Статья по теме: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ». В Законе Республики Казахстан «Об образовании» (ст. 11, п. 3) в качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования говорится: «…Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к своей Родине, уважать государственные символы, почитать народные традиции» /1,с. 19/. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности. Программа патриотического воспитания младших школьников направлена на выполнение следующих задач:

  • воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
  • формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
  • воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории, ее традициям, уважение к прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее.
Статья по теме: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».(Приложение 1) Вся работа по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности ведется по направлениям: 1. Историко - краеведческое и экскурсионное направление - система мероприятий, направленная на познание исторических и культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по познанию мира, дети посещают музей города и библиотеки, изучают народные праздники, возлагают цветы к обелиску Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами ВОВ, проводятся праздники к Дню защитников Отечества. 2. Гражданско-патриотическое направление - формирование гражданской позиции служения своему народу. По этому направлению проводили беседы «Конституция РК и права человека», «Символы РК», «Праздники РК», участвовали в ролевой игре «Ваши права», классный час «Я - гражданин РК», урок мужества «Войной опалённые строки». 3. Экологическое направление - воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», «Покормите птиц зимой», «Защитим елочку». 4. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально - образного содержания произведения, от переживания детей.В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, сказки и былины, сказания и жития.На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. 5. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения. Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах», в Республиканском фестивале здоровья. На праздниках к Дню защитников Отечества и 8 марта соревнуются в конкурсах «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!». По окончании учебного года выходят в поход в лес вместе с родителями и играют в «Зарницу» и другие игры. 6. Трудовое направление - привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родителей, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. 7. Семейное направление - утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. /3,с.2-5/Ребята изучают историю своей семьи, составляют родословное древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи, описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи. Работая над темой гражданско-патриотического воспитания, мы определили особенности патриотического воспитания младших школьников, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания; формы и методы; составили план мероприятий по воспитанию патриотизма, разработали тематику классных часов. (Тематика классных часов прилагается. Приложение 2) Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, доступные для понимания детей - это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. /4,с.37/Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями народа. Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Недаром поэты и музыканты столько стихов и песен сложили о родном доме. Домашнее тепло - одно из условий счастливого детства. Счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека. Душевно здоровые, крепкие, развитые люди образуют здоровое общество. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка - дело не только самих родителей, оно лежит в интересах общества. Придя в школу, ребенок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Особое внимание в этом направлении уделяется урокам самопознания.(Приложение3) Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома - отношения к Отечеству, ведь школа - это «кусочек» той страны, где живет ребенок./5,с. 41/ Отношение к классу, школе зависит, в свою очередь, от того, как ребенок учится (успешно или неуспешно), как к нему относятся учителя и сверстники, каков психологический климат в классе и школе и т. д. Создавая ситуации успеха в учении, повышая статус ребенка в группе, гармонизируя отношения в коллективе, проявляя заботу о благоприятном психологическом климате, в котором все чувствовали бы себя комфортно и защищено, мы тем самым закладываем основы ценностного отношения к школе. Важнейшим компонентом патриотического воспитания является отношение к природе как дому человечества. Работа в этом направлении ведется исходя из постулатов: «Природа - наш дом» и «Беречь природу - значит беречь Отечество». Дети очень эмоционально относятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно полезном труде в природе, проявляют интерес к природным явлениям. Важно не упустить этот момент, формируя экологическую готовность к правильному взаимодействию с природой. Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей природе, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему. Ребенок узнает, представителем какого народа он является; в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним самим и его семьей. Он начинает изучать свою страну: ее историю, географическое положение, знакомится с выдающимися людьми, оставившими след в истории и культуре. Начинает формироваться его гражданская позиция. Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными и конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в социально-общественных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Беседа - метод убеждения. Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей. /2, с. 19/ Классный час - одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений с окружающим миром. Устный журнал - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу, в другие учебные заведения и т. д. Путешествие - это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся. Праздник - особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические. /2, с.24/ Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания. Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Вечер военной поэзии и песен», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др. Что значит любить Родину? Значит, знать её прошлое, жить её настоящим, думать и заботиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством - вот то, без чего человек не может считать себя личностью. Воспитание граждан и патриотов своей Родины - процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве». ЛИТЕРАТУРА 1. Закон РК « Об образовании». Учебно-практическое пособие.-Алматы:Норма-К.2007. 2.Бабанский Ю.К.Педагогика.-М.Просвещение, 1983 3. Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. - 1994. - № 2. - С.2-5.
4. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
5. Юридическая энциклопедия / под ред. В.И. Болотного - М.: Юрист, 2005.







© 2010-2022