Урок по русскому языку на тему Склонение имен существительных (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка урока по русскому языку

«Обобщение знаний склонений существительных»

Урок по русскому языку на тему Склонение имен существительных (4 класс)

Разработан учителем начальных классов Сивцевой Е.Н.

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе "Обобщение знаний склонений существительных"

Цели:

  1. Обобщить знания о падежах имён существительных;

  2. Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;

  3. Умение различать падежи по их признакам;

  4. Роль существительных в предложении;

  5. Развитие творческой деятельности.

Оборудование и реквизиты:

  • Компьютер;

  • Презентация;

  • Экран;

  • Карточки с названием падежей;

  • Индивидуальные задания;

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели - раз, два, три…

«Спинка прямая, локти у края»

- Открыли тетрадочки,
Записали число, классная работа.

2. Каллиграфическая минутка

- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.

- Запишите цепочку в предложенной последовательности.

3. Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка - склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: (Слайд 1) - Так, какая же тема нашего урока? (Слайд 3)

«Обобщение знаний о падежах, склонений существительных»

- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок? (Слайд 2)

  • Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;

  • Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;

  • Повторить окончания имён существительных в данном падеже;

  • Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;

  • Развивать навыки грамотного письма.

4. Теоретическая работа

- На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и…, затем отвечайте.
- Сегодня на уроке ваша задача - повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении.
(Слайд 5)
- Итак, что же такое склонение?

Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.

- Сколько склонений в русском языке? Какие части речи склоняются по падежам?

Теперь мы с вами подошли к нашей теме, но урок у нас с вами необычный. Мы с вами должны помочь обезьянке отпраздновать Новый год, а так как обезьянка живет в Африке, то она просит нас привезти ей настоящую елку, поможем?

Чтобы фрегат отправился в путь, нужно познакомиться со склонениями имен существительных. (Слайд4)

А для того чтобы закрепить эти знания мы с вами сделаем задания предложенные обезьянкой. Проверьте свои знания. Распределите слова по склонениям.(Слайд5)

На горизонте появился плавающий объект. Интересно, что в нем. (Слайд6)

Нам в руки попала древняя карта, но текст размыт водой. Карта показывает путь к сокровищам. Давайте пройдем этим маршрутом. Нам в руки попала древняя карта, но текст размыт водой. Карта показывает путь к сокровищам. Давайте пройдем этим маршрутом. Проверь маршрут по карте. Давайте вспомним падежи? - Сколько падежей в русском языке? (Слайд7 )Повторние всех изученных падежей ( слайды 8-17).

4. Закрепление пройденного материала

- От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю вам разминку, но не простую , а морскую , обезьянка сделала вам сюрприз.(физминутка «Подводный мир»)

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.

5. Работа по учебнику упр. 209

8. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках) (Слайд 17) еще задания нам встретились на пути..

Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

I вариант

II вариант

  • Бр…дил по л…су,

  • ч…десная п…года,

  • прячутся под б…рёзами,

  • всп…минали о лете.

  • Прол…тала над лесом,

  • был на …кскурсии,

  • вырастают из гр…бницы,

  • шли по тр…пинке.

9. Самопроверка (Работа в парах) (Слайд 18)

- А теперь, проверьте.

I вариант

II вариант

  • Бродил по лесу, (Д.п.)

  • чудесная погода, (И.п.)

  • прячутся под берёзами, (Т.п.)

  • вспоминали о лете. (П.п.)

  • Пролетала над лесом, (Т.п.)

  • был на экскурсии,(П.п.)

  • вырастают из грибницы, (Р.п.)

  • шли по тропинке. (Д.п.)

10. Задание дифференцированное

1 уровень: Определить склонение у слов: банан, снег, елка, песок, царство, тишь

2 уровень: Поставить слова в родительный падеж.

3 уровень: Составить предложение с дательным падежом и проанализировать , как часть речи.

Итак мы с вами помогли обезьянке встретить Новый год с настоящей елкой. Давайте прочтем пожелания обезьянки.

13. Итог урока (Слайд 218)

- Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
- Чью работу на уроке хотите отметить?

Перед вами лежат шарик и гирька, кому на уроке было легко поднимите шарик, а кто испытывал затруднения гирьку. А так как скоро новый год, то я вам предлагаю тоже нарядить елочку. Если вам урок понравился то вы клеите на елочку красный шарик, если затрудняетесь ответить, то желтый шарик, а если не понравился то синий.

Записали домашнее задание в печатных тетрадях сделать 218.

Используемая литература:

  1. Учебник «Русский язык», М.С.Соловейчик издательство «Ассоциация 21 век» 2011г.Поурочные разработки к учебнику «Русский язык» М.С.Соловейчик, (авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко)

  2. Материал из открытого урока «Фестиваль педагогических идей», Е. И. Бянкиной

















© 2010-2022