Урок по русскому языку на тему Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. Цель: - развитие умений анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов):

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.



- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа».

  1. Чистописание.
- Начнём урок с минутки чистописания. Образец есть в тетрадях и на доске (строчные м и л одиночные и двойные). - Какие элементы общие в написании строчных букв м и л? Что надо соблюдать при написании этих букв? (Наклон, высоту…) - Одинаковая ли высота у данных букв? - Какое соединение у этих буквосочетаний? (нижнее) - Отметьте точкой на образце место, откуда начинаем писать букву. - Напишите буквы. (3 раза) . Оцените свои записи, подчеркните наиболее удачные и продолжите писать подобные буквосочетания до конца строки.
  1. Актуализация изученного.
- Посмотрите на свои записи и предположите, о какой орфограмме мы будем говорить сегодня на уроке? (об удвоенной согласной) - Вспомните слова с удвоенной буквой согласного. (Ванная, Анна, Инна, касса…) - В какой части слова находятся буквы удвоенных согласных? (В корне.) - Что такое корень? - Как найти в слове корень? (повторяют алгоритм нахождения в слове корень) - Какие ещё знаете орфограммы в корне? - Какая часть слова стоит перед корнем? - Какую орфограмму в приставках вы знаете? (Буквы безударных гласных в приставках.) Словарный диктант: Аллея, шоссе, хоккей, ванна, масса, перрон, кросс, сумма, касса, пассажир, троллейбус. (один ученик работает у доски, обозначает орфограммы, подбирает однокоренные слова ) Вопросы к ученику, выполнявшему работу ( алгоритм самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты выполнил задание сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- В какой части слова находится удвоенная буква согласного в записанных словах? (В корне.) Запишите схему данной орфограммы.

- Слова орфограмма, удвоенная согласная и корень - это одни из ключевых слов на нашем уроке, остальные вы сами найдёте в ходе урока. (вывешиваются на доске ключевые слова или записываются)

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Открытие новых знаний.









- А теперь запишите слова рассказ и рассвет. Посмотрите внимательно. Подумайте: можем ли мы их отнести к группе записанных слов? (Да, нет) - Мнения разделились. Давайте проведём исследование. - Как вы думаете, в какой части слова находятся удвоенные буквы согласного? Что нужно сделать? (Разобрать слово по составу) Выполните работу. Как называется часть слова, стоящая перед корнем? (приставка) - Что нового вы узнали? (Удвоенная согласная не всегда в корне слова) - Какой возникает вопрос? (Удвоенная буква согласного - это одна и та же орфограмма или разные? Почему появляется удвоенная буква согласного? Как правильно написать букву согласного в слове?) - Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.) Поиск решения. 4 5 1. Коллективная работа на доске. - Понаблюдаем над словами рассказ и рассвет. Попробуйте объяснить, почему в этих словах пишется удвоенная буква согласного с. - Что для этого мы уже знаем? (При подборе однокоренных слов выяснили, что в этих словах есть приставка и корень.) - Предположите, откуда появились две буквы рядом. (На одну с оканчивается приставка, а с другой с начинается корень.) - Место, где приставка и корень соединяются вплотную, называется СТЫК. - Какие ключевые слова мы добавим? (стык, приставка) (вывешиваются на доску или записываются) - Сформулируйте тему урока, используя ключевые слова. (Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня) 2. Работа в парах. - Рассмотрите следующие слова: расколоть, рассудить, рассердился. - Обсудите в парах ответ на следующий вопрос: всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Нет). А в каких случаях? Откуда появились две одинаковые буквы рядом? (на стыке приставки и корня, когда приставка оканчивается, а корень начинается на одну и ту же согласную). На какой вопрос мы ответили? - Сверьте свой вывод с выводом в учебнике. 3. Работа над правилом. - Прочитайте ещё раз правило в рамке на с. 128. Подтвердились ли ваши предположения? - Как обозначается орфограмма? - Только ли буква с может быть удвоенной на стыке приставки и корня?
4. Ответ на проблемный вопрос урока. - Вспомните начало урока. Какая орфограмма встретилась нам в словарном диктанте? - А в словах рассказ и рассвет - та же орфограмма? (Нет.) Докажите, что это другая орфограмма. (Она находится не в корне, а на стыке частей слова, её можно проверить, а в корне проверить нельзя.) - Что же нужно, чтобы найти орфограмму-букву согласного и правильно её написать? (Сначала выделить части слова, потом вспомнить правило.) - Попробуйте составить схему к новой орфограмме. Урок по русскому языку на тему Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня


П. Дополнительно: - Бывают ли в словах утроенные согласные? (Нет.) рас + ссориться = ? - Как поступить, чтобы «не обидеть» приставку и корень? Одна из трёх букв пропадает, остаётся одна в приставке, одна в корне. Это слово - исключение из правила. (Рассориться.) 5. Физкультминутка. - Игра «Потопаем, похлопаем». Если есть в слове приставка - хлопаем, если нет - топаем. Смех, засмеялся, смеяться, нашёл, шёл, вошёл, морозит, приморозил, заморозил, морозец, переморозил.

ΙII. Развитие умений - применение знания. Работа в учебнике. 1. Упр. 159 - развивается умение объяснять графически написание удвоенной буквы согласного на стыке приставки и корня. - Что значит объяснить орфограмму графически? (Сделать необходимые обозначения, чтобы было понятно написание: подчеркнуть последнюю букву приставки и первую букву корня, обозначить части слова.) - Рассмотрите образец. - Как мы будем рассуждать? Составим план.

  1. Нахожу корень, обозначаю
  2. Нахожу приставку, обозначаю
  3. Обозначаю орфограмму.
Ученики выполняют самостоятельно. Проверка коллективная. - Какие буквы удвоенных согласных вы подчеркнули? Какая буква «удваивается» чаще?
2. Игра «Исследователи-лингвисты». Работа в группах. - Объектами исследования лингвистов будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной буквой согласного в корне. А девочки - слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня. Чья исследовательская лаборатория работает лучше? Взаимопроверка. - Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.


- Какие вопросы мы поставили в начале урока? Нашли мы на них ответы? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?

V. Домашнее задание.



Упр. 5, с. 131.

VΙ. Рефлексия - Назовите слова, которые больше подходят к пониманию вами темы:

  • Урок полезен.
  • Всё понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Ещё придётся потрудиться.
  • Да, трудно всё-таки учиться!

Деятельность учеников: - Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. - Мотивировать слитное - раздельное написание (по- - это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по - это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). - Различать приставки по- и па-, про- и пра-.


© 2010-2022