- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа 3 класс. Математика Петерсон
Рабочая программа 3 класс. Математика Петерсон
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Овчинникова В.Т. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» Руководитель МО МОУ ___________ Л.Л.Думнова Протокол №1 от ________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ О.С.Пичуева ___________ 2015 г. | «Утверждено» Директор МОУ ___________ О.А.Ловцова _________2015 г. |
Рабочая программа
по математике
для 3 - Б класса
(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный)
Учитель Овчинникова В.Т.,
_высшая_____квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по курсу «Математика» автор Л.Г.Петерсон для общеобразовательных школ. Сборник рабочих программ система учебников «Перспектива» 1- 4классы.Авторы:Л.Г.Петерсон.О.А.Железникова,Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина,М.В.Бойкина,М.Ю,Новицкая,С, В, Анащенкова- М.: Просвещение/ 2011
2015/2016 учебный год
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: 1.Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. 2.Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 3. Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; 4. Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ №39 на 2015/2016 учебный год. 5. Рекомендаций примерной рабочей программы курса «Математика» ,автор Л.Г.Петерсон Сборник рабочих программ система учебников «Перспектива» 1- 4 классы \ Авторы: Л.Г.Петерсон.О.А.Железникова,Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина,М.В.Бойкина,М.Ю,Новицкая, С, В, Анащенкова- М.: Просвещение/ 2011 Программа адресована учащимся 3-б класса. Срок реализации программы - 1 год. Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Данная рабочая программа разработана на основе «Примерной программы начального общего образования», (часть 1, издательство «Просвещение», 2009 год) и авторской (2012 года издания) программы «Математика» Л. Г. Петерсон, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Выбор указанной программы обоснован тем, что в основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификация аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Особенность класса:
Данный курс будет реализован в 3-б классе. Учебный материал предусматривает возможность работы по нему детей разного уровня подготовки- на основе принципа минимакса и психологической комфортности. Учащиеся в процессе обучения математики используют математические знания для описания окружающего мира в количественном и пространственном отношении, способы рационального мышления, владеют математической речью, аргументируют свои ответы, работают в соответствии с заданными алгоритмами. С целью повышения качества усвоения материала программы внесены следующие изменения: В части 1 учебника:
- уроки 18,19 «Как люди научились считать» (стр. 46-59) заменены на темы «Решение задач с использованием формулы работы», «Решение задач с использованием формул: пути, стоимости, работы»;
- урок 41 «ИКС-педиция к математическому полюсу» (стр. 107-111) можно использовать в качестве дополнительного для учащихся с высокой мотивацией учения или в качестве подготовки к математическим олимпиадам
- урок 53 «Деление на однозначное число» используется как дополнительный, с целью подготовки к контрольной работе.
- урок 55 «Умножение и деление многозначного числа на однозначное» используется как дополнительный, с целью закрепления нового способа умножения.
- уроки 73,47,76 - дополнительные по теме «Решение составных уравнений» предполагают отработку навыка решений заданий нового вида.
В 3 части учебника:
- уроки 90,92 - дополнительные по теме «Решение задач на движение» предполагают отработку навыка решений задач нового вида.
- урок 98- дополнительный по теме «Умножение на двузначное число» предполагает отработку навыка решений заданий нового вида.
- урок 101- дополнительный по теме «Умножение на трёхзначное число» предполагает отработку навыка решений заданий нового вида.
- урок 107 - дополнительный по теме «Решение задач с использованием формул» предполагает отработку навыка решений задач нового вида.
- уроки 112,113- дополнительные по теме «Решение задач по формуле произведения» предполагают отработку навыка решений задач нового вида.
- уроки 120-136 связаны с повторением изученного за курс 3 класса. Материал для дополнительных уроков можно брать из справочных пособий для начальной школы «Контрольные и проверочные работы по математике», «2500 задач» авторов Е. А Нефёдовой, О.В. Узоровой.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по математике, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. Практическая реализация данной концепции находит выражение: 1) В логике построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий; 2) В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями; 3) В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них умения контролировать и оценивать свои действия; 4) В методике обучения решению текстовых задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи; 5) В методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приёмов умственной деятельности; 6) В построении уроков математики, на которых реализуется геометрическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Цели и задачи курса. Основными целями курса математики для 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике
- создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.
