Рабочая программа учебного занятия Учусь создавать проект

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36»

663332 Красноярский край,г. Норильск, р-н Талнах, ул. Бауманская,д.22 А

Телефон/факс: (3919) 37 -30-03E-mail: [email protected]

nprschool36.ucoz.ru/




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

руководитель МО учителей куратор начальной школы директор школы

___________О. А. Безчаснюк __________Е.Д.Бригаденко __________Е.Г.Масько

«__»_______ 2014г. «___»________2014г. «___»__ ______2014г.

___________О. А. Безчаснюк __________Е.Д.Бригаденко __________Е.Г.Масько

«__»_______ 2015г. «__»_______ 2015г. «___»________2015г.

ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»


Ступень: начальное образование

Класс: 4 В

Срок реализации программы: 2014 -2015учебный год

Учитель: Черемнова Ирина Евгеньевна

Норильск

2014г.





Пояснительная записка

Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации. В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности. В основу программы по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма - курс «Учусь создавать проект» для 4 класса взята программа, разработанная Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и обеспеченная методическим пособием для учителя /Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой - М., Издательство РОСТ, 2012 г.,119 с./ Курс рекомендован Министерством образования и науки РФ и соответствует ФГОС у начального общего образования. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Курс «Учусь создавать проект» - это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» отводится138 часов по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет. В 4 классе на изучение курса отводится в год - 34, 1 час в неделю.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребѐнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребѐнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»? В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребѐнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учѐных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребѐнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию. Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Методы и приемы

  • словесные (устное или печатное слово);
  • наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
  • репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
  • проблемно - поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);
  • создание ситуации успеха в обучении;
  • использование игр и игровых форм организации деятельности;
  • творческие задания;
  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

  • Видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов (4 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.

Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


Тематическое планирование для 4 класса

п/п

дата

Тема занятия

УУД

I четверть (9ч)

1

3.09

Наблюдение и экспериментирование

Уметь:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Рефлексировать: видеть проблему; анализироватьсделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;

Целеполагать: ставить и удерживать цели;

Планировать составлять план своей деятельности;

Моделировать: представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное;

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию: взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других

2

10.09

Наблюдение и экспериментирование

3

17.09

Методы исследования

4

24.09

Методы исследования

5

1.10

Наблюдение и наблюдательность

6

8.10

Совершенствование техники экспериментирования

7

15.10

Интуиция и создание гипотез

8

22.10

Интуиция и создание гипотез

9

29.10

Правильное мышление и логика

II четверть (6ч)

10

12.11

Правильное мышление и логика

Уметь:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Рефлексировать: видеть проблему; анализироватьсделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;

Целеполагать: ставить и удерживать цели;

Планировать составлять план своей деятельности;

Моделировать: представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное;

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию: взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других

11

19.11

Искусство делать сообщения

12

26.11

Искусство делать сообщения

13

3.12

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

14

10.12

Семинар «Как готовиться к защите

15

17.12

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

16

24.12

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

III четверть (8ч)

17

14.01

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Уметь:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Рефлексировать: видеть проблему; анализироватьсделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;

Целеполагать: ставить и удерживать цели;

Планировать составлять план своей деятельности;

Моделировать: представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное;

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию: взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других

18

21.01

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

19

28.01

Коллективная игра-расследование

20

4.02

Коллективная игра-расследование

21

11.02

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

22

18.02

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

23

25.02

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

24

4.03

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

IV четверть (10 ч)

25

18.03

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Уметь:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Рефлексировать: видеть проблему; анализироватьсделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;

Целеполагать: ставить и удерживать цели;

Планировать составлять план своей деятельности;

Моделировать: представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное;

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию: взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других

26

25.03

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

27

1.04

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

28

8.04

Семинар

29

15.04

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

30

22.04

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

31

29.04

Подготовка собственных работ к защите

32

6.05

Подготовка собственных работ к защите

33

13.05

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

34

20.05

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов


© 2010-2022