Программа внеурочной деятельности в начальных классах. (Проектная деятельность)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности в начальных классах «Умелые руки». (Проектная деятельность)

Пояснительная записка.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-9 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта

У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер . Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Задачи данной программы:

Обучающие:

1.Способствовать расширению представления детей об окружающем мире.

2.Расширять и обогащать практический опыт работы с различными видами инструментов и материалом.

3.Ознакомить детей с различными технологиями ручного труда.

4.Сформировать навыки самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий

. Воспитательные:

1.Воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности.

2. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия работ.

3 .Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности и фантазию.

4. Сформировать в коллективе дружеские доброжелательные отношения, основанные на взаимопомощи, товариществе.

Развивающие:

1. Создать условия для формирования и развития у детей культуры художественного творчества.

2.Способствовать формированию целостности восприятия объектов окружающего мира.

3.Развить способность выражать мысли и чувства через создание поделок, коллажей, панно, аппликаций.

4.Укрепить на занятиях творческую атмосферу, предоставить учащимся возможности для общения друг с другом и с педагогом.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию "Я хочу это сделать сам". В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только "под диктовку" учителя по принципу " делай как я",выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя "работу ума с работой рук", а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций(бригадир, рабочий и т.д.).

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Формирование УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Познакомиться с культурными традициями народов страны и их праздниками.

2.Уважительно относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Знать общетрудовые умения: правила организации рабочего места; название и назначение инструментов; материалов; правила техники безопасности при работе с инструментами.

2.Овладеть знаниями, умениями, навыками по работе с различными материалами.

3.Уметь различать технологии ручного труда, выполнять работы с использованием различных материалов, самостоятельно выполнять весь технологический процесс.

4.Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.

5. Уважительно относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

1Уметь плодотворно общаться друг с другом и с педагогом.

2.Уметь слушать и вступать в диалог при защите свой работы.

3.Участвовать в коллективном обсуждении.

4. Участвовать в выставках прикладного творчества.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Саморегуляции-мобилизации сил и энергии на преодоление

препятствий.

2. Составление плана и последовательности действий.

3. Прогнозирование-предвосхищение результата.

4. Доброжелательность, доверие и внимание к людям.

Программа кружка «Умелые руки»

Разделы занятий:


  1. Вводное занятие

  2. Работа с цветной бумагой

  3. Работа с картоном и бумажными салфетками

  4. Работа с картоном и вторичным

  5. Новогодние композиции

  6. Работа с тканью

  7. Работа с бумагой

  8. Работа с природным материалом

  9. Творческие проекты

Содержание программы.

1 .Вводное занятие.

Провести инструктаж по ТБ во время работы, соблюдении порядка на рабочем месте. Объяснить, зачем нужны человеку во время работы помощники. Выполнение элементов нарезания бумаги (фантазия из бумаги).

2 Работа с цветной бумагой.

Познакомить с видами аппликации из бумаги. Научить различать бумагу по виду, цвету, структуре и правильному подбору для выполнения аппликации. Научить навыкам перевода рисунка на основу, вырезания деталей аппликации и наклеивания. Оформления фона своей работы.

Выполнение проекта «Аппликация из цветной бумаги.»

3 Работа с картоном, бумажными салфетками.

Познакомить с новой техникой выполнения аппликации, научить выполнять детали (скручивание шариков), наклеивание на эскиз и оформления рамочки. Развивать во время работы моторику рук, эстетический вкус, фантазию

Выполнение проекта «Мастерская Деда Мороза». (Снежинки, игрушки, поздравительные открытки).

4 Работа с засушенными листьями деревьев.

Учить выполнять предметную аппликацию из двух целых деталей - засушенных листьев. Дать понятие о различных свойствах материалов, использованных в аппликации. Учить аккуратно и бережно обращаться с природным материалом, наклеивать на фон. Развивать воображение, умение видеть и находить в естественных формах листа необходимые для работы детали. Вызывать интерес к данному виду рукоделия, создать эмоциональный настрой и перспективу для деятельности с природным материалом. Воспитывать чувство взаимопомощи, желание помочь.

Выполнение проекта «Аппликация из засушенных листьев»

5 Творческие работы детей.

Работа над проектом «Поздравительная открытка»

Тематическое планирование

п/п

Содержание работы.

Всего часов

Теоретических

Практических

Дата

1

Вводное занятие.

-проведение входного контроля

-правила по ТБ

-соблюдение порядка на рабочем месте.

1

1

-

2

Знакомство с методами проектов.

- этапы реализации творческого проекта

- тематика проектных заданий

- результаты проектной деятельности

1

1

3

Аналитический этап. Выбор и обоснование темы. (аппликация из бумаги)

2

1

1

4

Выбор материалов, оборудования, инструментов.

2

1

1

5

Технологический этап. Выполнение проекта «Аппликация из цветной бумаги.»

8

2

2

2

2

6

Контрольно-обобщающий этап. Защита проекта.

2

2

7

Экскурсия в природу.

2

1

1

8

Организационно-подготовительный этап. Выбор и обоснование темы проекта.(Поделки из бумаги)

2

2

9

Работа над «звездочкой обдумывания». Выбор материалов, оборудования, инструментов.

2

1

1

10

Технологический этап. Выполнение проекта «Мастерская Деда Мороза». (Снежинки, игрушки, поздравительные открытки).

8

2

2

2

2

11

Контрольно-обобщающий этап. Защита проекта.

2

1

1

12

Организационно-подготовительный этап. Выбор и обоснование темы проекта. (Аппликации из природного материала.)

2


2

13

Обдумывание и выбор темы для каждого ученика. Выбор материалов, оборудования, инструментов.

2

1

1

14

Технологический этап. Выполнение проекта «Аппликация из природного материала»

8

2

2

2

2

15

Контрольно-обобщающий этап. Защита проекта.

2

2

16

Организационно-подготовительный этап. Выбор темы проекта. (Поздравительная открытка.)

2

1

1

17

Обдумывание и выбор темы для каждого ученика. Выбор материалов, оборудования, инструментов.

2

1

1

18

Технологический этап. Выполнение проекта «Поздравительная открытка»

8

2

2

2

2

19

Контрольно-обобщающий этап. Защита проекта.

2

1

1

20

Выставка работ. презентация

2

2

21

Подведение итогов работы за год. Экскурсия в природу.

2

1

1

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов - бумага, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея.

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика - из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров - шишки, коряги- сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок - пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; клей ПВА силикатный, шишки, катушки деревянные, спичечные коробки, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки.

Список литературы.

  1. Н.С.Ворончихин "Сделай сам из бумаги"

  2. Т.М. Геронимус "Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации". 1997г.

  3. Т.М. Геронимус "Работаем с удовольствием" 1998г.

  4. А.М.Гукасова "Рукоделие в начальных классах"

  5. М.А.Гусакова "Аппликация"

  6. М.А.Гусакова "Подарки и игрушки своими руками"

  7. Н.Докучаева "Сказки из даров природы"


© 2010-2022