Структура курса.
Характеристика содержания обучения математике Изучение чисел и величин. Понятия множества и величины вводятся параллельно. Наглядно очевидные свойства операций над множествами и величинами должны находить отражение друг в друге. Лишь синтез теоретико-множественного подхода к начальному курсу математики с изучением скалярных величин и их свойств может привести к правильному формированию математических понятии у учащихся. Число вводится на основе счета и измерения. Учащиеся сначала, опираясь на житейский опыт и конкретные примеры, усваивают понятия множества и величины (при этом множества рассматриваются лишь как непересекающиеся, а сам термин сначала заменяется словами «группа предметов», «совокупность»). Число - то общее свойство, которым обладают, например, множества пальцев на руке, концов звезды на военной фуражке и др. С другой стороны, это результат измерения длины отрезка, массы, объема, когда мерка укладывается в величине определенное количество раз. Таким образом, понятия «множество» и «величина» подводят к понятию числа. Операции над множествами изучаются параллельно с соответствующими операциями над величинами и служат основой изучения соответствующих операции над числами. Это позволяет раскрыть оба подхода к построению математической модели «натуральное число». Изучение элементов алгебры связано с числовой линией. С самых первых уроков вводится буквенная символика. Как правило, запись общих свойств операции над множествами и величинами обгоняет соответствующие навыки учащихся в выполнении аналогичных операций над числами. Это позволяет создать для каждого из таких операций общую рамку, в которую потом, по мере выделения новых классов чисел, укладываются новые операции пал этими числами и свойства этих операций. Тем самым создается теоретически обобщенный способ ориентации в учениях о конечных множествах, величинах и числах, позволяющий потом решать обширные классы конкретных задач. Особенности изучения геометрических понятий их раннее введение. Запас геометрических представлений и навыков, который накоплен у учащихся к 3-4 классу, позволяет поставить перед ними новую, значительно более глубокую и увлекательную цель: исследование и «открытие» свойств геометрических фигур. С помощью построений и измерений они выявляют различные геометрические закономерности, которые формулируют как предположение, гипотезу. Достаточно большое внимание уделяется в курсе формированию алгоритмической, логической и комбинаторной линии. Функциональная линия строится вокруг понятия функциональной зависимости величин, являющегося промежуточной моделью между реальной действительностью и общим понятием функции.
Планируемые результаты в 3-м классе. Требования к математической подготовке младших школьников предъявляются на двух уровнях. Первый уровень характеризуется теми знаниями и умениями, возможность формирования которых обеспечивается развивающим курсом математики. Естественно, практическое достижение этого уровня окажется для некоторых школьников невозможным в силу их индивидуальных особенностей. В связи с этим выделяется второй уровень требований, он характеризует минимум знаний, умений и навыков на конец года обучения соответственно требованиям государственного стандарта общего образования.
К концу 3-го класса обучающиеся должны: В результате работы по курсу «Математика» дети научатся:
- названия и последовательность чисел в пределах 1000 ( с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая единица счета;
- единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объем (литр, см, дм, м), массы (кг, центнер), площади (см, дм, м), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
- формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
- пользоваться изученной математической терминологией;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100(в том числе и деление с остатком);
- выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100;
- выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление в остальных случаях;
- выполнять проверку вычислений;
- использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
- решать задачи на 1-2 все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений в 2-4 действиях;
- решать уравнения на основе зависимости между компонентами и результатом действий;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- сравнивать величины по их числовым значениям, выражать другие величины в изученных единицах измерения;
- определять время по часам с точностью до минуты;
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему;
- устанавливать зависимость между величинами, характеризующие процессы: движения( пройденный путь, время, скорость), купли-продажи (количество товара, его цена и стоимость)
В процессе работы по курсу «Математика» дети учатся:
- формулу объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
- формулу пути;
- количество, название и последовательность дней недели, месяцев в году;
- находить долю от числа, число по доле;
- решать задачи на 2-3 все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- решать способом подбора неравенства с одной переменной;
- использовать уравнения при решении текстовых задач;
- выделять их множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
- узнавать и называть объемные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
- выделять из множества параллелепипедов куб;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия ( сложение, вычитание, умножение, деление);
- устанавливать принадлежность или непринадлежность к множеству заданных элементов;
- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
- читать информацию, заданною с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
- строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
- решать удобным для себя способом ( в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
- выписывать множество всевозможных результатов(исходов) простейших случайных экспериментов;
правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»; - составлять алгоритмы простейших задач на переливания;
II.Общая характеристика курса .
