- Преподавателю
- Начальные классы
- ЧТЕНИЕ, КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ЧТЕНИЕ, КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дремина Н.Н. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Урок литературного чтения - особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным. Почему? Да потому что ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую прививку к чтению, растормошить его.
«Литературное чтение» - это предмет, задачей которого является знакомство с произведениями словесного искусства, развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в доступной для них эмоционально-образной форме. У детей появляется возможность не только осмыслить эти важные для жизни морально-этические понятия, но и вместе с героями литературных произведений пережить все разнообразие их чувств, приобщиться к духовно-нравственным ценностям автора художественного произведения. В современном обществе, где критерии нравственности ослаблены и размыты, роль художественной литературы и искусства с подлинно духовно-нравственными ценностями, воспитывающими в человеке человека, значительно возрастает. Равным образом возрастает и роль гуманитарных школьных предметов с художественно-эстетической и духовно-нравственной направленностью.
Особенности курса литературного чтения определяют его ключевые направления:
-
формирование навыков сознательного, правильного и выразительного чтения; чтения вслух и про себя; развитие коммуникативно-речевых умений на текстовой основе, связывающей уроки русского языка и литературного чтения;
-
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям; формирование у них нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру через чтение подлинно художественных классических произведений.
-
введение учащихся в мир большой литературы, формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, разнообразных по жанру и тематике, расширяющих кругозор юных читателей и формирующих познавательные интересы школьников.
Что же может стать кульминационным моментом урока? Разгадка замысла…
Максимальное приближение к авторскому замыслу, осознание особой точки зрения - это и есть открытие нового понимания художественного произведения, новых способов исследования творческой мастерской писателей и поэтов. Это разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. В такой момент можно услышать эмоциональные отклики читателей, ощутить изменения во внутреннем мире, сопряженные с пониманием авторских интонаций, оттенков смысла. На данном этапе учитель видит, как изменяются его ученики, что каждый из них открыл нового лично для себя в этом произведении, почувствовал ли красоту авторского слова. Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Некая завершенность в рассуждениях. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять и пояснить важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла. Очень важно подчеркнуть значение коммуникативной деятельности учителя, который вне зависимости от изучаемого предмета может сказать ученику: «Молодец!» или: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» - в этот момент и происходит формирование личностных УУД, т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему.
Таким образом, предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус. Формированиекоммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Что услышал - то забудешь,
что увидишь - то запомнишь,
что сделаешь - тому научишься.