Спичечный конструктор» 26 Объёмные фигуры: конус, пирамида, куб. 1 Моделирование из проволоки. 27,28 Работа с конструкторами 2 Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. 29 Путешествие точки.
1 Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). 30 Игры с кубиками. 1 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). 31,32 ЛЕГО конструкторы.
2 Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. 33 Математическое путешествие. 1 Игра-путешествие по итогам материала, пройденного за год Итого 33 часа

Ожидаемые результаты и способы определения результатов. К концу 1 класса учащиеся должны ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Знать основные признаки геометрических фигур, видеть их отличительные особенности. Уметь: - выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; -анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции, составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; - выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции, -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием, объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; -анализировать предложенные возможные варианты верного решения, -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими: Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_______________________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось___________________________________ Я думаю, это потому, что __________________________________________ Самым интересным было ___________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя ________________________________ Для отслеживания результативности программа включает промежуточный и итоговый контроль в игровой форме.

Оборудование и кадровое обеспечение программы.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Логическая математика» необходимы следующие принадлежности: набор геометрических фигур; компьютер, наличие карточек с играми и заданиями;


Список рекомендованной литературы.

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике 1-4 классы. - М.: Вако, 2006
2.Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1 классе. - М.: Илекса, 2002.

3. Узорова О.В.контрольные и олимпиадные работы по математике. - М.:АСТ Астрель,2003.

4. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост.Калугин М.А. - Ярославль: Академия развития, 1997.



















© 2010-2022