Содержание курса математики строится на основе: − системно-деятельностного подхода; − системного подхода к отбору содержания; Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом. Основой организации образовательного процессса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид: 1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью ор- ганизуется их мотивирование на основе механизма « надо» − « хочу» − « могу» . 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
-
Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Помимо уроков открытия нового знания, существуют следующие типы уроков:
- уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
-
уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
-
уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.
Педагогические условия и средства реализации планируемых результатов.
Формы: урок. Типы уроков:
- уроки открытия нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки обобщения и систематизации знаний;
- уроки развивающего контроля.
Характерные для учебного курса формы деятельности учащихся
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
III. Место курса в учебном плане Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю, всего 540 часов: в 1 классе 132 часа, а во 2, 3 и 4 классах − по 136 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:
1. Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики;
- начальные представления о целостности окружающего мира, об истории развития математического знания и роли математики в системе знаний;
- установка на самостоятельность и личную ответственность в учебной деятельности;
- проявление мотивации к учебной деятельности, понимание того, что успех в учении, главным образом, зависит от самого ученика;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция;
- установка на спокойное отношение к ошибкам как к «рабочей» ситуации, поиск способов коррекции своих возможных ошибок;
- представление о правилах сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности;
- освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
представления об основных правилах общения и опыт их применения;
- становление основ гражданской российской идентичности, уважение к своей семье и другим людям, своему Отечеству;
- представление об активности, доброжелательности, честности и терпении в учебной деятельности, и принятие их как ценностей, помогающих ученику получить хороший результат;
- опыт самостоятельной успешной математической деятельности по программе 3 класса.
Учащийся получит возможность для формирования:
- активности, доброжелательности, честности и терпения в учебной деятельности;
- спокойного отношения к нестандартной ситуации, веры в свои силы;
-
интереса к изучению математики и учебной деятельности в целом;
-
опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, выхода из спорных ситуаций путём применения согласованных ценностных норм;
-
мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
- определять функции ученика и учителя на уроке;
- осваивать начальные умения проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта;
-
уметь контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- определять и фиксировать основные этапы и шаги учебной деятельности (два основных этапа, структуру первого этапа - 6 шагов);
-
применять правила выполнения пробного учебного действия;
- фиксировать свое затруднение в учебной деятельности при построении нового способа действия;
- применять правила поведения в ситуации затруднения в учебной деятельности;
- действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения учебной задачи;
- использовать математическую терминологию, изученную в 3 классе, для описания результатов своей учебной деятельности;
-
комментировать свои действия во внешней речи;
-
применять правила самопроверки своей работы по образцу.
Учащийся получит возможность научиться:
-
определять причину затруднения в учебной деятельности;
-
планировать коррекционную работу своей учебной деятельности.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- анализировать рисунки, таблицы, схемы, тексты задач и др., определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- сравнивать объекты, устанавливать и выражать в речи их сходство и различие;
-
формировать специфические для математики логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
- обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера;
- понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 3 класса;
- читать и строить схематические рисунки и графические модели для решения текстовых задач;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии с программой 3 класса (алгоритм, множество, классификация и др), отражающих связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знаний;
- выявлять лишние и недостающие данные, дополнять ими тексты задач, составлять и решать собственные задачи, примеры и уравнения по программе 3 класса;
- понимать и применять знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради 3 класса для организации учебной деятельности.
Учащийся получить возможность научиться:
- исследовать ситуации, требующие количественного описания объектов, сравнения и упорядочения чисел и величин, установления пространственно-временных отношений;
-
анализировать сложные текстовые задачи;
-
работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»;
-
овладеть навыком смыслового чтения текстов;
-
применять знания по программе 3 класса в измененных условиях;
- решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии с программой 3 класса.
Коммуникативные УУД Учащийся научится:
-
применять правила поведения на уроке;
-
задавать вопросы учителю и одноклассникам и отвечать на вопросы;
- участвовать в обсуждении различных вариантов решения учебной задачи, не бояться высказать свою версию, аргументировать свою точку зрения;
- понимать возможность иной точки зрения, уважительно к ней относиться, высказывать в культурных формах свое отношение к иному мнению (в том числе, и несогласие);
- уметь работать в паре и группе, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, не допускать конфликты, а при их возникновении-конструктивно их разрешать.
Учащийся получить возможность научиться:
• устанавливать товарищеские отношения со сверстниками, проявлять активность в совместном решении задач и проблем; • уважительно вести диалог, не перебивать других, аргументировано выражать свое мнение;
- осуществлять взаимоконтроль, при необходимости оказывать помощь и поддержку сверстникам;
- вести себя конструктивно в ситуации затруднения, признавать свои ошибки и стремиться их исправить.
Вид контроля
Вид работы
1
четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Промежуточный
Регулятивные УУД. «Проба на внимание»
(П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
1
-
-
-
1 Коммуникативные УУД. «Рукавичка» (методика Г.А.Цукерман и др.)
-
-
1
-
1 Итоговый Комплексные работы
-
1
-
1
2
- Сроки проведения диагностических, контрольных, проверочных работ могут варьироваться учителем в зависимости от возможных изменений, происходящих в педагогическом процессе.
3. Предметные результаты
Учащийся научится
-
освоению опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-
использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
-
овладеет устной и письменной математической речью, основами логического, алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта, измерения, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы), исполнять и строить алгоритмы;
-
выполнять устно и письменно арифметические действия с натуральными числами в соответствии с программой 3 класса, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, множествами, цепочками, представлять, анализировать, интерпретировать данные;
-
освоению системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с программой 3 класса.
Учащийся получит возможность научиться
- приобретению первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- приобретению первоначальных навыков работы на компьютере;
- приобретению начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Система математических ЗУН к концу третьего года обучения.
Уметь:
-
на автоматизированном уровне складывать и вычитать числа в пределах 20, выполнять табличное умножение и деление;
-
читать, записывать и сравнивать многозначные числа, знать их десятичный состав и порядок следования в натуральном ряду;
-
выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное;
-
устно складывать, вычитать, умножать и делить в пределах 100 и выполнять действия с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-
применять правило порядка действий в выражениях, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них);
-
использовать переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения для упрощения вычислений;
-
читать числовые и буквенные выражения, содержащие из 1-2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное;
-
решать задачи в 2-3 действия всех изученных видов и проводить их самостоятельный анализ;
-
решать простые уравнения основных видов (а+х=в, а-х=в, х-а=в, а*х=в, а:х=в, х:а=в) с комментированием по компонентам действий;
-
устанавливать принадлежность множеству его элементов, включение множеств;
-
обозначать элементы множеств на диаграмме Эйлера-Венна, находить объединение и пересечение множеств;
-
чертить с помощью циркуля и линейки отрезок, прямую, луч, окружность, находить их пересечение;
-
измерять длину отрезка и строить отрезок по его длине;
-
выполнять перевод из одних единиц измерения в другие;
-
определять время по часам;
-
находить периметр многоугольника по заданным длинам его сторон и с помощью измерений;
-
строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник, вычислять площадь прямоугольника и площадь фигур, составленных из прямоугольников;
-
выполнять простейшие преобразования фигур на клетчатой бумаге (перенос на данное число клеток в данном направлении, симметрия).
Знать:
- названия компонентов действий;
- формулу пути (s=vxt), формулу стоимости (С=аxn), формулу работы (А=wxt), площади и периметра прямоугольника (S= axb, P= (a+b)x2), уметь их использовать для решения текстовых задач;
- единицы измерения длины, площади, объёма, массы и времени; названия месяцев и дней недели.
Система оценки достижений учащихся
-
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки :
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе еговыполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
- невыполненное задание считается грубой ошибкой.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
- неверные вычисления в случаях, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Нормы оценок
Вычислительные навыки
Решение задач
Комбинированная работа
«5»
Без ошибок
«5»
Вся работа верна
«5»
Без ошибок
«4»
1 грубая, 1-2 негрубые ошибки
«4»
1-2 негрубые ошибки
«4»
1 грубая, 1-2 негрубые ошибки, но не в задаче
«3»
2-3 грубые, 1-2 негрубые ошибки или 3 негрубых ошибок
«3»
1 грубая, 3-4 негрубые ошибки
«3»
2-3 грубые, 3-4 негрубые, ход задачи верен
«2»
4 и более ошибок
«2»
2 и более грубых ошибки
«2»
Работа выполнена неверно, 4 грубые ошибки
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Оценивание устных ответов. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решения задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью ученика;
- неправильное произношение математических терминов.
VI. Содержание тем учебного курса.
Раздел
Основной материал раздела
Дополнительный материал раздела
«Числа и арифметические действия с ними» -35 ч.
-считать тысячами;
- знать разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д.;
- знать нумерацию , складывать, вычитать, сравнивать многозначные числа в пределах миллиона;
- умножать и делить числа на 10,100,1000 и т.д., письменно умножать и делить (без остатка) круглые числа;
- представлять многозначные натуральные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
-умножать многозначное число на однозначное, записывать умножение «в столбик»;
- делить многозначное число на однозначное, записывать деление «углом»;
- умножать на двузначное и трёхзначное число;
- проверять правильность выполнения действий с многозначными числами алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе;
- устно складывать, вычитать, умножать и делить многозначные числа в пределах 100;
- упрощать вычисления с многозначными числами на основе свойств арифметических действий;
- использовать алгоритмы изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами.
- знать нумерацию , складывать, вычитать, сравнивать многозначные числа в пределах
1 000 000 000 000; - знать общий случай умножения многозначных чисел.
«Работа с текстовыми задачами» - 40 ч.
- анализировать задачи, строить графические модели и таблицы, планировать и реализовывать решения; - искать разные способы решения задач; - решать составные задачи в 2-4 действия с натуральными числами на смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное сравнение; - решать задачи, содержащие зависимость между величинами вида а = в х с: путь-скорость-время (задачи на движение), объём выполненной работы-производительность труда-время (задачи на работу), стоимость-цена товара-количество товара (задачи на стоимость) и др.; - решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; - решать задачи на вычисление площадей фигур. составленных из прямоугольников и квадратов; - складывать и вычитать изученные величины при решении задач. -уметь классифицировать простые задачи изученных типов; - знать общий способ анализа и решения составной задачи; - решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.
«Геометрические фигуры и величины» - 11 ч. - знать единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними; - преобразовывать геометрические величины, сравнивать их значения, складывать, умножать и делить на натуральное число.
- преобразовывать фигуры на плоскости; - строить симметричные фигуры относительно прямой; - строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге; - находить фигуры, имеющие ось симметрии; - различать прямоугольный параллелепипед и куб, находить их вершины, рёбра, грани; -строить развёртки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда.
«Величины и зависимости между ними» - 14 ч. - наблюдать зависимости между величинами и фиксировать их с помощью таблиц; - измерять время, знать единицы времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда; - определять время по часам, знать названия месяцев, дней недели, соотношения между единицами времени; - знать единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними; - преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать однородные величины. - знать что такое «переменная», находить выражения с переменной, значения переменной; - знать формулы площади и периметра прямоугольника: S=a x b, P= (a+b)x2, формулы площади и периметра квадрата: S=a x 4, P= 4a формулы объёма прямоугольного параллелепипеда V= axbxc, формулу объёма куба V= axаxа; - знать формулу пути s=vxt и её аналоги: формулу стоимости С= ах х, формулу работы А= wxt и др., их обобщённую запись с помощью формулы а=вхс; - наблюдать зависимости между величинами, фиксировать их с помощью таблиц и формул; - строить таблицы по формулам зависимостей и формул зависимостей по таблицам.
«Алгебраические представления» - 10 ч.
- знать формулу деления с остатком: а=вхс+r,r меньше b; - решать простые уравнения, находить неизвестный компонент уравнения.
- находить корень уравнения, множество корней уравнения; - решать составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых(вида а+х=в, а+х=в, х-а =в, аХх=в, а:х=в, х : а =в); -комментировать решения уравнений по компонентам действий.
«Математический язык
и элементы логики» - 14 ч. - уметь записывать многозначные числа, обозначать их разряды и классы; - записывать уравнения, множества, переменные, формулы, изображать пространственные фигуры; - определять истинность и ложность высказываний; - строить простейшие высказывания с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что…», «не», «если…,то…» «каждый», «все», «найдётся», «всегда», «иногда».
- знать что такое «множество», «элементы множества»;
- задавать множества перечислением его элементов и свойством;
- знать что такое «пустое множество», его обозначение, «равные множества», диаграмма Эйлера-Венна;
- знать что такое «подмножество», знаки пересечение, объединение множеств, свойства пересечения, объединения множеств;
- записывать переменные, формулы с переменными.
«Работа с информацией и анализ данных» - 12 ч. - использовать таблицы для представления и систематизации данных, интерпретировать таблицы; - выполнять проектные работы по темам: «Из истории натуральных чисел», «Из истории календаря»; - планировать поиск и организацию информации, поиск информации в справочниках, энциклопедиях, Интернет-ресурсах; - оформлять и представлять результаты выполнения проектных работ; - выполнять творческие работы по теме «Красота и симметрия в жизни»; - обобщать и систематизировать знания, изученные в 3 классе. - классифицировать элементы множеств по свойству; -упорядочивать и систематизировать информацию в справочной литературе; - решать задачи на упорядоченных перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей;
- составлять портфолио ученика 3 класса.
Тематическое планирование курса математики в 3классе
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
Обоснование на корректировку программы
По авторской
программе
По рабочей
программе
1.
Множество
19
19 Количество часов на каждую тему выдержано в рабочей программе, но изучение каждой длится в течение всего года и тесно переплетается с другими содержательными линиями. Календарно-тематическое планирование составлено строго с методическими рекомендациями авторов программы.
2. Операции над числами
21
21
3.
Умножение и деление многозначных чисел
20
20
4.
Меры времени. Выражение с переменной. Уравнение.
19
19
5.
Формулы
41
41
6.
Повторение
16
16
Итого:
136 ч
136 ч
Особенности организации контроля по математике Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
С целью диагностики предметных результатов в 3 классе планируются следующие виды работ:
Вид контроля
Вид работы
1ч.
2ч.
3
4 ч.
Год Текущий контроль Самостоятельные работы
6
5
7
5
23 Математические диктанты
6
5
7
4
22 Промежуточный контроль Входная
1
-
-
-
1 Контрольная работа по разделу
2
1
2
2
7 Итоговый контроль Комплексные диагностические работы
-
1
-
1
2 Контрольные работы по итогам четверти, года
1
1
1
2
5 Самостоятельные и контрольные работы представлены в пособии Л.Г. Петерсон «Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 3, варианты 1 (2).
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 1. Дополнительная литература.
1. «Перспектива» Сборник рабочих программ. Смстема учебников «Перспектива» Москва: Издательство «Просвещение» 2011. Раздел «Математика» авт.: Л.Г.Петерсон
2.Л. Г. Петерсон. Математика. 3класс. Методические рекомендации. М.: Вако 2013.
Литература для учащихся:
1.«Учусь учиться». 3 класс. Учебник в 3 частях. Л. Г. Петерсон М.: Издательство «Ювента», 2013.
2. Л. Г. Петерсон. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 3класс. В 2 частях. М.: Издательство «Ювента», 2012.
2. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival. 1september.ru 4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : km.ru/ education 6. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа : prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371 3. Технические средства обучения.
- Мультимедийный проектор.
-
Экспозиционный экран.
-
Ксерокс.
-
Компьютер.
2. Набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамида.
VIII.Календарно-тематическое планирование
(смотри Приложение № 2 )
24